- Расскажите о Вашем опыте радиослушателя и профессионала?
А. К. : Нашу радиостанцию лучше один раз услышать - это как раз тот случай, - чем сто раз увидеть, радио всё-таки надо слушать. Наверное, на глаз она (интернет-радиостанция «Чипльдук») не произведёт особого впечатления. Что о ней рассказывать? Она в себе, вся «вещь в себе». Слово «чипльдук» лучше всего о ней говорит. С первого момента человек может даже не понять, куда он попал, от него требуется некая работа ума, чтобы разгадать шараду «Что такое Чипльдук». Даже в самом эфире у нас постоянно идут такие истории, байки, которые объясняют, что означает это слово и почему оно выбрано для названия радиостанции. В каждой истории что-то другое, каждый раз новое объяснение. Например, рассказываем, что слово происходит от гренландской игры в футбол индейцев-инуитов, где они, шаркая своими меховыми унтами по снегу, ударяют по мячу, пошитому из шкур, набитому всякими перьями, стружками и опилками. И эти шорканье и удар по мячу - «чш-и-иипль-дук!» - отсюда происходит название. А игра называется аксектук. А в другой раз рассказываем, что это игрушка в Юго-Восточной Азии, которую делали несколько веков назад, и в неё играли даже азиатские императоры, и её сложно было изготовить: внутри сложные механизмы, камушки, ракушки, живые насекомые. И поворачивая, крутя эту игрушку, как звуковой калейдоскоп, можно было получать разные забавные сочетания звуков и даже имитацию речи человеческой, пение птиц, голос животных и так далее. И эта игрушка называлась «чипльдук». А в следующей истории мы можем рассказать, что это какое-то экзотическое блюдо. А в следующей истории – что это чириканье какой-то птички в Южной Америке. А потом можем сказать, что это строчка из песни итальянского певца Паоло Конте, и так далее. Это одна из сотен линий или рубрик в эфире нашего радио. Конечно же, у нас есть чудные и абсурдные новости, есть какие-то фантасмагорические гости, какие-то познавательные и дурацкие рубрики, которые знакомят с несуществующими механизмами, устройствами, приборами народов мира, может быть кулинарная рубрика, светская хроника - но всё это носит характер чипльдука. Поэтому Чипльдук – это жанр, это псевдоним, это интрига, это имя, это судьба. Чипльдук невозможно объяснить, его надо разгадать и его надо услышать. Ну и конечно, музыка, музыка, может быть для многих слушателей «Радио Чипльдук» – это прежде всего музыка, самых разных стилей, но всегда очень хорошая и нестандартная. Но все же Чипльдук – это единый сплав музыки и наших «штук».
Кроме «Чипльдука», который периодически с удовольствием слушаю, включаю в автомобиле новости, иногда все кнопки подряд щёлкаю, по несколько секунд, попадаю на совершенно разные радиостанции, иногда на абсолютно ужасные и назойливые, или на радиостанции, на которых нет никакого креатива, а только и идёт плей-лист. Я как любой живой человек слушаю понемножку всего. Слушаю иногда «Бизнес ФМ», иногда «Сити ФМ», иногда «Вести», часто слушаю Relax FM, Radio Jazz. Абсолютно любую радиостанцию могу послушать по несколько минут: и «Детское радио», и «Серебряный дождь», и «Радио Культура». Я постоянно не слежу и не постоянный потребитель «радио-контента» какой-то определённой станции.
Хочу отметить, что иногда слушаю именно интернет-радиостанции разных стран мира. Есть определённые ресурсы, на которых их очень много – это тысячи станций, не десятки, как в FM-диапазоне. И они рассортированы по жанрам, по странам, стилям и настроениям и так далее, и так далее. Можно по ним путешествовать до бесконечности. И каждый раз это неповторимая траектория блуждания по этому лабиринту. Можно один раз попасть на какую-то станцию, никогда на неё не вернуться и искать всё новые и новые. На них мало назойливой рекламы, всё очень тактично, изредка джинглы, напоминающие, что за радиостанция в эфире. Это очень познавательно. Так у меня бывает не часто, примерно раз в три-четыре месяца. Это интересно. И я думаю, что интернет-радио вытесняет и побеждает FM-радио и своим многообразием, и специализированностью, и отсутствием рекламы.
- С какими именами для Вас ассоциируется радио?
А. К. : Попов, Маркони, Левитан… Нет, не могу сказать, что с какими-то именами ассоциируется. К сожалению, всё очень нивелировано и часто безлико или на одно лицо. Все щебечут, болтают, и не чувствуется иногда глубины, харизмы, личности, поэтому может быть, и не всегда вспоминаются имена. Хотя есть профессионалы на информационных радиостанциях, много журналистов, которые серьёзно знают свой предмет, добывают факты. Но это уже другая история.
- Ваше мнение о радио в системе современных медиа умирает, меняется, развивается?
А. К. : Я ездил в Берлин на международный симпозиум в прошлом году, где было несколько сот представителей с радиостанций всего мира. И у меня не было ощущения, что радио умирает. Оно вбирает в себя и новых людей, и новые технологии, и всю сегодняшнюю жизнь. Тут как и со всеми жанрами искусства. Сколько предрекали в своё время гибель театру с приходом кино, гибель кино с приходом телевидения, гибели телевидения с приходом интернета, и так далее… Что там следующее на подходе? Всё остаётся, вбирает в себя новое, иногда синтез искусств возникает. Так же и с радио. Я знаю точно, что радио никогда не умрёт, просто потому что у людей есть занятия, которые требуют их зрения, а свободен у них только слух. В парикмахерских, в торговых центрах, конечно же, в автомобиле, может быть, в автомобиле прежде всего и в первую очередь, радио необходимо. Пока человеку нужно что-то слышать, радио будет.
- Фестиваль "Вместе - радио" не просто конкурс, но, прежде всего, образовательная и дискуссионная площадка, место встречи и неформального общения медиасообщества. Ваше мнение, нужны ли такие площадки сегодня медиасообществу?
А. К. : Для кого-то нужны, всё индивидуально, всё зависит от атмосферы, от талантливости. Всё можно сделать свежо и талантливо, а можно сделать тухло и убито. От людей, которые принимают участие в фестивале, тоже многое зависит.
- Журналист - это профессия или призвание? Можно ли вообще научиться журналистике?
А. К. : Наверное, можно подучиться, добавив к чему-то, навыки привить. Насколько я знаю, подавляющее число людей в журналистику приходят из других сфер жизни, когда они пообтёрты жизнью, имеют свой опыт человеческий и личный. Я бы так сказал: 70 на 30, 70 процентов – призвание, интерес, склонность, неугомонность, въедливость, желание рассказывать о людях и событиях, 30 процентов – навыки, общее образование, технический аспект, но это дело наживное. Но это всё спорно.
- Что Вы ждете от встречи с коллегами в роли спикера? Что посчитаете для себя хорошим итогом выступления?
А. К. : Если будет взаимное общение, если будут вопросы, контакт с аудиторией, итог выступления станет хорошим. Хочется, чтобы не в одну дуду, не как в бездонный колодец или как глухой стенке говорить: молча посидели, покивали и разошлись. Я жду непредсказуемости от этого мероприятия. Это было бы самым лучшим результатом.
Беседовала Елена Дюкова
Приглашаем Вас 27 апреля на выступление Андрея Кнышева «Перфекционизм в звуке. Опыт радиостанции «Чипльдук», которое состоится в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына (ул. Нижняя Радищевская, 2).
Следите за программой Фестиваля на сайте www.radiofestival.ru
Организаторы Фестиваля – Фонд независимого радиовещания и АНО «Корпорация Радио».
Вся информация о мероприятиях фестиваля представлена на сайте www.radiofestival.ru, а также на сайте www.radioportal.ru. Видеозаписи ключевых сессий Фестиваля выкладываются на канале Фонда независимого радиовещания в YouTube.
Фестиваль «Вместе – радио» - место встречи профессионалов!