1: Интересно ли это?
Это, пожалуй, самый важный критерий. Если история не интересная, зачем ее рассказывать? Ваша история должна заставить зрителя, слушателя или читателя остановиться, оторваться от завтрака и захотеть с кем-нибудь ею поделиться. Вот неплохой способ проверки: если один из ваших коллег, услышав историю, говорит: "Ну и что?", а вам нечего ответить на этот вопрос, то, возможно, это не то, что вы ищете.
Если это не интересно, зачем об этом говорить?
2: Знали ли вы об этом раньше?
Если вы по-настоящему интересуетесь новостями – а вы должны ими интересоваться – вы, скорее всего, знаете, на самом ли деле ваша история свежа и оригинальна. Тут могут помочь сотрудники вашей редакции; всегда находится какой-нибудь уникум, который помнит обо всех историях, которые когда-либо увидели свет. Если такие люди ничего не слышали о данной истории, то вполне вероятно, что она новая. Так что спрашивайте, не стесняясь, знает ли кто-нибудь об этом. Кроме всего прочего, в результате вы можете найти новые идеи о том, как освещать эту историю.
К некоторым историям можно возвращаться несколько раз.
3: Есть ли кто-нибудь, кто хотел бы, чтобы об этой истории не узнали?
После того как вы провели расследование, вам нужно подготовить интервью с участниками. Но может оказаться, что человек, с которым вы хотите провести самое важное интервью, не отвечает на ваши звонки, отказывается от интервью или не отвечает на заданные вопросы. Возможно, что центральному персонажу этой истории есть чего бояться или что скрывать. Конечно, это еще не доказательство того, что данная история правдива и что вы на правильном пути. Существует много причин, почему человек может не хотеть говорить. Но это может быть признаком того, что нужно провести дополнительное расследование. Не спешите с выводами.
Если кто-то не отвечает на ваши звонки, вполне возможно, что эти люди знают что-то об этой истории.
4: Скольких людей это затронет?
Даже самая прекрасная история в мире может затрагивать всего лишь одного человека. Это не значит, что такая история не стоит того, чтобы о ней рассказывать, но чем больше людей коснется ваша история, тем больше вероятность того, что она будет интересна для аудитории. И даже если эта история затрагивает только одного человека, ваша работа заключается в том, чтобы понять и объяснить, имеет ли она значение для большего круга людей. Возможно, другие люди также находятся в ситуации, подобной той, которую вы описываете, и для них будет полезно узнать о событиях и фактах, которые вы нашли.
Представляет ли история интерес для достаточного количества людей?
5: Трудно ли будет рассказать эту историю?
Хорошее правило, которое я вывел из работы над сотнями историй, о которых писал в свое время, заключается в том, что, чем труднее рассказывать историю, тем более вероятно, что она получится замечательной. Если об этом легко рассказать, то вполне возможно, что кто-то уже сделал это. Из этого правила также вытекает другое – не стоит слишком легко сдаваться. Собирая материал о важной истории, вы вполне можете оказаться в ситуации, когда вам захочется опустить руки. Не надо этого делать. Нет ничего страшного в том, чтобы оставить на время работу над этим материалом, но попытайтесь выяснить, почему над ним так трудно работать. Ведь за этими сложностями может скрываться сущность истории.
Если историю трудно рассказывать, она, возможно, стоит того, чтобы ее рассказать.
6: Звучит ли история правдоподобно?
Чем более невероятной и далекой от реальности кажется история, тем более вероятно, что это неправда. Это не значит, что таких историй не существует, это просто означает, что вам нужны очень веские доказательства, прежде чем вы опубликуете материал. Лучшие истории часто просты и оказываются недостающим элементом головоломки – они помогают понять то, что было известно раньше.
История, которая не кажется правдоподобной, – это не история.
7: Насколько вероятно, что другие журналисты следят за той же самой историей?
Если эта история может стать основой действительно хорошего, оригинального журналистского материала, возможно, что ваши конкуренты уже нашли ее. Если это действительно выдающийся материал для публикации, то политики, активисты, лица, принимающие решения, и все, кто заинтересован в этой истории, будут что-то предпринимать. Поэтому у вас всегда должен быть собственный план работы. Если за публикацией вашей истории последуют другие на ту же тему, вы должны опередить всех. Также можно наметить темы следующих публикаций, вытекающих из данной истории (см. следующий пункт).
Истории, достойные публикации, часто привлекают повышенное внимание.
8: Последуют ли за первой другие истории, связанные с ней?
По-настоящему хорошая история будет связана по крайней мере с тремя другими, о которых вы тоже можете рассказать. Если вы будете опережать своих конкурентов, то должны подумать о том, как эта история будет развиваться после того, как будет опубликована. Когда история увидит свет, ваши конкуренты тоже будут думать о том, как раскрыть тему с других сторон. Вы должны опередить их. Когда вы еще только начинаете искать факты и работать с историей, запишите ее план и идеи о том, как она может развиваться и какие в ней могут возникнуть герои. Найдите этих людей, поговорите с ними, соберите эксклюзивный материал и подумайте о новых углах зрения на эту историю. Ваша задача – не сбавлять темпа.
Большинство историй будут иметь продолжение – позаботьтесь, чтобы вы имели к этому отношение.
9: Изменится ли что-то в результате публикации истории?
Изменится ли что-нибудь, если вы расскажете эту историю? Сможет ли она улучшить жизнь других людей? Сможет ли ухудшить? Если история будет способствовать улучшению чьей-то жизни, то это хороший знак. Если есть вероятность, что публикация приведет к ухудшению жизни других людей, – подумайте как следует, стоит ли ее публиковать. Это часть теста на соответствие общественному интересу – теста, который поможет вам увидеть силу и важность вашей истории.
Какое влияние может иметь ваша история?
10: Сможете ли вы после публикации общаться с теми, о ком вы написали?
После того как вы расскажете историю, сможете ли вы по-прежнему смотреть в глаза тем, кто вам ее рассказал, захотят ли они по-прежнему говорить с вами? Спорная история, рассказанная хорошо и правдиво, поможет вам заработать уважение. Спорная история, рассказанная плохо и лживо, поставит под сомнение вашу дальнейшую карьеру журналиста. Это не означает, что вы должны идти на компромисс или обеднять ваш материал. Но это значит, что вы должны быть справедливым, честным, объективным, беспристрастным и точным во всем, что вы делаете. Здесь можно познакомиться с учебными материалами по журналистской этике.
Не стоит терять важные контакты ради публикации одной истории – но, с другой стороны...
Джайдип Катвала работает журналистом с 1985 года. Он сотрудничал с ВВС, Channel 4 News и радио Нидерландов. Кроме того, он преподает журналистику и ведет несколько проектов по развитию медиа и учебных курсов по всему миру.
Это сообщение было впервые опубликовано на сайте Helping Media (MHM) и публикуется на IJNet с разрешения.
MHM – информационный обучающий сайт, предоставляющий бесплатные ресурсы для журналистов, работающих в странах переходного периода, странах, переживших конфликты, и районах, где свобода выражения мнений и свобода СМИ находятся под угрозой.