«Narrative Science», организация, которая использует компьютерные алгоритмы для преобразования данных в короткие новостные заметки, напугала многих журналистов предстоящей потерей работы, а один руководитель информагентства даже назвал появление роботов-журналистов «грядущим апокалипсисом» для отрасли. Но усилим интригу: некоторые материалы «Narrative Science» были признаны лучшими, чем у обычных авторов. «Роботы наступают, - пишет Дэвид Маттин, - и они хотят забрать у вас работу». Но хотя «Narrative Science» неоднократно подчеркивала, что ее технологии не лишат журналистов их рабочих мест, роботы идеально подходят для работы на гиперлокальных сайтах, информации на которых в последнее время было, мягко говоря, немного.
После сворачивания таких проектов как «EveryBlock», «VillageSoup», «TBD» и «Bayosphere», сокращения штатов в «Patch», закрытия сайтов «Daily Voice» и сокращения его бюджета на 70%, по данным «BuzzMachine», гиперлокальные новостные сайты находятся в поисках новых бизнес-моделей. Решением проблемы могут стать роботы-журналисты.
«Narrative Science» была создана в 2010 году, а в основу идеи легли результаты исследований лаборатории «Intelligent Information Laboratory» North-Western University (Северо-Западного университета). Учредители компании Крис Хаммонд и Ларри Бирнбаум, преподаватели компьютерных наук и журналистики, разработали алгоритм, который используют «Forbes» и «Big Ten Network» для составления анонсов финансовых и спортивных новостей. Используя статистические данные, алгоритм составляет статьи, которые почти неотличимы от обычных журналистских повествований. Хотя в основу технологии положены результаты более чем 10 лет исследований, лишь недавно она достигла уровня, когда создаваемый ею материал можно принять за написанный человеком, сообщила «The New York Times». В то время как эти статьи «нечасто будут отмечены Пулитцеровской премией»,пишет Эмили Белл из «The Guardian», они могут высвободить ресурсы, которые позволят журналистам готовить более глубокие аналитические материалы.
Целью является не отобрать у журналистов их рабочие места, а расширить рамки новостей, включая в них даже такие обыденные события, как игры Малой лиги. «Главным образом, мы делаем то, что иначе не было бы сделано», - заявил в интервью для «The New York Times» Стюарт Франкель, исполнительный директор «Narrative Science». В связи с закрытием гиперлокальных новостных сайтов местные события не всегда освещаются.
«The Los Angeles Times» использует аналогичную технологию для автоматической публикации сообщений о преступлениях, сообщает Journalism.co.uk. Истории, подобные этой, о землетрясении в феврале, попадают в эфир без редакторской проверки. Бен Уэлш, разработчик базы данных «L.A. Times», называет данную технологию«журналистикой с участием человека», но она может быть чем-то большим. Если использовать ее должным образом, она может использоваться для создания контента гиперлокальных новостных сайтов без участия репортеров (и выплаты гонораров, если на то пошло).
Использовать технологию гораздо дешевле, чем содержать команду журналистов. В сентябре 2011 года оплата за использование технологии составляла приблизительно 10 долл. США за статью из 500 слов, сообщила «The New York Times». Это значительно меньше, чем расходы на подготовку сообщения репортером. Кроме того, технология работает быстро - «Narrative Science» может опубликовать репортаж буквально через несколько секунд после финального сигнала в баскетбольном матче.
По оценкам Джеффа Джарвиса, чтобы вести один местный новостной сайт на каждые три города в Нью-Джерси, нужно 150 блоггеров; это означает, что число блоггеров в штате должно вырасти в 10 раз. Джарвис заявил, что это практически невозможно, поскольку мало кто «готов выполнять эту тяжелую работу, рискуя потерять более высокооплачиваемые альтернативы (читай: PR или даже работу в закусочной, если на то пошло)». Но то, что невозможно для человека, является вполне обоснованной задачей для робота, которого Френкель назвал «мета-журналистом»: существом, которое может составлять миллионы сообщений, а не выдавать их по одному. По данным «Wired», в апреле 2012 года «Narrative Science» публиковала статью каждые 30 секунд.
Тем не менее, по некоторым оценкам, читатели могут не воспринимать публикации, написанные роботами, если они посчитают их уж слишком «машинными». Это может быть особенно актуально на гиперлокальных новостных сайтах, для которых характерно то, что их ведут журналисты, хорошо знакомые с местными проблемами.
Редактура, перевод: Редакторский портал