Голден, добро пожаловать в Москву. Как вы решились приехать к нам?
В Москву я приехал с целью презентовать свою концепцию «Best interface is no interface» — впервые с этой темой я дебютировал на SXSW-2013 в Техасе, после этого выступив на конференциях в Швеции и Австралии. В скором времени я готовлюсь выпустить книгу об этой концепции, и перед окончанием работы мне было очень важно получить как можно больше фидбека, в том числе от коллег из России — и я был очень рад, когда AGIMA пригласила меня выступить на РИФ+КИБ и рассказать о том, что лучший интерфейс — это его отсутствие.
Зависимость человечества от гаджетов и интернета — тема очень актуальная. С чего началась работа над вашей концепцией?
Человечество стало слишком зависимо от экранов: для того чтобы решить все насущные проблемы, нам приходится постоянно использовать экраны девайсов, что, по моему мнению, большая ошибка. Мы не замечаем важных вещей — в прошлом году в Сан-Франциско случился инцидент, когда в метро вошел вооруженный человек и начал расстреливать пассажиров — никто не обратил на него внимания, потому что все пассажиры были слишком увлечены своими смартфонами. Среднестатистический американец проводит по 9 часов день, уставившись в экран — это не то будущее, в котором я хотел бы жить.
***
Человечество стало слишком зависимо от экранов.
***
В Америке уже выросло целое поколение детей, чьи родители, вместо того, чтобы общаться с ребенком, проводят свободное время наедине с экраном монитора, планшета или телефона — поэтому и их дети вырастают с мыслью, что реальное общение между людьми не так уж важно. Люди настолько привыкают к «общению» через девайсы, что они становятся социофобами и просто боятся коммуницировать в обществе без телефона в руках.
Но на ком лежит ответственность за то, что все мы проводим не только рабочее, но и свободное время, уткнувшись в экраны мониторов и гаджетов?
Разработчики устройств и приложений заинтересованы в том, чтобы пользователь проводил как можно больше времени, глядя на экран — от этого растет их прибыль. Пользователи вновь и вновь получают уведомления на свой телефон и не могут оторваться от экрана. Зависимость от гаджетов привела к появлению такого феномена, как симптом фантомной вибрации — когда человеку время от времени кажется, что у него вибрирует телефон, сообщая о новом сообщении из социальных сетей или почты, в то время как ничего подобного не происходит.
В последнее время можно говорить не только о зависимости от одного девайса — в офисе мы привыкли использовать по два и иногда даже по три экрана монитора, чтобы максимально эффективно использовать рабочее время, поэтому я не отрицаю той возможности, что в ближайшем будущем появятся смартфоны с несколькими экранами. Но я бы предпочел, чтобы разрабатывались устройства, которые смогут решать задачи автоматически, без участия пользователя, а увеличение количества экранов и мониторов эту проблему никак не решит.
***
Мое истинное желание — максимально минимизировать общение пользователя с экраном.
***
Я не призываю совсем отказаться от экранов — конечно же, есть вещи, которые делать без экранов невозможно, к примеру, потреблять и создавать контент: читать или наоборот, писать, смотреть видео и так далее. Но есть ряд вещей, которые человек может делать, не используя экрана девайса, поэтому мое истинное желание — максимально минимизировать общение пользователя с экраном и вместо этого использовать те процессы, которые являются привычными для любого человека.
Есть ли примеры продуктов, которые, на ваш взгляд, уже сейчас подходят под концепцию best interface is no interface, примеры, которые вас вдохновляют?
Зачастую мы не до конца понимаем, для каких целей в действительности нужно использовать интерфейсы наших гаджетов. К примеру, автоконцерн Nissan создал приложение для смартфона, которое позволяет дистанционно включать кондиционер в автомобиле. Представим, что вы в кинотеатре и хотите охладить машину за полчаса перед поездкой — для этого вам придется в темноте достать смартфон, чем вы смутите ваших соседей по кинозалу, ввести код, найти приложение, запустить его — это не слишком user-friendly.
Но зачем заставлять пользователя ковыряться в телефоне и тратить свое время, если технологии в состоянии сделать все самостоятельно — в своих новых автомобилях компания Toyota будет использовать технологию, которая автоматически охладит автомобиль в жаркий день в отсутствии водителя, и, что важно, эта система будет работать на основе солнечных батарей, что значительно уменьшит расход энергии. Это и есть буквальное воплощение концепции best ui = no ui.
Смартфон может быть полезным, даже если он просто находится у человека в кармане. К примеру, существует приложение Moves, которое автоматически использует данные с сенсоров смартфона для того, чтобы составить карту перемещений пользователя в течение дня — и для этого не нужно вытаскивать смартфон из кармана или использовать какой-то дополнительный девайс.
Из других удачных примеров — сейчас мои коллеги из стартапа Lockitron работают над новой версией своего приложения, которое автоматически будет открывать дверь, когда хозяин подходит к своей квартире, и для этого даже не нужно доставать из кармана телефон — система все сделает за вас.
Но вы не боитесь того будущего, когда человек обленится настолько, что ему не придется даже вставать с кровати по утрам — все будет автоматизировано, за него все будут делать компьютеры и роботы?
Технологии существуют для того, чтобы облегчать жизнь пользователя, и это совершенно не значит, что человечество станет ленивым и бездвижным. Изобретение водопровода избавило нас от необходимости тратить время на добычу воды из ближайших водоемов, но при этом нельзя сказать, что люди стали ленивее из-за того, что у всех нас дома из крана течет вода: мы приспособились и используем освободившееся время в других полезных целях. Так и в этом случае — у человека появится больше свободного времени и возможности общаться с окружающими: нужно создавать технологии, которые будут упрощать жизнь пользователя, а не пытаться заменить ее.
Если же говорить о вебе: мы [агентство AGIMA] выпустили первый в России адаптивный сайт и с тех пор постоянно говорим о том, что за адаптивом будущее. Расскажите, что вы думаете о Responsive web design и насколько, по-вашему, сайт нашего агентства соответствует философии future-friendly web?
Сайты и приложения, созданные для определенных девайсов, заставляют пользователей привязываться к этим самым девайсам, что в большинстве случаев не слишком удобно и неоправданно. У людей должна быть свободы выбора, и это отличная идея, что пользователь может получить доступ к информации с любого девайса в любой момент. Готовясь к приезду в Россию, я успел пробежаться по вашему сайту и убедился, что им одинаково удобно пользоваться как с мобильных устройств, так и с десктопа. Я очень рад, что адаптив становится стандартом веб-разработок не только в Америке, но и во всем мире, в том числе и в России.
А что вы думаете по поводу очков Google Glass, которые как раз и освобождают пользователя от необходимости вынимать телефон из кармана?
Идея хорошая, но есть несколько препятствий, которые в определенной степени могут помешать полноценному успеху этого продукта. С одной стороны, хорошо, что девайс в виде очков позволяет нам полноценно общаться с людьми, не отвлекаясь на экран телефона, потому что он лежит в кармане. Но при этом нельзя не отметить, что это отнюдь не маленький незаметный аксессуар — это полноценное электронное устройство, которое пользователь вынужден надевать на свое лицо в буквальном смысле.
Функциональность устройства должна компенсировать те неудобства, которые оно приносит. Сейчас с помощью Google Glass вы можете делать фотографии сомнительного качества, и получать уведомления, не доставая телефон из кармана, — на данный момент оно просто того не стоит. Более того, многие обыватели до сих побаиваются Google Glass. Однажды я ехал в лифте со счастливым обладателем очков от Google, и все окружающие старательно прятали свои лица от него — люди до сих не доверяют этой технологии и хотят сохранить конфиденциальность своей жизни.
Несомненно, у носимых гаджетов есть большой потенциал — скажем, такие очки могли бы быть полезны хирургу во время операции, если они будут подсказывать ему необходимую информацию, или, скажем, очки могут помочь любителям астрономии понять расположение звезд на небе в ясную ночь. Конечно же, над этим продуктом нужно продолжать работать, но, так или иначе, это большой шаг вперед, и я рад, что Google занимается развитием технологийзавтрашнего дня.
И напоследок — когда же наступит это долгожданное будущее без интерфейсов?
Это не мгновенный процесс. Возможно, понадобится лет 10–15, прежде чем мы действительно приспособим технологии под наши потребности. Но для этого нужно отучить как пользователей, так и разработчиков концентрировать всю свою жизнь на экране устройств.
Современные футуристические фильмы, главные герои которых пользуются невероятными интерфейсами будущего, перемещая информацию между различными мониторами, прекрасно иллюстрируют нашу любовь к экранам. Но ведь на самом деле все это усложняет жизнь пользователя, и это совсем не то, что мы, создатели технологий, должны делать. Больше экранов, больше жестов, больше действий со стороны пользователя — это не то будущее, которое я хотел бы увидеть.
Задача технологий — упрощать жизнь, а не отвлекать человека, и передо мной как разработчиком инновационных технологий стоит важная задача — попытаться избавить пользователя от необходимости ежедневно соприкасаться с множеством экранов и девайсов.
Выступление Голдена Кришны «Best interface is no interface» на РИФ+КИБ