Время медиа для всех и про все на свете стремительно уходит. Вместо одной The New York Times или одного «Коммерсанта» на медиарынке возникнут десятки и сотни небольших нишевых изданий, каждое из которых будет посвящено очень узкой теме. Скажем, предприниматель сможет подписаться не на «деловой» журнал или газету, а на несколько каналов, посвященным интересующим именно его вопросам: «Как привлекать клиентов в магазин нижнего белья в Сибири», «Личный опыт: как я не платил налоги пять лет подряд».
При этом медиа станут глобальными: написанные русскоязычным автором статьи будут читать жители Германии и Индии, а снятые китайскими видеоблогерами ролики будут понятны зрителям в Копенгагене и Воронеже. Системы автоматического перевода постоянно совершенствуются и уже через пару лет перестанут уступать лучшим переводчикам-людям.
Лучшая новость в том, что специально искать все эти источники не придется: управляющие формированием ленты новостей в наших соцсетях и браузерах нейросети сами подберут индивидуальные рекомендации. Получать деньги издатели таких нишевых медиа будут от площадок, которые показывают их контент. Эта зависимость, конечно, многим не понравится, но альтернатива — поиски собственной аудитории — выглядит слишком дорогой и сложной. СМИ будущего будут заниматься только контентом — все остальное, от рекламы до дизайна, возьмут на себя разработчики социальных сетей, приложений и гаджетов.
К 2023 году половина взаимодействий людей с компьютерами будут осуществляться голосом, прогнозируют футурологи из Future Today Institute. Это означает, что мы будем буквально «разговаривать с новостями». Персональный ассистент в смартфоне подберет по просьбе пользователя интересные ему сюжеты и перескажет их суть. Если что-то будет не понятно, достаточно попросить объяснить понятнее. Фразы вроде «Сири, помедленнее, я забыл, что такое блокчейн» станут нормой.
В ближайшие годы на медиаландшафт окажут влияние дроны, носимые устройства, виртуальная и дополненная реальность. Дроны и 360-градусные видео позволяют показывать происходящее с невиданным раньше уровнем вовлечения: сидя дома, мы можем одновременно находиться в центре событий на другом конце мира и наблюдать их с высоты птичьего полета. Это создаст у зрителей аддикцию, которая не снилась новостным кабельным каналам. Мы захотим непрерывного погружения в процесс — и технологии обеспечат нам его. В свою очередь, внедрение в журналистику виртуальной и дополненной реальности позволит повысить эмпатию потребителей новостей. Прогулявшись в виртуальной реальности высокого разрешения по улицам разрушенного ураганом города или пробежав по передовой военного конфликта, мы перестанем воспринимать трагедии и их жертвы в виде абстрактных цифр. Так технологии сделают нас человечнее.
Начинается новая «золотая лихорадка»: чтобы занять место на этом фронтире, медиа уже сегодня должны работать с прицелом на 2030 год и дальше. Эксперименты с кроссплатформенным контентом, разработкой нишевых предложений и созданием новостных чатботов (в том числе, голосовых) обязательны для выживания. Отложите в сторону книжки по журналистике и доставайте учебники программирования.