Сервис позволяет всем желающим создать свой канал или издание в «Дзене» и публиковать в нём свои материалы, созданные во встроенном редакторе.
Разработчики обещают, что «Дзен» позволит изданиям монетизировать свой контент и получать переходы на свои сайты.
Лена Кирюшина digital-директор «Ведомостей»:
— С одной стороны, кажется, что это очередной рекомендательный сервис и Instagram Stories, с другой — для нас это новый канал дистрибуции, а, значит, новые возможности и новая аудитория. Так что мы точно попробуем.
Радует, что «Дзен» дает возможность паблишерам внутри своей платформы использовать нашу рекламную сетку на некоторых материалах — тем самым мы увеличим свой рекламный инвентарь.
Плюс думают в сторону платного контента, а для нас этот способ монетизации тоже важен.
Но вопрос вызывает направленность контента. Не превратится ли это все в помойку про «5 способов чистить огурцы».
Кирилл Чистов менеджер проекта 7days (издает журналы «Семь дней», «Караван историй»):
— Средства доставки контента сильно изменились за последние годы. Достаточно сказать, что самый популярный источник новостей для пользователей в России – это агрегатор «Яндекс.Новости», а не отдельные СМИ.
В какой-то момент вперед выходили социальные сети со всеми вытекающими проблемами: сильное засорение неважной и ненужной информацией. Также они ограничивали информационную картину.
Сейчас в бой идут рекомендательные системы. Идея встроить в браузер так или иначе формируемый информационный поток не новая, но очень правильная. Она минимизирует количество посредников между пользователем и контентом, которым, в своем роде, является и сайт.
«Дзен» успел стать эффективным каналом для паблишеров, из которого они получают весомые объемы аудитории. Речь идет о сотнях тысяч пользователей ежедневно. Но чем эффективнее канал, тем больше желающих паразитировать на нем, стараясь обмануть алгоритмы и «взломать» систему.
Мы в «Дзене» с весны 2016 года, но полностью эффект прочувствовали летом. Насколько я знаю, примерно такая же ситуация у других паблишеров, которые успели подключиться к сервису одними из первых.
Андрей Коняев главный редактор N+1:
— Для нас там трафика нет, как и для любого сложного контента, потому что он отсекается по умолчанию. Единственный способ — усиленное «ручное» продвижение материалов. Но тогда не надо «загонять» про вот эти сверхумные алгоритмы.
Мы отдаем в «Дзен» все материалы. При посещаемости в 1,2 млн уникальных пользователей в месяц мы получаем от «Дзена» две тысячи переходов. Возможны два варианта: пользователям сервиса не интересна наука или как-то не так работают алгоритмы «Дзена». Теперь мне предлагают размещать контент прямо на этой площадке.
Возможно, ситуация кардинально изменится. И неожиданно из «Дзена» пойдет целевая аудитория. Пока к этому особенных предпосылок я не вижу. Хотя только за сегодня из «Яндекс.Дзена» пришло столько же, сколько примерно за месяц.
Александра Жуковская редактор журнала «Журналист», автор Telegram-канала «Журналистика»:
— В 2017 году все сервисы и социальные сети вдруг решили, что издания захотят делать контент только у них, а читателям нужно еще одно место для его потребления.
При этом ни Medium, ни Instant Articles в Facebook, ни вики-страницы «ВКонтакте», ни даже Telegram-каналы не представляют собой нормальный работающий инструмент.
Платформы, которая могла бы заменить сайт полностью, еще нет. Соцсети с каждым годом все сильнее замыкают кольцо вокруг пользователя, и изданиям все сложнее вытащить оттуда трафик.
Несмотря на все это, «Яндекс» зачем-то представил сервис «для трафика», нисколько не мотивирующий им пользоваться — потому что трафик, как мы все понимаем, есть только у желтизны, терактов и убийств. И «Дзен» будет еще одной помойкой со статьями вроде «10 стильных советов от Мелании Трамп».
Медиа вроде N+1 или блог-клон нашего канала о журналистике ничего не получат.
Для пользователя «Дзен» может быть хорошей штукой, которая подбирает контент под его интересы. И желание «Яндекса» заманить в себя побольше медиа, в том числе узкоспециализированных, обусловлено заботой о себе как о платформе и заботой о пользователе.
Но плюсов для издателя я пока не вижу вообще. Нет ни одной причины прийти туда и начать бешено создавать статьи.
Михаил Кафанов медиаконсультант, создатель рассылки «Интересные статьи»:
— Пока большинство крупных СМИ и блогеров не проанализировали несколько месяцев работы с платформой, делать окончательные выводы трудно, но прямо сейчас «Яндекс.Дзен» кажется интересным инструментом и для крупных паблишеров, и для нишевых изданий, и для небольших блогов.
Первые найдут ещё больше трафика, вторые — действительно заинтересованную в теме аудиторию, третьи — поддержку качественного контента.И если говорить об эффективности монетизации пока совсем рано (хотя тут у «Яндекса» в силу размеров шансов значительно больше, чем у недавно замороженного uPages), то в том, что «Дзен» может приводить трафик, сомнений почти нет. Те, что были, вроде отпали.
Медиапроекты, с которыми я сейчас активно работаю, либо уже довольны «Дзеном», либо полны надежд и подключаются к нему.
Издание Medialeaks, которое подключено к «Дзену» с осени 2016 года, довольно и качеством трафика, и количественными показателями, отмечая лишь чуть больший возраст аудитории в сравнении с ядром проекта.
Журнал для коллекционеров и любителей «Часовой Алфавит» видит потенциал в поиске нишевой аудитории: выход на неё через алгоритмы «Яндекса», а не те же рекламные инструменты Facebook кажется отличной возможностью для роста в пределах ниши, без размытия ядра или крупных трат.
Рассылку «Интересные статьи» я сегодня подключил к «Дзену», как только добрался до ноутбука. Понимая разницу в формате — подборки контента внутри подборок контента смотрятся не лучшим образом, я надеюсь выйти на новую аудиторию и отложить создание расширений рассылки для браузеров.
Думаю, для каналов и блогов, которые меньше связаны с курированием контента, «Дзен» подходит ещё лучше. Главный риск для «Дзена» — не справиться с курированием источников контента, добавив лишь крупных паблишеров или, напротив, захламив ленту сомнительными блогами, не подстроив под такой рост источников алгоритмы.
Впрочем, эти опасения весьма гипотетические: само наличие программы поддержки авторов контента с фондом в $1 млн на год даёт понять, что к работе с «Дзеном», как блог-платформой «Яндекс» подходит серьёзно.
Алексей Пономарь издатель Lifehacker.ru:
— Я думаю, что более-менее крупные медиа видят в этой платформе еще одного троянского коня, который предлагает им сдавать их контент в обмен на внимание аудитории «Яндекса».
Согласятся они на такую сделку или нет — покажет время, так что перспективы пока туманны. Безусловно, шансы на успех у «Дзена» есть — похожий трюк с паблишерами уже проворачивают Facebook с Instant Articles, Telegram с Instant View и Telegraph.
А вот для блогеров «Яндекс.Дзен» может стать очень интересной платформой. Простота, удобство создания и публикации контента плюс доступ к массовой аудитории. И безусловно важно, что уже есть ответ на главный вопрос — где деньги. Для полноценного блога не хватает, кажется, только одного — комментариев.
Даниль Хасаншин генеральный директор ИД «Комитет»:
— Я пойду легким путем и примкну ко мнению Эвана Уильямса, который говорит, что открытый интернет с рекламной монетизацией (а в данном предложении и гранты, и рекламные технологии) ни к чему хорошему не приведет.
«Яндекс» представил платформу, которую от него многие ожидали после анонса «Турбо-страниц». На мой взгляд, здесь собраны все ошибки, с которыми большинство медиа уже сталкивались. Невозможно играть на двух рынках сразу: привлекать контент к себе и раздавать трафик.
«Дзен» прошлым летом проявил себя как неплохой трафикогенератор, а сейчас представил свой редактор. И непонятно, что для компании важнее.
Открывать свою платформу, раздавать гранты и предоставлять возможность монетизации внутренних страниц – все это говорит о внутренних приоритетах.
«Дзен» как экспериментальная платформа, наряду с Instant Articles и AMP, которые доступны на нашем рынке, надеюсь, будет воспринята аудиторией.
Мария Лацинская