Пока радиосообщество в столице решает, как будет выживать и перестраиваться в эпоху всеобщей цифровизации, во всем окружающем «Замкадье» у вещателей своя жизнь, свои радости и свои проблемы: те перестройки системы, которые сейчас внедряются в крупнейших международных компаниях, их коснутся еще не скоро. А пока каждый отдельный регион пользуется своим набором брендов, обновляет оборудование по мере возможностей и создаёт адаптированный под местных жителей контент, думая максимум о завтрашнем дне и не замахиваясь на глобальные перемены.
Рязанскую область можно считать практически Подмосковьем: «есенинский» экспресс с Казанского вокзала доставит за три с половиной часа до областного центра. Радио в городе звучит повсеместно и ежедневно сопровождает жизнь среднестатистических российских граждан.
В Сети нет ни одного достоверного списка рязанских радиостанций. Самостоятельно удалось насчитать 15 FM-вещателей и УКВ-шное «Радио России». Среди них есть и непосредственно рязанские станции. Это, например, «Родное радио», которое с телеканалом «Эхо-фильм» входит в первый и старейший негосударственный медиа-холдинг «Эхо», появившийся в городе в 1991 году. Местные медийщики называют эту компанию «притчей во языцех». И, видимо, не без оснований… Когда-то на волне 100,7 был полноценный рязанский эфир, потом на время вещание прекратилось вообще. На данный момент на этой частоте можно услышать «Юмор-FM», и только с 19.00 до 6.00 включают «Родное радио», о чём рязанские слушатели откровенно жалеют. У радио нет своего сайта — он на стадии разработки — есть только страницы в социальных сетях. В общем, картина туманная, а прояснить её не пожелали: запрос на интервью в стандартном документе Word, по словам секретаря, не открылся; по телефону руководство пообещало ответить на вопросы лично, но на следующий день на звонки не ответило, а координатор телекомпании дала понять, что сотрудникам не до интервью.
Другое, не менее известное в городе, музыкальное рязанское радио под названием «Радио ОК», которое совсем недавно перебралось в новое помещение, вполне оправдывает своё имя-посыл. Среди полураспакованных коробок и уже установленной аппаратуры программный директор Станислав Ларионов рассказал о своём волновом детище, жизни вещателей и аудиторных исследованиях в Рязани, точнее, о причинах их отсутствия.
DJ Лера Фокс на «Радио ОК»
— Традиционно, успешное развитие бизнеса в одном регионе приводит владельцев к мысли о построении своей сети. У Вас была попытка выйти со своим вещанием в другом регионе?
Несколько лет «Радио ОК» звучало и в Московской области в Коломне. Мы запускали его, пока не получили разрешения из всех инстанций, ровно четыре года. Это огромный срок. Идентичными были только контент, сетка вещания и бренд. А так всё равно можно сказать, что это была местная, причем первая музыкальная FM-станция в Коломне со своими диджеями, программами по заявкам и прочими атрибутами. Сейчас она продана, изменилось её название и музыкальное наполнение. Просто в какой-то момент там начался неконтролируемый процесс открытия станций, причем опять же сетевых, и в итоге сейчас в Коломне 14 радиостанций, то есть, чуть ли не столько же, сколько в полумиллионной Рязани.
«Радио ОК» легко найти в Интернете: полноценный сайт с оригинальным дизайном, прямое он-лайн вещание. Помимо музыки в эфире можно услышать авторские программы рязанских, московских, петербургских диджеев, а также есть одна англоязычная программа от John Dahlbäck, основателя Pickadoll Records (по словам Станислава Ларионова, он очень удивился, когда получил по электронной почте письмо с предложением о сотрудничестве).
— Что ещё волнует меня, как «вещателя на местах», это конкурсные взносы за частоту, исчисляемые заоблачными цифрами, — продолжает рассказ об основных проблемах регионов на примере Рязани Станислав Вячеславович. — И десять раз подумаешь, прежде чем принять участие в очередном конкурсе, понимая, что «отбить» вложения при нынешних обстоятельствах еще надо постараться.
И проблема из другой сферы — это нехватка хороших мужских голосов для эфира. И чтобы не только тембр был, но еще и дикция, и грамотная речь – мы же радио.
Аудиторные исследования, на которые ориентируется международный медиарынок, оставляют нашего собеседника и, по его словам, также рекламодателей, почти равнодушными.
Программный директор «Радио ОК» Станислав Ларионов
— Комментировать наши рязанские рейтинги я отказываюсь, — категоричен по этому поводу программный директор «Радио ОК», — они тут, как правило, зависят от того, кто их заказывает. Кто заплатил, тот и на первом месте, нельзя же заказчика обидеть, иначе он в следующий раз не придет. Был, кстати, один момент, когда в местных рейтингах «Русское радио» занимало вторую или третью позицию, но как только оно перешло под нашу юрисдикцию, те показатели на бумаге куда-то пропали, а появились другие, где этот бренд буквально через месяц в Рязани оказался на предпоследнем месте. Или вот еще: довольно давно было заказано социологическое исследование для одной телекомпании местному учебному заведению, где есть социологи — результат был более чем удручающий. Там фигурировали в рейтингах люди и программы, которые никогда не выходили на этом канале. Так же нельзя.
Вообще, я, конечно, озадачен проблемой измерения аудитории. И, видимо, в новом году мы постараемся с сотрудниками своими силами провести опрос хотя бы 3000 человек, но не так, чтобы результаты были просто нарисованы, а по-настоящему, как полагается. Я эти цифры никому не собираюсь показывать, мне самому просто интересно увидеть реальную картину. Вообще рейтинги пока, увы, мало кого в регионах волнуют, рекламодатели на них очень слабо реагируют. Вот сетевые торговые бренды и федеральные рекламные агентства приходят, им это интересно. А местные размещения только за счет профессионализма менеджеров по рекламе, которых, кстати, именно хороших, очень немного, и заполучить их ох, как сложно.
Нам пока больше интересны звонки и СМС от слушателей во время наших программ и конкурсов: пока это есть, пока это живо — мы нужны, у нас всё нормально, нас слушают. Заказывать самостоятельно годовое исследование компаниям для одной региональной радиостанции слишком накладно.
Свое отношение к экспансии столичных радиостанций и влиянию на развитие станций с местным программированием Станислав Ларионов высказал. А как чувствуют себя за пределами столицы эти самые московские бренды?
Возьмем, к примеру, радиостанцию «Серебряный дождь». С коллективом радио «Серебряный дождь – Рязань» — редактором Ольгой Славянской, маркетологом Еленой Ермаковой и радиоведущей Ириной Орловой — удалось побеседовать в самый разгар «конца света» — 21 декабря 2012 года. «У кого конец света, а у нас рабочий день никто не отменял», — смеются девушки. Работа в регионе, даже от имени известного бренда, тоже имеет свои особенности.
«Серебряный дождь — Рязань» тоже ограничивается «домашними» способами подсчёта рейтинга.
— Нам присылают из Москвы общие исследования, но и нам, и слушателям, а в первую очередь, рекламодателям, нужны показатели нашего города, — объясняет Елена Ермакова. — Поэтому мы проводим их сами. Ориентируемся на нашу аудиторию, то есть взрослую и обеспеченную. Недавно провели анкетный опрос свыше 100 человек в одном из фитнес-центров города: выясняли социальный статус респондента, его возраст, а также задали три открытых вопроса о радиопредпочтениях, в том числе и прямой – о любимой станции. Потом на основании этих данных провели презентацию. Мы оказались на третьем месте в этом рейтинге, что считаем очень хорошим показателем.
— А сколько часов столица даёт региону на собственный эфир?
— Сейчас у нас 34 часа недельного эфира, которые мы используем под рекламные блоки, информационные и развлекательные проекты,— говорит Ольга Славянская. — Например, с понедельника по пятницу выходит двухчасовая программа «Музыкальный бизнес-ланч» по заявкам слушателей, проводятся викторины. В рамках этой программы есть пятиминутная мини-рубрика «Музыкальная гурмания», рассказывающая об исполнителях и разных направлениях в музыке. Она выходит по средам. А в четверг другая мини-рубрика — «Десятая муза» — знакомит слушателей с премьерами и интересными новостями из мира кино. (Более подробную информацию можно посмотреть в социальной сети Facebook в группе радиостанции. Прим. Радиопортала).
— Политика «Серебряного дождя» достаточно строгая в отношении викторин, — продолжает Елена Ермакова, — мы не зарабатываем на слушателях, все конкурсные звонки и СМС-сообщения они оплачивают по тарифам своих сотовых операторов. Викторины у нас самые разнообразные. Недавно разыграли 200 штук пригласительных билетов на премьеру ожидаемого фильма в кинотеатр. Ещё мы проводим акции, носящие, как правило, социальный характер. Например, в сентябре проводили акцию «Цветы жизни». На улицах города мы дарили водителям горшочки с живыми цветами как символ детской беззащитности. А в начале зимы, совместно с рязанской Госавтоинспекцией, провели акцию «Добрый свет»: мы беседовали со школьниками о правилах поведения на дорогах, дарили им светоотражающие значки, которые, будучи закрепленными на одежду или школьный рюкзак, позволяют водителям лучше видеть маленьких участников дорожного движения в вечернее время.
«Подвешенный кофе». Как же кофе можно «подвесить»? Эта итальянская традиция пришла из Неаполя. Кофе стоит не так дорого в ресторанах нашего города: вы можете заказать, допустим, две чашки, выпить одну, а вторую «подвесить». В следующий раз, если вы придёте без денег, или совершенно постореннему человеку потребуется этот напиток, нужно просто спросить, есть ли подвешенный кофе. Таким образом, в холодное время года можно подарить друг другу частичку тепла с кофейным ароматом. Если захотите, то даже с какими-то пожеланиями. Эту традицию привёз в Рязань ведущий «Серебряного дождя». Сейчас в сети Интернет есть сайт со списком городов, где можно выпить такой «подвешенный» кофе.
— А сейчас мы разрабатываем новый проект для наших слушателей, — продолжает Ольга Славянская. — На данный момент идёт согласование с московскими коллегами. Это информационно-развлекательный проект, демо-название которого «Сарафанное радио». В нём будут обсуждаться городские события за неделю, но не просто новости: ориентация на какие-то сверхострые темы, которые волнуют всех жителей, пусть далеко и не самые весёлые. Вести программу будут двое ведущих, к диалогу будут привлекаться слушатели, плюс в рамках проекта ожидаются анонсы предстоящих мероприятий.
Ирина Орлова
Итак, какой вывод можно сделать? Радиовещание в регионе живёт вполне традиционной жизнью, экспансией цифровых технологий пока совсем не озабочено, на отсутствие слушателей не жалуется, о явных своих проблемах говорит, а с остальными, на сегодняшний момент, справляется без постороннего участия.
— Как бы ни были хороши столичные бренды, — замечает Ольга Славянская, — жителям в регионах необходимо своё вещание. «Да, хорошо, — скажут они, — но это же Москва. Нам бы что-нибудь поближе». И это в любой области так, везде есть стремление ориентироваться на себя.
— Только мы стоим дешевле… Сейчас я вам расскажу про суровые будни рязанского радио, — смеясь, «пригрозила» молчавшая до этого радиоведущая «Серебряного дождя — Рязань» Ирина Орлова. Что ж, в каждой шутке, как говорится…