Елена Мартынова, экс-маркетинг-директор UMH Group, представила на «Украинской медиашколе» свое видение того, как будут развиваться журналистика и медиаменеджмент.
Технологические отличия «старых» и новых медиа диктуют и изменение функций менеджера и журналиста.
В чем логика и задачи медиаменеджера в old media? В продаже историй. Неважно, о каком жанре мы говорим: интервью, репортаж, аналитика – это всегда истории. Собственники и управляющие медиабизнеса, по сути, создают технологическую надстройку над историей.
В их задачи входит построить:
- фабрику по производству контента;
- создать маркетинг, то есть придать истории товарный вид, упаковать ее так, чтобы аудитория ее употребляла;
- организовать дистрибуцию, то есть доставку контента аудитории;
- укреплять бренд.
Соответственно и доходы, которые получает человек, построивший технологическую цепочку не соизмеримы с доходами журналиста, даже если журналист – звезда. Ключевое понятие в распределении прибыли в old media – риски.
В new media все иначе. Дело в том, что дистрибуция и маркетинг в old media находятся в глубочайшем кризисе. Все старые медиа построены на жесткой технологической цепочке – это заводы. Но развитие гаджетов и платформ нивелируют технологические цепочки, которые раньше были преимуществом больших медийных холдингов. Интернет-дистрибуция практически бесплатна, а потому доступна не только для медиабизнеса, но и для простых пользователей.
То, что на слайде отмечено желтым цветом, это пока то, на чем медиабизнес еще может зарабатывать, но и оно постепенно начинает становиться «народным достоянием».
Я думаю, появятся медиабизнесмены будущего, которые смогут это монетизировать. Но пока то, что мы наблюдаем в мире, называется кризисом бизнес-модели.
Журналисты во время этого кризиса пребывают в достаточно благополучной ситуации, их задачи не меняются, потому что new media – это в первую очередь умение работать с источниками, находить истории и их делать.
Журналистика сейчас – это время возможностей, в том числе и бизнесовых:
• меньше зависимости от компаний – журналистам теперь не нужен офис, офисный телефон, компьютер и даже главный редактор;
• большие индивидуальные технические возможности;
• растет спрос на информацию – сформировалась привычка потреблять информацию каждые 5 минут, вам остается только подбрасывать дровишек в эту топку;
• более дешевый вход на рынок – если утрировать, то появление журналистского бренда стоит столько же, сколько подключение к интернету;
• меньше «шаблонов», которым надо соответствовать – старое рушится, новое не сформировано, вы сами можете создавать правила.
Но доступность технологий сопровождается и большими информационными соблазнами, поэтому первое правило журналиста в трансформирующемся медиапространстве – информацию необходимо проверять и перепроверять.
К тому же:
• Выше цена ошибки – Google помнит все;
• Смартфон вместо PARKER: это другой стиль мышления, а соответственно передачи и получения информации. Как бы вам ни нравилось писать ручкой – заведите себе смартфон, потому что он уже есть у вашего читателя;
• Путь в высшую лигу через умение работать с разными мультимейдийными платформами – безусловно, звездами становятся не потому, что умеют делать и статьи, и сюжеты; звездами становятся потому, что умеют находить и рассказывать истории. Но истории сейчас приходится рассказывать по-разному.
Потребление с экрана приводит к тому, что все медиаканалы борются за внимание аудитории на равных – зрителю все равно, чей контент он потреблял: телеканала, сайта, «бумажного» медиа, если этот контент он воспринимает с планшета, к примеру. Но! У вас есть ровно 5 секунд, чтобы продать свою историю. Если вас за 5 секунд не расслышали, то аудитория уйдет читать кого-то другого, кто ярче себя презентует. 5 секунд – это произнесенное предложение из 10 слов, или прочитанное предложение из 20 слов, или иллюстрация с простым хорошо «читаемым» сюжетом, или сочетание заголовка из 5 слов и простой иллюстрации. Только очень любимый бренд или очень любимый автор удостоится большего внимания.
Потребление медиа с одного экрана позволяет говорить о том, что перспективными в медиа являются такие профессии:
• Редактор инфографики – самый популярный тренд, важно не только делать инфографику, но и учиться ею мыслить;
• Журналист с режиссерским видением, позволяющим ему «упаковывать большую картину мира в маленькую повестку дня», понятную для пользователя.
• Умение «читать» базы данных – интернет славен тем, что накапливает огромные базы данных;
• Умение мыслить геолокацией;
• Умение «слышать» социальные сети.
В классической структуре old media каждая платформа требовала от журналистов и редакторов особых талантов.
Телевидение требует мыслить движущейся драматической картинкой. Пресса мобилизует умение мыслить заголовками и правильно подобранной иллюстрацией, а если ты на это неспособен, то обречен на то, что тебе всегда нужен будет редактор, который поймет тебя лучше тебя самого. Радио строится на умении репортера расставлять акценты. Интернет требует таланта быть актуальным сию секунду. Мультимедийный журналист – это умение сочетать все эти качества.
Кроме того, понадобится:
• Умение искать сюжет;
• Знать технологии – понимать, что такое дизайн, основы программирования, SEO;
• Читать базы данных, т.е. превращать массивы данных в сюжеты.
Медиаменеджеру в эпоху развития мультимедиа нужно по-прежнему быть хорошим менеджером – уметь управлять людьми и делать прибыльный бизнес. Мне кажется, что залог успеха медиаменеджера сейчас – это умение на уровне эквилибристики: одновременно развивать традиционные медиа с их огромными аудиториями и большим рынком, и с не меньшим усердием – а, может, и большим – разбираться в технологиях и трендах новых медиа. Ключевая задача: на переходе с одной платформы на другую не только не растерять потребителей, но и подключать новых. В общем, медиаменеджеры сейчас «на охоте» – за новыми идеями, технологиями и новыми звездными кадрами.
Записала Леся Ганжа