- Расскажите о Вашем опыте радиослушателя и профессионала?
- На самом деле я слушаю радио от случая к случаю. Наверно, я больше люблю разговорное, новостное радио. Но, конечно, если куда-то выезжаю, или в машине (не в моей машине, у меня машины нет), то слушаю музыкальное радио. Но для меня всё-таки важнее разговорное радио. Люблю «Эхо Москвы» слушать, иногда слушаю «Радио Свобода». Это основное. Вообще, интересно, что с приходом Интернета можно слушать любое радио – любого региона, любой страны. Так как мне очень важно получать информацию из разных точек мира, поскольку я свободно разговариваю и по-английски, и по-немецки, и по-польски, и еще на нескольких языках. Это помогает лучше ориентироваться в мире и в том, что происходит. Наверное, всю правду СМИ, в том числе радио, нам не скажут, но какое-то среднее арифметическое можно получить.
- С какими именами для Вас ассоциируется радио?
- Давайте подумаем. Анна Качкаева – это бывшее «Радио Свобода». Если «Эхо Москвы», то, конечно, это Алексей Венедиктов. Это Владимир Соловьев. Это основные имена, с которыми ассоциируется для меня радио в российском поле.
- Ваше мнение о радио в системе современных медиа – умирает, меняется, развивается?
- С приходом Интернета для радио появилась возможность развиваться. Как это ни странно звучит, достигать новой аудитории, новых слушателей, не просто работать в своем регионе, в своей стране. Радио должно меняться. Потому что в мультимедийном мире невозможно все построить только на уровне звука. Хотя некоторые онлайн-радио так себя позиционируют и, в принципе, неплохо существуют. Но если мы говорим о серьезных радиостанциях с историей, то нужно находить новые форматы в этом мультимедийном мире.
В рамках фестиваля «Вместе - радио» я хочу рассказать, в том числе, и об очень интересных практиках. Постоянно мы слышим о том, что радио умирает. На Западе, в частности, в США, есть замечательные примеры того, как радио стало полноценным мультимедийным средством информации с сохранением уникального звукового контента. Я говорю о сайте «Голос Америки», о «National Public Radio» (это тоже американская сеть). Они уже движутся в сторону мультимедийных радиостанций. Я всегда утверждаю, что у радиоведущих и у людей, которые занимаются радио, есть замечательное преимущество перед своими коллегами журналистами – они умеют работать со звуком. Со звуком очень сложно работать – с текстом легко работать, с картинкой сложнее, но, в принципе, тоже можно. Очень четко и хорошо записывать звук и присутствовать в радиоэфире - это то, чему в мультимедийной сфере надо учиться в том числе и текстовикам, и фотографам, то есть совершенно разным редакциям. У радийщиков это уже есть – они уже умеют работать со звком. Такое уникальное конкурентное преимущество.
- Журналист - это профессия или призвание? Можно ли вообще научиться журналистике?
- Я думаю, что журналистике научиться можно. У меня есть образование связи с общественностью, мы немного журналистику затрагивали. Я изучал связи с общественностью в Мюнхене, и там этот предмет вышел из «Zeitungswissenschaft», что можно перевести как «наука о газетах» и это, естественно, очень тесно связано с журналистикой. Но, честно говоря, в своих журналистских текстах я особо не опираюсь на какие-то каноны журналистики. Может быть, это мне мешает иногда. Но, в принципе, я не вижу проблемы для человека, не имеющего журналистское образование, стать хорошим журналистом. Во-первых, можно заниматься самообразованием, во-вторых, это нацеленность на объективность, на подкрепление своего материла фактами и, конечно, владение словом. Я не думаю, что журналистское образование сейчас является непременным условием успеха. В принципе, оно и раньше так не влияло – вспомнить хотя бы того же Сергея Шолохова, который на самом деле филолог, но, тем не менее, замечательный журналист в своей сфере.
- Был ли у Вас человек или люди, которых Вы могли бы назвать своими учителями, наставниками в журналистике?
- Поскольку я непосредственно не изучал журналистику, у меня есть примеры, на которые я ориентируюсь. В тележурналистике это Владимир Познер. Если мы говорим о радио и вообще о журналистике, то, наверно, это «Радио Свобода», мюнхенская редакция. Еще до того момента, как радио «Свободная Европа» переехала в Прагу, у них была очень сильная редакция в Мюнхене. Я общался с этими людьми. В том числе в этой редакции в свое время работал нынешний президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. Недавно познакомился и сейчас мы вместе работаем в рамках Гражданского форума "ЕС Россия" с Барбарой фон оф Фрайтаг, которая тоже работала раньше в мюнхенской редакции. Это те люди, на которых я ориентируюсь.
- Что Вы ждете от встречи с коллегами в роли спикера? Что посчитаете для себя хорошим итогом выступления?
- Я всегда нацеливаюсь на то, чтобы выступление не было односторонним. Я стремлюсь к диалогу, хочется найти этот диалог, хочется показать какие-то интересные материалы, чтобы аудитория не заскучала. Мне также важно, чтобы моя аудитория активно участвовала в этом семинаре, в этой лекции. Я всё-таки буду называть это занятие семинаром, потому что у меня будет для них задание на анализ некоторых тенденций в журналистике. Надеюсь, что мы вместе создадим этот семинар. Это не то, что я буду вещать полтора часа, и потом людям будет сложно вспомнить, о чем я вообще говорил.
- Вы принимаете участие в обсуждение работ конкурсных редакций «УниверСити». Как вы относитесь к студенческим редакциям? Чего Вы ожидаете от тех, кто готовится сегодня стать журналистом?
- Мне всегда очень интересно работать со студенческой аудиторией, потому что это люди открытые профессии, открытые новым вызовам. У меня был опыт: я в Перми выступал на журналистском форуме «Точка отрыва», и, в частности, говорил о тексте в эпоху мультимедиа. И сказал, что текст в эпоху мультимедиа по большому счету умер. (Сейчас все говорят, что радио умерло, текст умер, и так далее). И на самом деле привлечь внимание к материалу можно, только сделав хороший тизер в тветтере или в фейсбуке, и тогда только можно к аналитической статье подвести. Я смотрел на лица ребят и думал, что же они мне скажут после этой лекции – я наверно их разочаровал тем, что текст умер. Они подошли ко мне и сказали: «Спасибо большое, мы теперь поняли, как писать и куда двигаться». Я говорю: «То есть, я у в вас не отбил охоту заниматься журналистикой?». И они сказали: «Нет», – и это самое важное. Студенты, будущие специалисты, открыты всему новому, и это мне очень импонирует. Я жду от них профессионализма, опоры на факты и очень критического отношения к той информации, которая поступает. Сейчас очень много информации, которая на нас сыпется с разных сторон, и мы в этом потоке теряем способность анализировать информацию. Не просто потреблять информацию и распространять её дальше, как сейчас часто делают – рерайтинг или копипаст. А именно критически осмысливать, анализировать информацию, и только тогда получится хороший журналистский материал.
Беседовала Юлия Хисамутдинова
Приглашаем Вас 26 апреля принять участие в Мастер-классе Сергея Терешенкова «Зачем нам сети? Эффективное управление и безопасность» в Дом русского зарубежья им. А. Солженицына (ул. Нижняя Радищевская, 2).
Следите за программой Фестиваля на сайте www.radiofestival.ru
Организаторы Фестиваля – Фонд независимого радиовещания и АНО «Корпорация Радио».
Вся информация о мероприятиях фестиваля представлена на сайте www.radiofestival.ru, а также на сайте www.radioportal.ru. Видеозаписи ключевых сессий Фестиваля выкладываются на канале Фонда независимого радиовещания в YouTube.
Фестиваль «Вместе – радио» - место встречи профессионалов!