Месяц на раздумья
Серьезные неприятности начались у Яндекса в начале апреля 2014 года. Их предвестником стало заявление МГЕР об эротических опасностях, которые несут Google и Яндекс. Затем 24 апреля Путин сообщил, что Яндекс начинался как проект с западным влиянием, а интернет в целом - проект ЦРУ. Это обрушило котировки компании. В частности, президент обратил внимание на то, что в Яндексе публикуются новости, а сервис не зарегистрирован как СМИ. После чего депутат Государственной думы от ЛДПР Андрей Луговой направил соответствующий запрос в прокуратуру. А 23 мая в офисе "Яндекс.Деньги" прошли обыски, которые связывают с делом против сторонников Алексея Навального (средства на предвыборную кампанию собирались именно через яндексовский сервис).
Эффективное устрашение
Член партии "Гражданская платформа" Валерий Федотов считает, что давление на Яндекс можно считать очередным этапом постановки информационного поля под контроль власти.
— Яндекс — это тот перекресток, который определяет, куда человек пойдет: будет ли он читать провластные ресурсы или тех, кто пишет правду, — говорит Федотов. — Власть, очевидно, тоже дошла до этого перекрестка, борясь с блогами и неподконтрольными СМИ. Еще не так давно на Яндексе можно было узнать, каким образом прочитать блог Навального.
Согласен с Федотовым и председатель петербургского отделения возглавляемой Алексеем Навальным "Партии Прогресса" Аркадий Чаплыгин.
— Безусловно, это очередной этап зачистки информационного пространства, — говорит Чаплыгин. — Именно так и следует расценивать те события, которые происходят с Яндексом. Все эти нелепые требования, в том числе требование регистрации поисковой системы как средства массовой информации — это наступление на свободу слова.
Чаплыгин напоминает, что Яндекс не производит собственных новостей, а только помогает отыскивать уже опубликованные.
— Нападки на поисковые системы — это не что иное, как требование не отображать распространенную в сети информацию, — говорит Чаплыгин.
По словам Валерия Федотова, рейдерство — обычная практика российских властей по отношению к крупному бизнесу, с которым не удается договориться.
— То, что сейчас происходит — в прямом смысле рейдерство, шантаж, — говорит Федотов. — Либо Яндекс договаривается с властью и начинает работать как подконтрольный механизм, либо "случайные" высказывания президента, "случайные" приходы правоохранительных органов и "случайные" обыски у руководителей будут продолжаться. Власть пытается устранить последние очаги инакомыслия.
Прогноз Федотова пессимистичен: работать на территории России как национальный поисковик и победить государство невозможно. По его словам, это вопрос времени, и акционеров Яндекса можно понять.
Как поясняет Алексей Конан, создатель сайта проекта "Красивый Петербург" и член Совета "Наблюдателей Петербурга", чисто технически изменить систему поиска в соответствии с какой-либо информационной политикой невозможно. Зато можно понизить рейтинг конкретных ресурсов, чтобы они выдавались на последних страницах поиска. При этом каждый "опальный" сайт нужно вводить вручную.
Впрочем, по мнению Конана, Яндекс, очевидно, уже сотрудничает с властями. Например, не выдает при поиске запрещенные ресурсы. Поэтому с большой долей вероятности противиться дальнейшему давлению владельцы поисковой системы не будут и согласятся на регистрацию как СМИ, предполагает программист.
Как считает Аркадий Чаплыгин, технически обойти "цензурные" запреты будет все равно возможно. Однако большая часть пользователей, не обладающая достаточной компьютерной грамотностью, просто не будет этого делать, предпочитая пользоваться привычными и удобными системами.
Иностранное участие и отечественные аналоги
Действительно, можно легко представить себе место борьбы за Яндекс в общем ходе "зачистки". После уничтожения независимых электронных СМИ (по крайней мере, федеральных) и наиболее читаемых блогеров (часть из них запрещена, как блог Алексея Навального, часть обязана регистрироваться как СМИ согласно новому закону) настала очередь национальной поисковой системы. Если ее удастся "сломать", иностранный поисковик Google можно будет просто запретить каким-нибудь новым законом.
Впрочем, и с Яндексом можно было бы бороться тем же путем. Ведь значительная доля его акций принадлежит иностранному капиталу - английскому Baring Vostok Private Equity Funds и американскому инвестиционному фонду T. Rowe Price, который, как следует из майских новостей, недавно в два раза приумножил свои долевые активы в капитале Яндекса.
— Силовое давление, в результате которого падают акции — самый эффективный инструмент устрашения бизнеса, — считает Валерий Федотов.
К слову, совсем недавно, на Петербургском международном экономическом форуме, была презентована российская поисковая система "Спутник". Вице-президент "Ростелекома" Алексей Басов, презентовавший ее, оказался на втором месте по числу упоминаний в СМИ в тот день.
Как отмечает Аркадий Чаплыгин, "Спутник" является хорошим примером того, как поисковая система может блокировать не только отдельные сайты, но и конкретные поисковые запросы. Так, при попытке ввести словосочетание "золотой батон Януковича" "Спутник" не выдает ни одной страницы, тогда как Яндекс находит множество материалов по теме.
Отметим, новая поисковая система обошлась "Ростелекому" в 20 миллионов долларов и при этом, как пишут блогеры, фактически не является самостоятельной разработкой. Как обнаружил один из пользователей Живого Журнала, результаты выдачи сайтов новой системы полностью совпадают с результатами созданного ранее поисковика km.ru. Через несколько дней — уже после публикации этой информации в ЖЖ — выдача на исходном сайте km.ru была заменена на выдачу поисковой системы Google, утверждает автор публикации.
По словам Валерия Федотова, поисковик "Спутник" никогда не сможет заменить Яндекс именно потому, что создан искусственно. Однако власть существование успешного российского "стартапа" не очень волнует, считает представитель "Гражданской платформы".
Мария Смирнова