Первый день конференции
Первый день конференции «EdCrunch. Технологии в образовании» прошел на базе национального исследовательского технологического университета "МИСиС». Уже в приветственном слове организаторы отмечали: «Мир меняется, а значит необходимы качественные изменения в системе образования». Этот, очевидный, на первый взгляд, тезис, подкреплялся реальными практиками и перспективными программами, активно использующимися многими образовательными учреждениями. Собственно для обсуждения и собрались здесь ведущие мировые эксперты и ученые в области образования, основатели и руководители ведущих мировых электронных образовательных платформ, ректоры ведущих российских вузов и директора школ, преподаватели, управленцы, чиновники.
Первый день конференции в большей степени был посвящен массовым онлайн курсам и всему что за ними стоит. Одним из ключевых стало выступление основателя Coursera Дафны Коллер. Эта образовательная платформа известна многим специалистам в сфере онлайн-курсов, тем не менее, Дафна уделила достаточно внимания гибкости и перспективности использования этого ресурса в образовательных процессах.
О тенденциях развития MOOCS (Massive open online courses - Массовый открытый онлайн-курс) на большой панельной дискуссии говорили генеральный директор EdX Анант Агарвал, зам.министра образования и науки РФ Александр Климов, Директор департамента продвижения инноваций и социальных программ ОАО «Российская венчурная компания» Евгений Кузнецов, ректоры ведущих вузов страны. Если сумировать выступления все сводилось к тому, что за дистанционным образованием большое будущее, главное, грамотно и профессионально его применять. По сути, эта конференция – вызов всем университетам», - совершенно справедливо заметил один из выступающих.
Дискуссию «Открытые образовательные ресурсы и контент» модератор Исак Фрумин свел к практическому и очень важному вопросу - что именно надо изменить в учебных заведениях, развивающихся в условиях открытого образовательного ресурса. Ответы были достаточно жесткими и конкретными. Большинство ректоров сошлись во мнении, что надо менять уклад вузов, среду обитания не только студентов, но и преподавателей, повышать их уровень профессиональной подготовки, мотивацию. Руководитель Центра образовательных разработок Сколково Денис Конанчук заметил более категорично, что эти изменения не имеют отношения к открытым курсам вообще, они имеют отношение к экосистеме. По его мнению, надо обратить внимание на формат социальных сетей «..это открытая коммуникация людей, которые учатся в одном университете, живое, неформальное общение, которое может стать элементом обучения. Так же Денис заметил, что надо привлекать экспертов не только из академической среды и стремится к открытому кампусу. Вообще, о формате «Open space» - большом, открытом пространстве, где работают, учатся все вместе, очень много говорили на всех дискуссиях конференции.
Более предметно об опыте работы МООС – платформ рассуждали на одной из секций. Поднимали конкретные вопросы – как делать видеоуроки, какими инструментами пользоваться, как сохранить первичность знаний, какими качествами должны обладать спикеры.
Основатель Eliademy Сотирис Макригианнис затронул тему адаптивного обучения и тему демократизации образования. По его мнению, это дает возможность для появления новых профессий: «мусорщик станет специалистом по ресайклингу». Сотирис Макригианнис считает, что профессия преподавателя меняется благодаря технологиям. Она глобализуется.
- Я уверен, что через несколько лет учителя из Финляндии будут обучать детей из Китая (там не хватает учителей), и за это получать зарплату. Вот над созданием педагога будущего мы и трудимся. Хочется, чтобы, не смотря на изменение пропорции между студентами и учителями, учителя не теряли работу. И вся эта система принадлежала народу, а не олигархам.
Сам проект Eliademy не берет денег за использование платформы для собственного образовательного процесса, организаторы не собирают сведения о пользователях.
Профессор Тору Йоши высказал свою мнение на тему «Как улучшить обучение, развивая открытые образовательные технологии». Он считает, что сегодня существует большая конкуренция. Не только между студентами, которые меряются, кто больше всех соберет сертификатов, но и между самими образовательными курсами. Некоторые, по мнению к Тору Йоши напоминают лапшу «Доширак». Быстро, сытно. Сам же профессор представил мега популярный японский образовательный продукт «Железный шип». Обучение там ведут анимированные известные личности, к примеру Майкл Джексон или герои комиксов (аниме). По словам Тору Йоши, у мальчиков 8-10 лет огромную популярность имеют ролики, где обучение ведет симпатичная стройная девочка-анимэ.
На панельной дискуссии «МООС как аудит университета» проректор МЭСИ Александр Молчанов заметил, что многие преподаватели часто оказываются не готовы поделиться собственными знаниями. Но с помощью МООС можно завлечь к себе в ВУЗ как можно больше целевых абитуриентов, которые действительно любят физику или математику. Были и другие мнения: «МООС - это пиар университета, рупор регионального значения, привлечение магистрантов, борьба за студентов и международную репутацию университета».
Второй день конференции
Событий было так много, что участник форума мог побывать лишь на пятой части всех мероприятий, поскольку одновременно в четырех залах шли панельные дискуссии и доклады, в фойе разместились презентации различных проектов.
В первой половине дня на конференции в основном шла речь об анализе данных в системе образования: о методиках мониторинга качества образования, о ситуации с ЕГЭ и механизме анализа данных по регионам. Главный же вывод докладчик сформулировал так: в этом году государство наконец-то сдало экзамен ЕГЭ перед школьниками.
Илья Курылев, тренер ФРИИ «Геймификация VS Бейджификация» выступил с мастер-классом, затронув важный для большинства кураторов студенческих редакций вопрос: как сделать так, чтобы у студентов была мотивация на долгосрочное сотрудничество. На мастер-классе Илья Курылев продемонстрировал примеры использования приемов мотивации, применяемыми разработчиками компьютерных игр для длительного удержания аудитории. Например, каждый участник проекта может иметь свой аватар, который по ходу участия в проекте обогащается значками, элементами одежды, и т.д. (Это можно сравнить с целинками стройотрядовцев, где полно значков, шевронов, нашивок, и каждый элемент имеет историю достижений. То же самое можно делать в студенческих проектах.)
В конце конференции состоялось полное идей, интеллектуальных изысков и раскованности исследовательской мысли выступление арт-директора журнала W-O-S Алексея Ивановского.
Общение в рамках конференции было очень продуктивным. Многие идеи, высказанные участниками, заставляют задуматься о необходимости и способах внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий и пересмотреть устоявшиеся взгляды на процесс преподавания.
Наталья Гааг, Мария Быкова, Ольга Хорошавцева
Фото Марии Быковой
Radioportal.ru