Восемь «звездных» рынков развлечений и СМИ, в число которых входит и Россия, покажут двузначный рост выручки. Согласно исследованию PwC, в 2017 году на их долю будет приходиться 22% общемировых доходов по сравнению с 12% в 2008 году.
По общей сумме потребительских расходов и расходов на рекламу США останутся крупнейшим рынком индустрии развлечений и СМИ в течение ближайших пяти лет. За США следуют Япония, Китай, Германия, Великобритания и Франция.
Российский рынок Entertainment & Media вырос на 14% и составил по итогам 2012 года 25,4 млрд долларов. Он остается одним из самых динамичных в регионе Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), занимая 6-е место. PwC прогнозирует, что средний темп годового роста (CAGR) рынка составит 9,4%, и к 2017 году его объем достигнет 39,8 млрд долларов.
Наиболее динамичными сегментами станут интернет-реклама (20%), доступ в интернет (14,5%) и платное телевидение (11,9%). Газеты продемонстрируют низкий темп роста (1,4%), а динамика рынка образовательной литературы будет отрицательной (–3,7%).
В 2012 году объем рынка интернет-рекламы составил 1,8 млрд долларов, что вывело Россию в лидеры Центральной и Восточной Европы. При этом остаются колоссальные возможности для роста: ожидается, что CAGR рынка составит 20%. В российском сегменте поисковой рекламы также ожидаются высокие темпы роста. В течение прогнозного периода CAGR составит 19%.
Представитель PwC Евгений Клименко отмечает, что рынок онлайн-рекламы опережает остальные сегменты благодаря прозрачной информации об объемах аудитории и эффективности кампаний.
«Предприниматели учли российские лингвистические и культурные особенности и начали инвестировать в предоставление услуг на локальном рынке. Таким образом, Россия стала одним из немногих рынков в мире, где функционирует и процветает замкнутая система с отечественными участниками, которые обогнали своих глобальных конкурентов», – говорит эксперт.
Российский рынок ТВ-рекламы активно восстанавливался после кризиса 2009 года, при этом CAGR составил 11%. Годовой объем выручки вырос с 2,7 млрд долларов в 2009 году до 4,2 млрд в 2012 году. По прогнозам PwC, в 2017 году этот рынок будет оцениваться в 5,4 млрд долларов.
Аналитик Наталья Яковлева считает, что в ближайшем будущем ТВ-реклама сохранит прочные позиции несмотря на конкуренцию со стороны других СМИ, включая онлайн-ресурсы. Более того, на российском рынке существует множество возможностей для роста. В России доля ВВП, затрачиваемая на рекламу, по-прежнему ниже показателей других развитых рынков, а самые активные в развитых странах рекламодатели – автомобильные и финансовые компании – пока представлены относительно узко.