ЛЮБОВЬ ПЕТРОВА (ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ЖУРНАЛИСТА) — О РОЛИ И НАЗНАЧЕНИИ ЖУРНАЛИСТА
— Какая цель сегодняшней конференции?
— Цель данной отраслевой конференции — показать ситуацию на рынке и те изменения, которые произошли в отрасли за год. Несмотря на многочисленные сложности, СМИ идут вперед, ищут новые варианты работы и расширяют свою аудиторию.
— Какие изменения сегодня происходят в СМИ?
— Очень отрадно что, наконец, все поняли: главное — это контент. Нужно делать качественный контент, надо трансформировать его для разных платформ, тогда у издания будет разнообразная аудитория. Для нас было важным увидеть и показать, что будущее у печатной прессы есть.
— Какую функцию выполняет ЖУРНАЛИСТ?
— Поскольку журнал — это отраслевое издание, мы пытаемся привлечь внимание к СМИ как издательского сообщества, так и отраслевых организаций, от которых зависит решение проблем.
— Можно ли говорить о том, что ЖУРНАЛИСТ выступает в роли координатора СМИ сегодня?
— Конечно. ЖУРНАЛИСТ — это объединяющая платформа-площадка разных людей, разных структур и отраслей, практиков и экспертов, журналистов и студентов, преподавателей и руководителей департаментов.
Дарья Ганс
ЕВГЕНИЙ АБОВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ЗАО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА») — О НАЗНАЧЕНИИ ГАЗЕТ В БУДУЩЕМ
— В вашем выступлении прозвучало, что печатные СМИ не исчезнут. Поясните свое утверждение.
— Какие-то печатные СМИ могут умереть, но сам формат никуда не денется. Это я могу сказать уверенно. Вот чем они точно не станут, так это исключительно новостными изданиями— эта прерогатива останется за информационными агентствами. Основная функция газет, с которой их и ассоциировали, — не на пустом же месте появилось слово «newspaper» — уходит.
Какое место они могут занять на медиа рынке завтра?
— Печать приобретает новые преимущества: качественная аналитика, профессиональные комментарии, детальное освещение событий. Место для них точно найдется. Это могут быть элитарные издания, СМИ для специалистов — ниш много.
— Что могут дать сегодня печатные СМИ своему читателю?
— Печатное издание должно вызывать доверие у читателей, и, что немаловажно, человек должен получать эстетическое удовольствие от газеты. Макетная сборка, полиграфическое решение, рубрикация по номеру должны быть комфортными для потребителя.
— Вы сказали о доверии читателя к печатным СМИ. С чем оно связано?
— Газетный материал тщательно прорабатывается, за него отвечает несколько человек. Это целая цепочка из проверок, фактчекинга, да корректуры, в конце-то концов. Наименования, даты, детали — все это перепроверяется, и не единожды.
ПЕЧАТЬ ПРИОБРЕТАЕТ НОВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА: КАЧЕСТВЕННАЯ АНАЛИТИКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ, ДЕТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ СОБЫТИЙ
Разумеется, даже такой подход не исключает появления несознательных ошибок, но ответственность журналиста и редактора за напечатанное слово куда выше, чем в любом другом СМИ. Интернет-издания берут другим, оперативностью, постоянным обновлением статуса происшествия. Да, оперативность необходима в профессии, но зачастую она достигается в ущерб качеству, в ущерб проверке.
Глеб Бугров
ВЕНЕРА ХАКИМОВА (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ГУП «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН») — О БУДУЩЕМ ПЕЧАТНЫХ СМИ
— Долго ли в условиях неравной борьбы с интернетом просуществует печать?
— Не волнуйтесь, и онлайн, и бумага будут существовать, но будут отвечать интересам различных сегментов аудитории. В будущем будут и печатные средства массовой информации, и медиа в интернете.
— Есть ли будущее у печатных СМИ?
— Я думаю, что молодая аудитория, когда она повзрослеет, перейдет на печатный уровень. Потому что в печатных СМИ дается самая проверенная информация.
— Почему вы считаете, что печатная пресса преимущественно для взрослых авторов и для взрослых читателей?
— По опыту могу сказать, что журналисты гораздо легче относятся к написанию и размещению информации в интернете, на сайтах или в социальных сетях. Потому что, если ты там сделал ошибку, ее быстро удалили, а с бумагой гораздо сложнее и вдвойне ответственно.
Глеб Бугров, Владислава Иванова
НАТАЛЬЯ ЛЫМАРЬ (ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ «КУРСКАЯ ПРАВДА») — О СЛОЖНОСТЯХ РАБОТЫ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
— Как использовать социальные сети в работе журналиста печатных изданий?
— Я думаю, что и к социальным сетям нужно относиться как к инструменту. И если мы хотим, чтобы у нас был свой сегмент аудитории там, где люди охотно общаются, то мы должны каждый день завоевывать свою аудиторию и в социальных сетях.
— Что самое сложное в работе главного редактора?
— Мой опыт в журналистике без малого 25 лет. Когда я в феврале этого года попала в газету в качестве главного редактора, то, сразу поняла, что надо многое менять в редакции. Самое сложное в перестройке собственного сознания и сознания коллег, переход на новые формы работы.
— Кому труднее сегодня работать в СМИ: начинающим или опытным журналистам?
— Наша газета всегда славилась маститыми журналистами и большими текстами. А социальные сети были в зачаточном состоянии, поэтому надо было их развивать. Мы упивались собственной исключительностью и упустили время. Сегодня все журналисты редакции независимо от возраста пишут, фотографируют, делают видео и снимают трансляции. Но им сложнее использовать в работе эти инструменты, чем вам.
Алина Пак
ВАЛЕНТИНА ПЕРМЯКОВА (РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ «ГОРОДСКИЕ ВЕСТИ» И ПРОЕКТОВ «РЕВДА-ИНФО.РУ») — О СЕКРЕТАХ НАПИСАНИЯ ХОРОШЕГО ТЕКСТА
— Где вы учились?
— Я закончила кафедру периодической печати Уральского федерального университета, писала диплом по теме «Социальное проектирование в СМИ».
— Чем для вас является журналистика?
— Журналистика — общественное явление. Когда мы пишем свои материалы, то должны думать о тех изменениях, которые могут наступить после публикаций.
— Дайте совет по написанию хорошего текста.
— Мы должны задать себе вопросы: «И что?» «И что еще?» «И что из этого следует?». Если мы не даем ответов ни на один из этих вопросов, то это плохой текст и его нужно переделывать. Мы должны добиваться результата своими действиями, поэтому мы не можем просто повествовать.
Мария Пахомова, Арина Лобанова
СЕРГЕЙ ЦЫГАНОВ (ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «СОБЕСЕДНИК») — О ТОМ, КАК ДЕЛАТЬ ЖУРНАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ
— Какие СМИ вы выпускаете?
— У нас выходят три детских журнала. Есть общественно-политический еженедельник «Собеседник», который когда-то был приложением к газете «Комсомольская правда», а потом стал самостоятельным. Есть таблоид, журнал «Только звезды». Всего 17 разных изданий, существующих в разных нишах и в разных сегментах.
— Трудно делать печатное издание для детей?
— Конечно, потому что дети уходят в интернет. У меня шесть внуков, разного возраста от девятиклассников до младших школьников. Есть среди них те, кто журнал в руки не берет. А один мой внук читает журнал с интересом. Он учится в третьем классе и перестал включать телевизор. Так что печатный журнал находит своих читателей.
— Студентов к себе на практику берете?
— Конечно, приходите. Мы никогда студентам не отказываем.
Татьяна Ефремова, Динислам Вагабов
ОЛЕСЯ НОСОВА (1-Й ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ГАЗЕТЫ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА», ИЗДАТЕЛЬ И ШЕФ-РЕДАКТОР KP.RU) — О РАБОТЕ НАД ПРОЕКТАМИ
— Что нужно для успешного проекта?
— Прежде всего нужна идея. Потом начинают обсуждаться способы реализации. Чем больше времени вы потратите на обсуждение деталей, тем проще будет делать. И, конечно, нужна смелость. Заниматься творчеством это вообще дерзко. А ничего не делать — это просто.
— Вы в «КП» отвечаете только за проекты?
— Я отвечаю за «Комсомолку» в цифровой среде — это сайт, соцсети, видео. В моем ведении находится и творчество, и монетизация, и техническая составляющая.
— У вас есть журналистское образование?
Да, я училась на журфаке МГУ. Но в нашей команде есть люди с самым разным образованием и опытом. Вообще опыт — самое главное.
— Какие нужны знания и умения для работы над проектами?
— Нужно иметь сплоченную команду — людей, которые очень хороши в своем деле, которые умеют что-то делать лучше других. А задача лидера дать им всем проявить себя и в итоге создать продукт.
— Где можно научиться делать проекты?
— Надо искать места, где их успешно производят. Например, в крупных издательских домах. Там можно проследить всю цепочку от зарождения идеи в мозговом штурме до отладки и ловли багов.
— Что определяет выбор темы для проекта?
— Тему определяет заказчик. Заказчик — это не всегда реклама или коммерция. Это может быть журналистский коллектив. Например, был заказ от редакции сделать проект для читателей ко дню рождения космонавтики. В итоге родился скринкаст «Мобильник Гагарина» — история первого полета человека в космос, перенесенная в современность.
— Проекты в СМИ — это информирование или развлечение?
— В идеале надо бы совместить все. Не случайно сейчас очень популярна геймификация — всевозможные тесты, викторины, игры на серьезные темы. Таким образом удается просвещать аудиторию на темы болезней («Грипп или простуда?»), денег («Какая у тебя будет пенсия?»), экологии («Сколько природа будет утилизировать ваш пикник») и т.д.
— У вас есть любимый проект? О чем он?
— «Гагарин» — лучший, конечно.
— Какими должны быть начинающие журналисты?
— Вы должны быть любознательными, веселыми и азартными. Вы должны везде лезть. Маленькие, как воробьи и наглые, как обезьяны. По сути, вы сейчас живете в социальных сетях, поэтому вы должны то, что узнали, немедленно публиковать. Вы должны документировать жизнь вокруг, переосмыслять ее и так далее. Тут есть такая интересная штука: вы не должны быть просто ретранслятором. То есть, условно говоря, все время транслировать то, что вы получаете. Вы должны все переосмыслять, обрабатывать, делать какие-то выводы и так далее. И это тренируется…
Анна Белаш, Светлана Распопова