Как создавать интерактивные истории, рассказал Джон Берн-Мердок, который работает в Financial Times журналистом данных (data journalist). В их редакции всего четыре корреспондента, задача которых — создавать понятные и интересные истории на основе больших объемов статистической информации. Они занимаются и традиционной журналистикой, но в первую очередь ищут свежие способы подачи информации. Если есть статистика по скорости лифтов в разных небоскребах, на сайте FT появляется интерактивная инфографика с силуэтами главных небоскребов мира. По оси каждого силуэта одновременно, но каждый со своей скоростью начинают подниматься вверх точки - «лифты». Вместо сухих цифр — наглядная демонстрация того, насколько быстрее возносится к небу человек в тайваньском «Тайбэй 101» по сравнению с нью-йоркским Empire State Building.
Над одним интерактивным материалом с аналитикой и мнениями экспертов (особенно если он постоянно обновляется — например, анимированная карта по мигрантам, которая меняется в зависимости от новостей и статистики) могут работать 20 человек: журналистов, дизайнеров, специалистов по звуку, разработчиков сетевых решений, сотрудников бюро статистики. Но вообще data-журналисты далеко не всегда привлекают к своей работе кого-нибудь еще. «Мы журналисты-специалисты, — поясняет Берн-Мердок. — Кроме традиционного набора навыков, знакомы с основами программирования и статистического анализа». По его словам, это совсем не сложно даже без профильного образования, если иметь энтузиазм и математический слад ума. «Сейчас есть хорошие программы, — делится Берн-Мердок, — которыми можно овладеть в считанные недели и не требовать в редакции дополнительных денег».
Для того чтобы Интернет-пользователя привлек материал, мало создать красивую и понятную визуализацию, очень важна точка зрения — формулировка вопроса или темы не с высоты эксперта, а на равных с обычным человеком, интересующимся темой. Так, к 5 туру Лиги Чемпионов в 2014 году Берн-Мердок подготовил график: кто забил больше всего голов за все время существования чемпионата с 1955 года. График показывает не только количество — у лидеров Месси и Рауля по 71, у Рональдо 70, но динамику по годам. Так что можно сравнивать успехи бомбардиров, которые никогда не встречались на поле. И это интересно скорее футбольным фанам, нежели высоколобым спортивным аналитикам.
Конечно, кто-то предпочитает традиционную подачу информации, но с развитием новых технологий стоит учитывать самые разные группы аудитории и делать материалы на разный вкус. С материалами data-журналистики любят «поиграть» немало людей, которые, бывает, придя на сайт по ссылке на такой материал из соцсетей, подписываются потом на FT (часть онлайн-материалов доступны только по подписке).
Берн-Мердок порекомендовал несколько ресурсов, на которых любой может превратить гигантские массивы статистики в понятные картинки: plot.ly, tableausoftware.com, cartodb.com (только карты). А менеджер по работе с социальными сетями в компании Tableau Software Энди Котгрив буквально за 10 минут показал участникам форума, как сделать интересный графический пост в своем блоге, загрузив в бесплатный сервис Tableau Public много таблиц в Excel.
Создатель сервиса мобильных новостей Circa и исполнительный продюсер AJ+ Дэвид Кон уверен: технологические компании давно ведут себя как медийные, поэтому медийные просто обязаны вести себя как технологические, разрабатывая собственные платформы. Только так можно поддерживать и развивать практики и принципы, которые нам важны.
Конек Кона — мобильные новости, популярность которых очевидно растет: в этом году уже 50% цифрового трафика CNN идет через телефоны. И это максимально близкое проникновение в жизнь человека — через интимный предмет, который люди не любят давать в руки другому, к которому прикасаются перед сном и сразу после пробуждения. И так же, как красивые компьютерные игры непопулярны на смартфонах, подача новостей на сайтах совершенно не подходит для мобильных приложений.
Для мобильных новостей нужна структурная журналистика: вся информация разбивается на куски — новость, цитата, изображение, видео, аудио, а потом скрепляется. Если следует развитие событий, новый текст не пишется, но к общему материалу добавляются новые блоки. Структурирование контента позволяет настраивать индивидуальную ленту новостей для каждого пользователя в зависимости от того, что он уже читал и видел на эту тему.
Структурирование дает и другие возможности: выделение всех цитат в отдельные блоки позволяет, например, легко найти все высказывания одного эксперта за пару месяцев. Иногда бывает интересно поставить свежую цитату рядом с более ранней, заметив трансформацию мнения.
Если нет новостей на «горячую тему», не стоит повторять то, что знаешь: «Ежечасное повторение одного видео и одной мысли с места событий, традиционное для CNN, искусственно, над этим люди смеются».
Конечно, в коротких сообщениях нет глубины и аналитики, которые свойственны длинным материалам. «Можно один раз прочитать статью из 6000 слов о лихорадке Эбола и узнать много всего сразу, — говорит Кон. — А можно прочитать текст из 600 слов сегодня, 600 слов завтра, и через 3—4 месяца читатель узнает и поймет всю историю этого заболевания. Это такой размазанный по времени длинный формат чтения новостей». Таким образом СМИ устанавливает долгосрочный контакт с аудиторией, и это ведет к монетизации контента.
Редактор видео-контента BBC World TV Инга Тордар рассказала, что больше всего просмотров в Интернете у развлекательных роликов. Чтобы конкурировать с видео утки, выходящей из озера (самое популярное в Интернете), новостному СМИ приходится искать новые способы подачи. Сейчас уже стало нормой, что до приезда съемочной группы журналисты посылают с места событий видео со своих мобильных. Такие материалы принимается и от зрителей.
Для облегчения подачи материала журналист идет перед камерой от предмета к предмету, встраивая простой и последовательный сюжет по крайней мере в начале ролика (так, рассказ о мощных пожарах может начинаться с приближения журналиста к оцепленному месту и описания происходящего). Для показа масштабной картины у BBC есть группа дрон-журналистики (в Великобритании оператор беспилотного летательного аппарата с камерой должна иметь лицензию летчика).
Журналистика данных вовсю используется в видео. Например, в коротких (обычно 60 секунд) объясняющих какое-либо актуальное явление роликах BBC, которые используются на телевидении и выкладываются в youtube. Обычно они без голосового сопровождения (под музыку) и в них используются фото, цифры, графики, короткие подписи и яркие цитаты. Таким образом за 60 секунд удается рассказать о ключевых моментах развития китайской корпорации «Алибаба» или распространения вируса Эболы.
Новостные ролики для соцсетей BBC Shorts — тоже под музыку, с несколькими короткими подписями — длятся и вовсе по 15 секунд. Это новый проект BBC, открытый в этом году. Впрочем, с соцсетями BBC работает и для поиска популярного контента, который можно превратить в журналистский продукт, — это направление называется BBC Trending. Рекомендации от пользователей по интересному контенту, который стоит осветить журналистам BBC, тоже приветствуются.
Дина Юсупова
Radioportal.ru