«В течение трех лет до появления Follow Me мы работали над проектом студенческой радиостанции факультета журналистики МГУ fmgu.ru под руководством преподавателя кафедры новых медиа Александра Ганюшина, - рассказывает Татьяна. - Это была некоммерческая онлайн-станция, которую мы делали по лекалам классического для США колледж-радио. Контент включал в себя записи лекций преподавателей журфака, программы студентов и музыкальные программы и миксы. FMGU существовало на деньги от полученного факультетом гранта. Разумеется, через какое-то время они закончились, и финансирование станции было прекращено. Тогда мы всей командой начали искать инвесторов и людей, которые смогли бы сделать новый сайт радио. С последней задачей мы обратились к ребятам из Look At Me. В тот момент в состав компании входило агентство Nimbler, которое как раз занималось созданием сайтов. Но LAM предложили нам не делать сайт, а создать новую радиостанцию на их базе. Так и появилось Follow Me».
На первом этапе и финансово, и профессиональным опытом команде помогали основатели Look At Me. «Без них Follow Me не было бы», - замечает Михаил. Ребята из Look At Me также сильно повлияли и на музыкальное мировоззрение коллектива радиостанции: «Мы пришли к ним, с пеной у рта доказывая, что лучше любимых нами на тот момент нескольких жанров быть ничего не может, - вспоминает Татьяна Андрианова. - Через год мы научились анализировать сцену и процессы, видеть все стороны музыки: старое и новое, рок и хип-хоп, хаус и дабстеп — отличать модное копирование от талантов, чувствовать тренды. Мы никогда не равнялись на какой-то проект или людей, просто ставили музыку, которая нравится нам самим и является актуальной в мировом контексте. Нашей любимой радиостанцией сегодня является BBC 6 Music. Их музыкальная политика сродни нашей, но, конечно, в более консервативном и британском ключе».
Вместе с LAM Интернет-радиостанция проработала четыре года, а с сентября 2013-го является абсолютно самостоятельным проектом. Сейчас Follow Me занимаются два человека — Татьяна Андрианова и Михаил Резван. «А помогает команде, - рассказывает Татьяна, - гениальный технический специалист, который следит за серверами и системой вещания. Пожалуй, самым сложным делом был поиск толкового человека, который смог бы настроить вещание. Мы наступили на все грабли во время этого процесса: поломки серверов, падение эфира, проблемы во время прямых трансляций — можно перечислять бесконечно. После нескольких лет технических экспериментов нам, наконец, удалось найти профессионала, который работает с нами и по сей день, и к которому мы обращаемся только в двух случаях: если нужно что-то улучшить, или если у хостера случился, например, пожар и все серверы недоступны».
Изначально коллектив Follow Me ставил себе цель создать Интернет-радиостанцию, которая бы приносила прибыль. «Долгое время мы чувствовали себя первооткрывателями, когда пытались объяснить рекламодателям, как аудитория, которая слушает эфир и записи программ, может взаимодействовать с рекламным сообщением, - говорит Михаил. - Надо понимать, что индустрия онлайн-вещания в России фактически отсутствует. Так что Follow Me в любом случае является нишевым проектом. За время работы на базе LAM у нас было несколько интересных спецпроектов с такими брендами, как Givenchy, Miller, HP и adidas Originals, — их хватило, чтобы частично окупить проект, но заработать на них так и не удалось».
Фото "Афиши Город"
Интернет-станция Follow Me – исключительно музыкальное радио, рассчитанное на молодых людей, интересующихся новой музыкой и современной культурой, посещающих концерты, вечеринки и фестивали. Коммуникация с аудиторией выстраивается в первую очередь в социальных сетях (Facebook.com/followmeradio, Vk.com/followmeradio), потому что это привычное для молодых людей пространство для общения. Эфирная сетка состоит из четырёх потоков, главный из которых – поток с новой музыкой.
«Эфир программируется по всем радийным канонам: треки сортируются по времени суток, настроению, жанрам и новизне. В суточном делении три периода: дневной, вечерний и ночной. Также есть несколько категорий, разделяющих треки по частоте ротации. С использованием всех этих параметров составляются клоки, а из них программируется эфирная сетка на сутки. Мы внимательно следим за обновлением эфира и частотой звучания треков по мере их устаревания», - говорит главный редактор радиостанции. Музыкальный контент не подразумевает, что в эфире всегда играет заранее заготовленный плейлист. «Мы регулярно выходим в прямой эфир, причем можем делать это из любой точки мира, где есть стабильный интернет. Мы приглашаем диджеев и музыкантов, которые выходят в эфир из квартиры в Киеве, из клуба в Екатеринбурге, лофта или крыши в Петербурге, из студии в Москве — да откуда угодно. Также ежедневно мы публикуем специально записанные для радиостанции миксы диджеев, лайвы молодых музыкантов или регулярные передачи о музыке», - рассказывает Михаил.
Музыкальные программы представляют собой регулярные серии миксов, объединенные одной темой. Важно отметить, что почти ни в одной из них нет ведущего у микрофона. «Свои программы делает, например, известный диджей Андрей Панин или Влад Паршин из группы Motorama, - говорит Татьяна. - В разное время программы вели Нина Кравиц (сейчас очень известный диджей во всем мире), Лев Ганкин (в прошлом ведущий на радио «Культура», а сейчас на «Серебряном дожде»), Денис Бояринов (музыкальный редактор Colta), Сергей Оранж (арт-директор Denis Simachev Bar) и еще очень-очень много самых разных профессионалов в музыкальной среде: диджеи, промоутеры, журналисты, диггеры и просто меломаны».
Татьяна и Михаил прослушивают огромное количество музыки и отбирают для эфира лучшее: «Когда-то радио выполняло функцию вестника новой музыки, сейчас оно служит фильтром. Этим мы и занимаемся: слушаем невероятное количество плохой музыки, чтобы найти хорошие треки, и наша аудитория не тратила время на прослушивание ужасающего количества некачественного материала. Конечно, это наше видение современной сцены. При этом музыкальные FM-радиостанции в большинстве своем давно выполняют отупляюще-развлекательную функцию, кроме разве что двух-трех станций вроде «Культуры» и «Серебряного дождя». Радио для нас — это способ изменить людей с помощью музыки, мы верим, что даже если закоренелый гопник начнет слушать Follow Me, он перестанет отжимать мобилы».
В сентябре 2013 года стартовал совместный проект радиостанции «Серебряный дождь» и Follow Me. Каждую субботу с 22.00 до полуночи идёт еженедельная программа «Следуй за музыкой» в эфире на 100.1 FM. В течение августа этого года её можно было слышать ежедневно с 20:00 до 21:00. С сентября вернулся прежний график.
Весь 2014 год проходит Sound Union - большой совместный просветительский спецпроект Интернет-радиостанции Follow Me с Red Bull Music Academy Radio о русской независимой музыке. Это серия ежемесячных программ. «Каждый выпуск – небольшой передача, которая посвящена музыкантам из отдельного города или целого региона России, скажем, Архангельска или Татарстана, - рассказывает Михаил. - Мы внимательно изучаем музыкальную историю города и тратим очень много времени на поиски интересных артистов, чтобы потом свести их треки в микс и рассказать о местах и людях, которые внесли свой вклад в развитие музыкальной культуры. Нашими гидами по независимой сцене выступают самые активные местные диджеи, продюсеры и промоутеры. В каждой программе собраны треки артистов, которые вместе создают уникальное звучание своего региона и при этом находятся в мировом контексте. Также для каждого выпуска операторы Red Bull отправляются в те города, которым посвящена передача, чтобы снять небольшую историю о главных героях».
Еще одна составляющая проекта — интерактивная музыкальная карта России, которая обновляется с выходом новых выпусков. «На карте отмечены города или регионы — кликнув по одному из них, появляются указатели на знаковые музыкальные места с их описанием: можно посмотреть видео или фотографии и прочесть небольшую историю, - говорит Татьяна. - Каждый выпуск выходит не только на Follow Me, но и представляет Россию на сайте RBMA Radio в рамках рубрики Local Spotlights, где команды из разных уголков планеты рассказывают о местных артистах».
Главный редактор замечает, что на начальном этапе работы радиостанции определённые сложности вызывало отсутствие бюджета на PR: «Но это и отличная школа. Мы научились делать прямые трансляции с событий, вечеринки, промо-активности на фестивалях типа Faces&Laces при нулевом или совсем микросопическом бюджете. Когда считаешь каждую потраченную копейку, то должен быть уверен в том, что эти траты принесут максимальную пользу проекту. Наверное, за все те годы, что мы занимаемся Интернет-вещанием (суммарно выходит примерно семь лет), мы уже стали профессионалами в своей области. Но это дело не мешает нам заниматься и другими вещами: мы работаем как агентство по музыкальному оформлению городских пространств, организовываем мероприятия, выступаем в качестве диджеев и занимаемся цифровым лейблом Arctic Pacific Records».
Планы по переходу в FM-вещание у команды Follow Me, конечно же, есть. «Но для их реализации не хватает нескольких десятков милионов долларов, примерно столько нужно для аренды FM-частоты в Москве, - отмечает Михаил. - У нас есть готовая концепция и бизнес-модель для FM-вещания, которая ждет своего инвестора».
В ближайшем будущем Follow Me планируют больше работать с западной аудиторией. «У проекта есть неплохой потенциал для международного рынка, - считает Татьяна Андрианова. - В плане качества контента Follow Me может сравниться, а во многих случаях и превзойти американские и европейские Интернет-радиостанции…».
Елена Дюкова
Radioportal.ru