Расскажите, пожалуйста, как создавалась Фонтанка FM?
Александра Ромашова: Фонтанка FM была создана в 2011 году людьми, которые до этого долгое время проработали на Радио Рокс. Это была музыкальная радиостанция, вещавшая в Санкт-Петербурге на частоте 102,0 FM с 1991 года. Я пришла туда работать двумя годами позже и проработала 18 лет.
В 2011 году радиостанция лишилась частоты вещания в FM-диапазоне и своего сайта, а весь коллектив остался без работы. Было несколько судов, но доказать так ничего и не удалось: теперь на этой частоте ставится только музыка, а на сайте – ссылка на частоту вещания и сетевая реклама. Насколько понимаю, это был спор владельцев за право владения частотой в FM-диапазоне. Дело в том, что FM-диапазон очень ограничен, и его нельзя расширять до бесконечности. Людей, желающих сделать бизнес в этой сфере, много, частота стоит очень дорого, и за каждую ведется борьба. Большинство частот FM-вещания принадлежит московским медиа-холдингам, то есть сетевым радиостанциям, таким как Авторадио, Европа Плюс и прочие. Локальным радиостанциям становится всё труднее выживать, особенно нишевым – тем, которые рассчитаны на конкретную аудиторию. Именно таким и было Радио Рокс – исключительно музыкальной радиостанцией, ориентированной на классический англоязычный рок.
После этой печальной истории многие сотрудники – я, руководитель проекта Александр Цыпин, технический директор Дмитрий Андреев, ведущая программы «Русский рок» Женя Глюкк – объединились и создали новый совместный проект с петербургской Интернет-газетой Фонтанка.ру. Почему именно это издание? Мы были знакомы с ними долгое время, и даже хотели выпустить совместную аналитическую программу, но тогда не вышло. А после истории с разделом имущества мы решили продолжить более тесное сотрудничество.
Итак, мы стали частью этой Интернет-газеты, сделали новый радиопроект силами небольшого коллектива и начали вещать в сети Интернет. Радио Рокс было музыкальным радио с классического роком, и радио Фонтанка стала преемником этой традиции. Сейчас на Фонтанке FM также звучит много классической рок музыки, большинство ведущих эфира в ней прекрасно разбираются. Часть наших слушателей, которые любили Радио Рокс за его музыку, остаются с нами и в новом формате вещания Фонтанки FM. Кроме того, мы оставили многие авторские музыкальные программы, которые выходили в эфир Радио Рокс, например, программы «Лунный город», «Русский рок», «Ваши любимые рок баллады».
Помимо преемственности в музыкальном отношении Фонтанки FM и Радио Рокс, между ними существуют какие-нибудь отличия?
Александра Ромашова: Да, отличия этих двух проектов в музыке есть. Чтобы их понять, необходимо рассказать более подробно о Радио Рокс. С начала своего существования Радио Рокс стремилось вобрать в себя всё лучшее из классики англоязычного рока, но постепенно приходили новые редакторы, которые немного меняли музыкальный формат. В отдельные периоды существования радио музыка становилась более современной, экспериментальной и альтернативной, потом редакторы возвращались к первоначальной концепции классического рока. Наши слушатели не всегда были довольны такими изменениями. Ведь большую их часть составляют взрослые люди, старше 50 лет, которые выросли на рок-музыке и привыкли к старому звучанию. В течение 20 лет наша аудитория слушает классический англоязычный рок, и мы стараемся сохранять эти традиции и в новом проекте. Но мы также стремимся знакомить аудиторию с музыкальными новинками. Я как человек, занимающийся музыкальной редактурой более 20 лет, считаю, что звучание наших радиопроектов стало более органичным и разнообразным.
Александра Ромашова
Расскажите, пожалуйста, более подробно про Ваши музыкальные программы.
Александра Ромашова: «Лунный город» - это моя авторская программа, которую я делала еще на Радио Рокс. Мне была интересна музыка скандинавских стран, Великобритании, Ирландии, и на таком интересе я начала делать программу экспериментальной, электронной, этнической музыки. Вначале мне просто нравилась музыка, а потом возник интерес к скандинавским странам, кельтской истории – так и оформились эфирные выпуски. Сейчас программа выходит только в виде архивных выпусков, которых у меня накопилось большое количество. Я начинала её вести в 1990-е годы, когда Интернет только начал развиваться и информацию об исполнителях найти было очень трудно. Сейчас таких проблем, разумеется, нет, но появляются другие: отсутствие времени. Сейчас мне некогда заниматься «Лунным городом», потому что на радио появилось множество новых обязанностей. Я не только ведущая эфира, но еще я занимаюсь составлением расписания передач, наполнением сайта, ведением социальных сетей, общением с гостями студии т.д. У меня есть и другие музыкальные программы – «Ваши любимые рок баллады», в которой я включаю свою музыкальную подборку без голосового сопровождения; относительно новая программа «Полчаса ретро» с музыкой уходящей эпохи. Я самостоятельно отбираю музыку, нахожу информацию об исполнителях, составляю оригинальный текст. Я не являюсь приверженцем чтения каких-либо конкретных музыкальных изданий, журналов или блогов, но стараюсь брать проверенную информацию, в основном, с официальных сайтов исполнителей. С одной стороны, мне важно не допустить в свои передачи домыслы и информацию, которую нельзя назвать фактом, с другой – я стараюсь оставлять в программе художественную часть и высказать определенную точку зрения.
Насколько Вы близки к музыкальному миру?
Александра Ромашова: Я окончила музыкальную школу, но высшее образование я получила по специальности библиотекарь-библиограф. Однако я не считаю, что музыкальное образование имеет значение по отношению к работе музыкального ведущего. Я уже больше 20-ти лет занимаюсь музыкальными программами, поэтому у меня очень большое количество знакомых в этой сфере. Я хожу на множество концертов, которые мне близки и интересны, хотя в последний год это случалось реже. Вспоминаются 1990-е годы, в течение которых был настоящий бум концертов. После падения железного занавеса к нам хлынул поток музыкальных легенд, которых мы знали только по виниловым пластинкам – Deep Purple, Alice Cooper, Paul McCartney, Pink Floyd. Тогда не пойти на такие концерты было просто безумием, и естественно, я старалась ходить на каждый из них. Даже жаль, что сейчас это стало более обыденным делом.
Что бы Вы назвали самым сложным в работе музыкального редактора?
Александра Ромашова: Угодить всем. Это невозможно! Мы и не пытаемся это сделать, конечно, а ориентируемся на основной костяк нашей аудитории. Мы очень хорошо понимаем, кто наши слушатели: эту информацию нам предоставляют счетчики на сайте и рекламный отдел Фонтанки.ру. Большая часть аудитории – это мужчины 40-50-ти лет, у которых есть высшее образование и стабильная работа, которые знают и любят рок-музыку. Другая, меньшая часть слушателей – это женщины, того же возраста и положения. Сейчас на нашем сайте появилась интерактивная карта, с помощью которой мы хотим получить более детальное представление о географии нашей аудитории. Из общения со слушателями мы примерно представляем этот географический разброс: большинство людей из Петербурга, но также есть из Москвы, Челябинска, Хабаровска, и из городов других стран – с Кипра, Украины, Израиля и США. Мы стараемся поддерживать контакты с аудиторией всеми способами, которые дает нам Интернет. У нас есть чат и социальные сети, где слушатели постоянно пишут свои отзывы. Большей частью слушают стационарно, с компьютера, но также и с мобильного устройства, для которого у нас есть собственное приложение. Интересно, что в течение многих лет вокруг наших радиопроектов формировалась группа поклонников. Их около 20-ти человек, которые слушали Радио Рокс, а теперь – Фонтанку FM. Мы очень рады, что такая группа образовалась именно благодаря нам: они подружились и ходят вместе с нами на концерты. А однажды на день рождения Фонтанки FM они испекли нам торт! Это приятно, и мы этим очень гордимся.
Александр Горшков
Что изменилось в вашей работе после объединения с Фонтанкой.ру?
Александра Ромашова: После вхождения в состав Интернет-газеты направление нашей работы, действительно, изменилось: мы полностью поменяли формат вещания. Мы перестали быть исключительно музыкальной радиостанцией, включили множество общественно-политических программ. Например, программа Сергея Виватенко «Виват, история!» - это исторический цикл, который пользуется бешеной популярностью среди слушателей. Её ведет кандидат исторических наук и член клуба «Что? Где? Когда?», он рассказывает об исторических событиях в доступной и увлекательной форме. Поскольку у нас за плечами такой мощный ресурс как Фонтанка.ру с собственной корреспондентской сетью, не воспользоваться этим было бы странно. Поэтому у нас появились новые программы, например, еженедельный выпуск «Итоги недели с Андреем Константиновым», в котором писатель Андрей Константинов и ведущий Александр Цыпин подводят итоги уходящей недели. В дневном эфире много музыки, примерно дважды в час выходят новостные выпуски, а также разные тематические новости – музыкальные сводки, автомобильная хроника, калейдоскоп и прочие рубрики. При подготовке новостей мы ориентируемся на Фонтанку.ру, которая предоставляет собственные корреспондентские новости, освещающие главным образом события Петербурга, а также пользуемся новостными порталами 47news.ru, Водитель Петербурга, Доктор Питер, Фонтанка-Финские страницы.
Почему Интернет-газета Фонтанка.ру оказалась заинтересована в организации радиостанции?
Александр Горшков: Насколько я знаю, между собственниками Радио Рокс произошел акционерный конфликт, в результате которого творческий коллектив остался без работы. Один из участников этого коллектива Александр Цыпин, с которым мы были знакомы, предложил нам взять их команду. Мы решили рискнуть, так как Фонтанка.ру – успешное предприятие, и эти затраты не были слишком обременительны. Мы посчитали интересной идею создания Интернет-радиостанции. Кроме того, мы рассчитывали на привлечение новой аудитории. Но с самого начала было понятно, что формат Радио Рокс – не совсем то, чего ждет от нас аудитория. Можно сказать, что мы решили сделать и развивать стартап с учетом радийного опыта этой команды, но с ориентацией на новостной и разговорный формат. Предыдущие два года мы потратили на разработку стратегии и концепции проекта, а теперь приступили к стадии реализации. На базе Фонтанки FM мы строим Интернет-вещание, которое одновременно является самостоятельным продуктом и дополняет новостной контент Фонтанки.ру.
Екатерина Тарновская