В июне 2009 года английский город Ливерпуль был потрясен происшествием – в полдень стотонный кран врезался в многоквартирный жилой дом в центре города. Журналист Элисон Гоу и команда ее интернет-сайта Liverpool Echoосвещали эти события. Вскоре они поняли, что информация об этой новости уже появилась в Интернете – о ней рассказывали жители дома и другие очевидцы события, выкладывающие фотографии и рассказы о случившемся в социальных медиа.
"История уже происходила, и если бы мы не начали освещать ее в режиме реального времени, мы просто остались бы в стороне", – сказала Гоу, в настоящее время занимающая пост редактора по цифровым инновациям Trinity Mirror Regionals, одной из крупнейших мультимедийных компаний Великобритании.
Вместо того чтобы ждать и начать публиковать материалы многие часы спустя, цифровая команда создала первый в истории Интернета живой блог и заполнила его сообщениями твитов, фотографиями, сделанными с мобильных телефонов, и рассказами очевидцев. Этот блог быстро стал авторитетным ресурсом. Гоу считает, что это был переломный момент в переходе The Echo в цифровой формат. "Эта история продемонстрировала нам, что традиционный способ освещения новостей стал совершенно неуместным в эпоху цифровых технологий, – сказала она. – Главным стал Интернет и контент, и то, чего хотела наша аудитория".
Это фундаментальный сдвиг – от того, чтобы держать все под контролем, к тому, чтобы быть частью разговора, происходящего в редакциях по всему миру с разной скоростью. Для редакций, которые все еще не преодолели этот сдвиг, Гоу предлагает восемь советов, как изменить культуру работы редакций и преодолеть препятствия на пути этих изменений. Недавно она представила эти советы на 13-м Международном саммите Всемирной газетной организации (WAN IFRA). IJNet поговорил с Гоу после саммита:
1 – Сделайте основой своего бизнеса приоритет цифровых технологий и ориентацию на аудиторию.
По словам Гоу, время обсуждать достоинства печатной прессы по сравнению с цифровой закончились. "Печатную журналистику не ожидает хеппи-энд, – сказала она. – Старые добрые времена не вернутся".
2 – Предлагайте аудитории привлекательный контент.
Аналитика предоставляет нам важные сведения о том, с каких устройств пользователи узнают новости и в какой информации они заинтересованы в разное время дня. Гоу напоминает, что онлайн-аудитория не является чем-то "большим и однородным". Она состоит из разных людей, обладающих разными привычками. "Опыт матери, отправляющей детей в школу по утрам, сильно отличается от опыта служащего, едущего на работу с пересадками".
3 – Будьте доступными для пользователей – оперативно, на разных платформах, развивайте культуру привлечения читателей и взаимодействия с ними.
"По утрам люди заходят на наш сайт в основном с планшетов. В течение дня – с настольных компьютеров, а по вечерам – с планшетов или мобильных устройств", – сказала Гоу. Trinity Mirror использует инструмент для живой аналитики Chartbeat, в режиме реального времени показывающий, как люди получают доступ к информации: через поисковые платформы, социальные медиа, электронные бюллетени или обмен мгновенными сообщениями. "Если вы следите за тенденциями и аналитикой, вы скоро начинаете интуитивно чувствовать, что и когда работает".
4 – Эксперимент, сотрудничество, инновации.
"Мне очень нравится идея привлечения людей, которые потенциально не являются журналистами, к работе над разными [проектами], – говорит Гоу. Этот принцип также работает и в обратном направлении. "Повернитесь лицом к людям," – говорит она. – Нужно экспериментировать и вводить инновации, или вы скоро окажетесь в ситуации застоя".
5 – Обратите внимание на работу с сообществами.
Гоу говорит, что важно не просто сидеть в офисе. В сельских районах Уэльса, где Интернет – редкость, ее команда провела семинары для граждан, чтобы научить их использовать Skype, Facebook и другие инструменты. "Эта работа не претендует на Пулитцеровскую премию, но это что-то, чего больше никто не делает, – сказала она. – Мы внесли свой вклад в жизнь местных общин, и люди заинтересовались нами". Другие идеи: посетите встречи вашей местной организации Hacks/Hackers, пойдите в мэрию вашего города или отметьте себя на карте, добавив функцию геолокации к контенту, который вы публикуете в социальных медиа, и пусть люди разговаривают с вами.
6 – Старайтесь понимать и предвосхищать требования аудитории.
Trinity Mirror учитывает предстоящие события, чтобы удовлетворить требованиям аудитории. Например, люди могут начать планировать Рождество в октябре. Зная эту тенденцию, издания начинают раньше публиковать материалы о Рождестве, чтобы привлечь читателей. Другой пример: "Если вы начинаете публиковать информацию, имеющую отношение к снегу, до начала снежного сезона, когда метели уже становятся темой срочных новостей, у вас заранее готов этот контент, и вы попадете в первые ряды в результатах поисковых систем", – говорит Гоу.
7 – Используйте социальные медиа. Это ваша система связи, лента новостей, платформа для распространения информации, список контактов, игровая площадка, ваш судья и ваше жюри.
"Я всегда говорю, что это подразумевается, даже если не является необходимым условием", – говорит Гоу. Хотя работу с социальными медиа может выполнять специальный человек или команда, проводящие поиск и отслеживающие воздействие публикаций, Гоу рекомендует, чтобы все члены редакции были экспертами в работе с Twitter.
8 – Инновационные идеи должны возникать не только в редакциях – как вы работаете с идеями, которые предлагают пользователи?
У людей могут возникать интересные идеи об организации события, об ином способе представить контент или организовать веб-сайт. Кто-то должен заниматься тем, чтобы собирать и рассматривать такие идеи. Гоу сказала, что для журналистов, привыкших быть авторитетом в своей области, такой подход может даться нелегко. "Умение выносить свое эго за пределы работы – действительно важный компонент нашего будущего", – добавила она.
О других советах Гоу по переходу работы редакций в цифровое пространство можно узнать,посмотрев презентацию ее выступления на саммите [на английском языке].