База знаний по интернет-продвижению постоянно расширяется, и одновременно усложняются инструменты для работы по разным направлениям. Происходит «расслоение» базовых профессий — появляются специализации. Например, из профессии интернет-маркетолог выросли такие специализации, как трафик-менеджер, SEO-специалист, SMM-менеджер, аналитик.
Прогноз: в течение 2–3 лет многие направления в рамках профессий еще сильнее «отойдут» друг от друга и окончательно сформируются. Важной характеристикой профессионала станет его узкая специализация. Вполне возможно, что вскоре такие уже привычные нам профессии, как «интернет-маркетолог», «менеджер по рекламе» останутся жить только как собирательные понятия, как, например, «музыкант» или «художник». Просто потому что невозможно будет полноценно охватить и освоить все направления в рамках этой профессии.
Новые ниши и способы продвижения требуют новых профессий. За последние несколько лет наряду с интернет-маркетологом, менеджером интернет-проектов, медиапланером появились такие самостоятельные профессии, как веб-аналитик, контент-маркетолог, трафик-менеджер, менеджер партнерских программ, email-маркетолог, евангелист компании и другие.
На графике видно, как падает спрос на традиционные позиции «менеджер по интернет-рекламе» и «медиапланер» и растет спрос на новые специальности «менеджер по контекстной рекламе», «трафик-менеджер», «SMM-специалист»
Новые ниши, новые каналы продвижения формируют стабильный рост вакансий в сфере интернет-продвижения. К примеру, в регионах востребованность интернет-маркетологов на рынке выросла в 9,5 раз за последние три года.
Cпрос на интернет-маркетологов показывает бурный рост, еще более сильный в регионах
В то же время, работодатель продолжает жаловаться на нехватку квалифицированных кадров. Согласно исследованию, проведенному «Нетологией» среди 320 специалистов, поиск квалифицированных сотрудников — по-прежнему главная проблема для большинства компаний.
Прогноз. Тенденция к росту спроса на интернет-специалистов сохранится и в будущем. В силу того, что на Москву сейчас приходится значительная часть вакансий отрасли, рост будет происходить прежде всего за счет регионов. Благодаря распространению удаленной работы географические границы будут размываться. Как следствие, острая разница между зарплатами в столице и регионах будет сглаживаться.
В силу молодости рынка пока еще нет согласованных и утвержденных отраслью требований к навыкам по интернет-профессиям, четкого описания круга решаемых задач. Это рождает ряд сложностей при поиске сотрудников и приеме их на работу. Так, например, одни специалисты считают, что трафик-менеджер — это аналитик, другие говорят, что это «баер», а некоторые ассоциируют эту должность со специалистом по партнерской программе или работе с лидами.
Сильно расходятся агентские и клиентские профессии. Более того, одна и та же должность в разных отраслях может предполагать совершенно разный круг задач. Например, список требований к интернет-маркетологу информационного портала и интернет-маркетологу интернет-магазина могут различаться на 60–80%.
Прогноз. Уже сегодня отрасль двигается в направлении определения спецификаций. Так например, в «Нетологии» сейчас разрабатываются требования к навыкам и должностным обязанностям специалистов интернет-профессий, к участию в котором приглашаются компании Рунета. Внутри отрасли происходит согласование компетенций. В скором времени будут созданы стандарты, которые помогут компаниям ориентироваться при приеме нового сотрудника на работу. Профессиональная сертификация специалистов — это вопрос 2–3 лет.
Соотношение частного и корпоративного сегментов в профессиональном образовании говорит не в пользу последнего. Так было три года назад — так происходит и сейчас. По статистике «Нетологии», только 10–20% оплат приходятся на юридические лица. Сегодняшний студент — это частное лицо, желающее освоить ту или иную интернет-специальность или улучшить конкретные навыки.
8 из 10 специалистов, обучающихся интернет-професиям — частные лица
Почему компании неохотно отправляют сотрудников на обучение? Причин этому несколько:
Прогноз. Обучение сегодня — это не привилегия избранных. Появление множества форматов для обучения, бурный рост онлайн-образования говорит о том, что частные лица и дальше будут проявлять инициативу и инвестировать в свою карьеру самостоятельно. Однако, не станем снимать со счетов корпоративного клиента, и можно надеяться, что вскоре появятся инструменты, которые дадут возможность провести аудит знаний сотрудника до и после прохождения курса, а также оперативно отслеживать его прогресс в процессе обучения.
Только 44% студентов «Нетологии» проходили какие-либо курсы ранее, а почти половина признаются, что они не искали обучение целенаправленно, а увидели курс и решили пойти. Фундаментальная проблема сегодня — это отсутствие осознанной потребности учиться. Нет привычки постоянно обновлять свои знания и получать ответы на свои вопросы через повседневное обучение.
Больше половина студентов «Нетологии» не обучалась ранее на каких-либо курсах
Прогноз. Ключевое звено в этом процессе — платформы доставки экспертного контента. Как только актуальные и ценные знания будут находиться на расстоянии одного клика, степень вовлеченности специалистов и их мотивация получать знания резко повысится. Мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки будут частью этого информационного пространства, и роль в процессе повышения компетенций специалистов резко возрастет.
Как ответ на острую нехватку кадров учиться идут сами руководители. Они приходят, чтобы разобраться в различных аспектах интернет-маркетинга, аналитики, построения продаж и быть в состоянии компетентно ставить задачи и контролировать сотрудников или подрядчиков. В зависимости от специализации, доля руководителей бизнеса среди наших студентов колеблется от 20% до 30%.
Прогноз. Эта практика со временем может привести к тому, что компании начнут уделять больше внимания корпоративному обучению. Руководители, успешно пройдя курс, будут готовы отправить сотрудников по своим стопам за новыми практическими компетенциями. Они также начинают лучше понимать рынок и уровень кандидатов, а значит, требования к будущим интернет-маркетологам и руководителям проекта станут более грамотными и осмыслеными.