В телесезоне 2012-2013 гг. Первый канал смотрели 14,2% телезрителей, «Россию 1» — 14,1%, НТВ — 14%, подсчитала TNS (здесь и далее данные по зрителям старше 18 лет в городах России с населением более 100 000 человек). У ТВ собственный производственный цикл — телекомпании живут не хронологическим годом, а телесезоном, который стартует в начале сентября и заканчивается в мае, а лето традиционно — «мертвый сезон».
Долгое время Первый оставался бессменным лидером на российском ТВ, и, хотя в телесезоне 2011-2012 гг. его отрыв от НТВ и «России 1» был совсем небольшим, каналу удалось остаться первым. При этом вся тройка крупнейших каналов уже несколько лет теряет аудиторию: общее телесмотрение в стране растет, но внимание зрителей распределяется между все большим числом каналов. Поэтому в конечном итоге в соревновании крупнейших каналов выигрывает не тот, кто получил новых зрителей, а тот, кто лучше удержал имеющихся.
В прошлом году Первый терял зрителей быстрее конкурентов и по итогам 2012 г., по данным TNS, впервые в своей истории уступил лидерство в национальном эфире, первым стал НТВ. Гендиректор Первого канала Константин Эрнст тогда заявил «Ведомостям», что его компания давно не пользуется данными TNS и не доверяет им, а по собственным замерам аудитории канал остался первым.
Тем не менее данные TNS довольно критичны для Первого — именно на их основе продается реклама на российском ТВ, в том числе и на этом канале.
Весной расстановка сил в тройке крупнейших вновь изменилась: Первый, по данным TNS, стал наращивать аудиторию, а НТВ — ее терять. В результате Первый вернул лидерство, а «Россия 1» вновь стала вторым каналом в тройке. Особенно показательными в этом соревновании стали апрель и май.
Так, в мае НТВ смотрели только 12,6% зрителей, такую низкую долю канал не показывал довольно давно. Комментарии гендиректора НТВ Владимира Кулистикова были лаконичны: «Это трудности роста».
В конце прошлого года руководство НТВ заявило о смене программной политики канала. Таблоидная форма подачи, видимо, приелась, перестала вызывать интерес, объяснял программный директор НТВ Александр Нечаев.
А вот Первый в апреле-мае, наоборот, собрал больше зрителей не только по сравнению с НТВ, но и по сравнению со своими же показателями того же периода прошлого года (например, 14,8% в апреле 2012 г. и 15,2% в апреле 2013 г.). Получается, канал впервые за полтора года не только остановил падение аудитории, но и увеличил ее. Более того, после неудачной второй половины прошлого года с декабря Первый стал увеличивать долю в своей целевой аудитории — 14-59 лет, контакты со зрителями именно этого возраста канал продает рекламодателям. В том же апреле его доля по этой аудитории была выше, чем в апреле прошлого года, правда, в мае — уже несколько ниже.
С февраля на канале запущена новая программная сетка, рассказал Эрнст: «Сработало 90% сериалов в линейке 21:30, на проектную мощность вышла субботняя программа Андрея Малахова, “Пусть говорят” подтвердила свой статус самой рейтинговой программы страны, а “Воскресное время” вернуло себе показатели, которых давно не было ни у одной из аналитических программ, умудрившись даже стать на прошлой неделе самой популярной среди программ всех каналов у аудитории 14-24. И конечно же, “Один в один” вместе с “Голосом” — главные хиты сезона» (все — по собственным данным «Первого канала»). «Кажется, мы нашли ключ для понимания основных аудиторных тенденций сегодняшнего дня», — заключает он.
Самым крепким и ровным этот сезон стал для «России 1» — падение аудитории у канала ВГТРК по сравнению с прошлым сезоном оказалось минимальным, если конкуренты потеряли по 1-1,5 процентного пункта, то этот канал — всего 0,3 п.п. А в прошлом сентябре и декабре, а также в этом январе «Россия 1» даже выходила на первое место в тройке.