Опытные журналисты, стоящие на пороге работы над крупными проектами, мы думали, что знаем, как создавать хорошие журналистские материалы. Поэтому мы меньше всего ожидали получить совет отказаться от с трудом наработанной драгоценной информации. Но в течение недели тренеры подвергали сомнению многие наши идеи о журналистике, и к концу тренинга мы смогли превратить наши первоначальные, размером с кандидатскую диссертацию, идеи в простые истории, которые могут изменить что-то для читателей, слушателей и зрителей, утопающих в море журналистского контента.
Вот что нового я узнал о работе над журналистскими материалами, оказывающими влияние на аудиторию, но при этом избегать ловушек, подстерегающих авторов больших, амбициозных проектов.
Шаг 1: Избегайте проклятия всезнания
Прежде чем начать планировать работу над материалом, многие из нас, включая меня, должны были освободиться от бремени слишком большого знания. Тренеры неоднократно говорили нам, что, хоть мы и провели месяцы, собирая материал по нашим темам, это не значит, что мы должны вываливать на читателя всю собранную информацию. Как выразился Мирко Лоренц, пионер в области журналистики данных, "отказываться от хорошего контента в пользу лучшего – очень тяжелая работа". Он предупреждал нас, что, если мы не научимся делать выбор и сокращать, то окажемся в ловушке слишком большого количества материала и вариантов его использования. Эта идея также была хорошо сформулирована в презентации эксперта в области визуализации данных Кристапса Силиньша: "Отправляйте в мусорную корзину 99 процентов контента – выбирайте качество".
Шаг 2: Знайте свою аудиторию
Мы, журналисты, часто хотим, чтобы наши материалы достигли максимально широкой аудитории. Но на тренинге мы узнали, что такой подход не всегда является правильным. Наши истории могут оказать больше влияния, если они будут ориентированы на узкую ключевую аудиторию. Перед тем как начать писать, мы должны спросить себя: "Кому будет интересен материал, который я нашел? Кого это коснется больше всего?". Короче говоря, иногда приходится жертвовать не только заботливо собранным контентом, но и аудиторией.
Шаг 3: Думай по-другому
Нас постоянно заставляли думать о том, как мы могли бы изменить свои материалы, например с помощью мультимедийного подхода и использования инструментов журналистики данных. Журналистам сейчас доступно больше вариантов сторителлинга, чем когда-либо: от длинных статей и объяснительной журналистики до инфографики и soundslides (аудиослайдшоу). Мы получили совет сперва набрать много идей использования различных технологий или подходов, а затем выбрать из них одну-две, которые помогут нашей истории выделиться на фоне остальных. Но нам также напоминали, что, хотя технологии и помогают, рассказать хорошую историю можно и без них.
Шаг 4: Изменяй мир
Если у нас и были какие-то сомнения о роли журналистов в жестоком мире конкуренции в перенаселенную цифровую эпоху, они исчезли к последнему дню лагеря. Перефразируя Джастина Аренштейна, [стипендиата программы ICFJ Knight International Journalism и] старшего специалиста по вопросам цифровой стратегии организации "Африканская медиаинициатива": "Если вы не думаете о том, изменят ли ваши истории мир, вы попусту тратите свое время".
Работая над журналистскими материалами, мы должны менять свой подход, говорил нам Джастин. Взаимодействие аудитории с нашим контентом изменилось. Люди завалены информацией или используют для получения новостей несколько источников, в которые не входят традиционные СМИ.
"Нам нужно находить новые способы сделать новость, о которой мы пишем, более полезной для людей. Журналистика, которая лишь рассказывает истории, больше не годится, – сказал он. – Мы должны превратить эту новость в полезную информацию. Стоит работать только с теми историями, которые имеют отношение к реальным проблемам и реальным вызовам, которые мир бросает нашей аудитории".
Этот материал первоначально появился в блоге Africa Story Challenge и размещен на сайте IJNet с разрешения.