Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) называет музыкальное интернет-радио одним из наиболее перспективных сегментов рынка. В 2007 г., по данным организации, на него приходилось лишь 3% от объема продаж, но сегодня доля достигает 21%.
Доля потоковой музыки в выручке музыкальной индустрии (данные RIAA)
Лидер в этой нише - Pandora, которой удалось "откусить кусок яблока", то есть переманить клиентов у одного из главных классических интернет-магазинов музыки - Apple iTunes. Благодаря Pandora, Rhapsody, Spotify и другим поставщикам потоковой музыки индустрия смогла удержать выручку на уровне $7 млрд, что примерно соответствует значениям 2010 г.
Отметим, что в последние годы рынок стагнирует и объем продаж практически не меняется.
Владельцы интернет-радиостанций в прошлом году получили выручку в размере $1,4 млрд, и это один из немногих сегментов, в которых наблюдается реальный рост, причем значительный - на 39%. В результате Pandora и другие потоковые станции выплатили звукозаписывающим компаниям, предоставляющим музыку для прослушивания, $590 млн.
Динамика продаж в звукозаписывающей индустрии (данные RIAA)
В то же время сервисы, требующие платной подписки, например Spotify, Rdio и Beats Music, росли даже быстрее своих бесплатных конкурентов. Они сгенерировали выручку в размере $628 млн, что на 57% больше, чем годом ранее.
А вот традиционные интернет-магазины закончили 2013 г. в минусе. Выручка от распространения цифровых копий отдельных треков и альбомов снизилась на 1% до $2,8 млрд.
Напомним, что Google и Apple уже создали собственные станции потоковой музыки - Google Play и iTunes Radio. Именно эти частично платные сервисы в ближайшем будущем могут стать основой для бизнес-модели компаний в области распространения музыкального контента. Главное преимущество Apple и Google - возможность разработки фирменных приложений высокого качества, работающих на операционных системах iOS и Android.
Рост популярности платных сервисов потоковой музыки (данные RIAA)
Если посмотреть на доклад Американской ассоциации звукозаписывающих компаний, складывается впечатление, будто интернет-станции, в частности Pandora, живут безбедно. Но все не так просто: каждое прослушивание трека на сайте Pandora приводит к дополнительным лицензионным отчислениям с ее стороны. И речь идет уже не о звукозаписывающих компаниях, а о таких организациях, как Американское общество композиторов, издательств и авторов (ASCAP).
В такой ситуации бесплатное радио, по мере роста своей популярности, должно зарабатывать все больше денег на рекламе.
В данный момент Pandora испытывает финансовые трудности, так как ASCAP требует увеличения лицензионных отчислений. Неудивительно, что наиболее рентабельными станциями потоковой музыки становятся те, которые не распространяют свой контент бесплатно, а продают платную подписку на свои архивы.