Канал «Москва 24» сообщил кабельным операторам, что, возможно, будет брать с них платежи за трансляцию, так как подпадает под закон о платных каналах и поэтому больше не сможет зарабатывать на рекламе, рассказал «Ведомостям» сотрудник одного из операторов. Руководитель московского департамента СМИ и рекламы Владимир Черников подтвердил, что департамент пытается решить вопрос о выпадении рекламных доходов канала. От других комментариев он отказался.
«Москва 24» была запущена осенью 2011 г., она принадлежит правительству столицы и входит в холдинг «Москва медиа». Управляет каналом холдинг ВГТРК, правительство Москвы платит ему за производство контента и аренду студии. Канал живет на дотациях из городского бюджета, а также зарабатывает на рекламе. Распространяется он в Москве через кабельные сети.
Но со следующего года платные каналы по закону рекламу показывать не смогут, соответствующие поправки летом внесла Госдума. Это решение ударило по бизнесу сотен российских каналов, которые распространяются в кабельных и спутниковых сетях.
Какие каналы являются платными, а какие — нет, объяснили Роскомнадзор, Минкомсвязи и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). При этом чиновники исходили не из того, берут ли каналы деньги с абонентов и операторов или транслируются бесплатно, а из буквы закона. В поправках было написано, что показывать рекламу и дальше могут только каналы, распространяемые на территории России с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания. К ним чиновники отнесли общедоступные обязательные к распространению каналы (таких 10, утверждает список президент России), а также каналы, которые получили эфирную лицензию по решению Федеральной конкурсной комиссии (ФКК, см. врез).
У «Москвы 24» универсальная лицензия, выданная без рассмотрения ФКК, поэтому потенциально канал подпадает под ограничение. Но, как выяснили «Ведомости», этот канал и дальше сможет показывать рекламу, потому что вещает в третьем цифровом пакете (мультиплексе) в Крыму. В разъяснениях по платным каналам, которые ФАС выпустила на прошлой неделе, сделана специальная оговорка: показывать рекламу и дальше смогут все каналы, которые вещают в аналоговом или цифровом виде на территории этого полуострова. Это связано с тем, что в Крыму установлен переходный период для «гармоничной интеграции в общероссийское правовое пространство».
После того как Крым был присоединен к России, там потребовалось срочно развернуть вещание российских каналов. Причем на Украине уже вещают три мультиплекса с цифровыми версиями каналов, а в России — только два, рассказал «Ведомостям» чиновник, знакомый с вопросом. Поэтому, чтобы не ухудшить условия для жителей Крыма, специально для этого полуострова срочно собирали еще и третий цифровой пакет. Сначала в него включили местные региональные каналы, потом к ним добавили российские новостные и развлекательные каналы, в том числе «Москву 24», говорит он.
Гендиректор «Москва медиа» Игорь Шестаков вчера заявил «Ведомостям», что спрос рекламодателей на размещение в эфире «Москвы 24» довольно большой и он доволен, что канал и дальше сможет зарабатывать на рекламе.
Ровно таким же образом благодаря вещанию в Крыму сохранит доходы от рекламы новостной канал LifeNews (входит в News Media Арама Габрелянова). Этот кабельно-спутниковый канал был запущен летом 2013 г. После принятия закона о платных каналах LifeNews в последний момент успел получить эфирную лицензию с частотами в нескольких небольших населенных пунктах. Но в августе после разъяснения Минкомсвязи, что для показа рекламы каналу нужна лицензия, выданная по решению ФКК, бизнес LifeNews опять оказался под вопросом. Впрочем, уже тогда федеральный чиновник уверял «Ведомости», что канал выведут из-под действия закона. «Я не знал, что вещание в Крыму позволит нам и дальше показывать рекламу, — заявил вчера Габрелянов. — Если это действительно так, это очень хорошая новость».
Представитель ФАС не стал комментировать статус «Москвы 24» и LifeNews, а заместитель министра связи Алексей Волин подтвердил, что разъяснение службы дает им право на показ рекламы.