Вторая жизнь журналистских блокнотов
В феврале 2014 года ресурс ProPublica открыл проект Data Store.
Суть Data Store в том, что в рамках этого проекта ProPublica продаёт наборы различных данных, собираемых их авторами для своих материалов. За прошедшие пять месяцев этот «магазин данных» принёс своим основателям порядка $30 000 дохода.
Эти цифры озвучил президент ProPublica Ричард Тофел в интервью профессору журналистики из Southern Methodist University Джейку Бэтселлу.
По информации Тофела, с февраля 2014 года пользователи купили порядка 500 наборов данных из Data Store.
Ричард Тофел:
— 500 загрузок — это крайне важная цифра для проекта. Большинство загрузок пришлись на компании и организации из медицинской сферы. Я думаю, что они будут возвращаться к нам за обновлениями, поскольку эта тема крайне важна для общества. Так что, наш эксперимент можно уже сейчас признать удачным.
Data Store даёт информации вторую жизнь. Авторы ресурса при работе над своими материалами собирают массу данных. Но после того, как материал был опубликован, он постепенно уходит в архив, но важность собранных данных нельзя недооценивать. В сочетании с другими наборами каких-то фактов, цифр, характеристик, эти данные могут иметь дополнительную ценность для аудитории. Отсюда и появилась идея аккумулировать их, оформлять в тематические пакеты и продавать компаниям и организациям. Таким образом ProPublica получила ещё один источник доходов. А если принять во внимание, что ресурс этот — некоммерческий, то любой дополнительный доход означает новые возможности для журналистов и для аудитории ресурса.
Конечно, это не основной источник денег. Основные источники дохода ProPublica — гранты и пожертвования. Но, как говорит Райан Гроховски Джонс (дата-журналист ProPublica и редактор Data Store), многие недооценивают содержимое журналистких блокнотов, куда они записывают какие-то факты и прочие данные, а «наш проект позволяет использовать это содержимое для получения дополнительных доходов».
Данные за данные
Ещё один вариант монетизации данных, находящихся в распоряжении изданий, предлагала пару лет назад The Texas Tribune. В издании так же есть кое-какие данные, которые могут быть интересны для аудитории. Когда пользователь попадает на страницу, гда хранится архив какой-либо фактической информации, таблицы с данными и т.п., ему предлагается пройти небольшой опрос от сервиса микроопросов Google. Ответив на несложные вопросы и не заплатив при этом ни копейки, пользователь попадает на нужную страницу и получает запрошенную информацию.
В чём плюс этого подхода для изданий? Самый очевидный в том, что здесь никто не заставляет пользователя платить за доступ. Всё же, потратить пару минут на ответы на простейшие вопросы, это не так критично, чем расстаться даже с парой десятков рублей. При этом издание, на страницах которого были размещены вопросы, получает от Google по $0,05 за каждый ответ (сам Google получает порядка $0,1). Таким образом, The Texas Tribune генерировал до $5 000 ежемесячно дополнительного дохода, не тратя при этом никаких усилий или ресурсов. Такой вот обмен с пользователями: они получают доступ к данным в обмен на другие данные, необходимые кому-то ещё.
По словам Родни Гиббс, главы по инновациям The Texas Tribune, трафик на сайт разово немного «просел» (до 15%) после введения таких опросов, но это, как он заявляет, не критично.
***
Примеры с Data Store и The Texas Tribune могут стать толчком для многих других новостных ресурсов, которые имеют в своём распоряжении самые разные данные. Собирайте их, добавляйте им контекста, упаковывайте и продавайте тем, кому они могут быть нужны. Чем не дополнительный вариант монетизации ресурса?