Современный журналист, не желающий остаться за бортом, ищет новые ниши для самореализации. Так появилась дата-журналистика, которая собирает открытые данные и преподносит их в виде яркого и понятного визуального продукта.
О том, как развивается это новое направление, рассказывает маркетолог из Петербурга, создатель сайта, повествующего о визуализации данных и проектах в сфере дата-журналистики bevisualmag.ru, Ирина Касаева.
– Как возник интерес к дата-журналистике и родилась идея создания сайта bevisualmag.ru?
– В силу специфики моего рода деятельности, я маркетолог-аналитик и занималась маркетинговыми исследованиями, мне довольно часто приходилось иметь дело с необходимостью поиска данных, их обработки и визуализации.
В последнее время разработано большое количество различных подходов к работе и представлению данных, появились многочисленные стандарты, передовые технологии и инструменты. С другой стороны, информация становится публичной.
Открытые данные и открытое программное обеспечение открывают новые возможности. Появляется множество красивых и интересных проектов, представляющих и визуализирующих данные. Здесь есть место и компаниям, которые на этом специализируются, например, Periscopic (США) или Меркатор (в России), и независимым исследователям, например, Руслан Еникеев и его «Карта Интернета». В bevisualmag.ru мы находим и рассказываем о таких проектах, пишем и переводим статьи.
– Почему дата-журналистика становится такой популярной?
– Это относительно новое явление. Это красиво и познавательно. И главное, это общественно значимо. Интернет и технологии прочно вошли в жизнь современного человека и фиксируют огромное количество разнообразной информации. Хотите увидеть ритм сердечных сокращений? – Легко.
Журналистика начинает строиться на данных, потому что их действительно становится много, и самых разнообразных. И это не только статистические данные – данные о миграции, заболеваниях, политических голосованиях, финансовые отчетности и прочее. Цифровым способом можно описывать фотографии, видео, аудио. А цифры могут говорить, и их можно визуализировать.
В визуализации еще один аспект популярности проектов в области дата-журналистики. Это привлекательно. Это собирает внимание аудитории. Люди любят рассматривать картинки, так как мозг визуальную информацию обрабатывает гораздо быстрее. Чтобы завоевать внимание аудитории, в изданиях прибегают к использованию информационного дизайна и интерактивных визуализаций.
– Дата-журналистика – это дополнение к классической журналистике или ее конкурент?
– Ни то, ни другое. Это эволюционная ветвь. Новый способ рассказывать истории и доносить информацию. Конкурируют ли между собой авто и авиа? Если это обоснованно, если в этом есть необходимость, если есть объемы данных и возможности их обработать и представить, журналистика данных будет лучшим решением.
– Какова судьба дата-журналистики в России? Есть ли возможность у прогрессивного журналиста найти достаточное количество данных, с которыми он может работать и создавать информационный продукт?
– Дата-журналистика активно развивается в мире. Обучение дата-журналистике включено в образовательные программы в ведущих университетах США, Англии и других стран. Существуют премии в области журналистики данных Data Journalism Awards. Специалисты в этой профессии востребованы, и прогнозируется, что спрос будет возрастать. Развиваются организации и стартапы в этой области. Ну и, наконец, в ведущих мировых СМИ есть отделы и разделы сайта издания, посвященные проектам в области дата-журналистики: GuardianDatablog, Департамент графики в The New York Times создает проекты в области журналистики данных мирового класса, Reuters, Bloomberg, WashingtonPost, WallStreetJournal.
Прогрессивному журналисту, кроме данных, необходима команда, состоящая из программиста, который сможет обработать данные, дизайнера, который сделает необходимые иллюстрации, и веб-мастера (если это интерактивный проект).
В России замечательные проекты в области инфографики и дата-журналистики создавались в студии инфографики РИА «Новости» под руководством Алексея Новичкова (в статике и в динамике). К сожалению, данное СМИ было расформировано. Сейчас студия инфографики РИА «Новости» перешла в «Афиша-Рамблер-SUP». Будем ждать новых интересных проектов.
Фото и текст: Анна Аверина