
Когда музыкальный сервис Spotify объявил финансовые результаты 2014 года, эксперты снова жизнеспособность выбранной компанией бизнес-модели. Дело в том, что от года к году ситуация в отчетах Spotify одинаковая — выручка растет, убытки увеличиваются. В 2014 году эти показатели изменились на 45% и 190% соответственно. Причина такого убытка, согласно документу Spotify, — «развитие продукта, международная экспансия и рост штата». Однако такие объяснения у многих не вызывают оптимизма в отношении будущего бесплатного стриминга музыки.
На данный момент у Spotify, одного из крупнейших подобных сервисов в мире, порядка 60 млн активных пользователей, 15 млн из которых платят за премиум-доступ, а остальные слушают музыку бесплатно, но с рекламой и ограничениями. При этом на платные подписки приходится 91% всех доходов компании.
Не только это распределение источников дохода заставляет задуматься о рациональности бесплатного доступа. Критикуют такой подход и лейблы, что затрудняет переговоры о продлении контрактов со Spotify. А подчас события заходят дальше язвительных замечаний: певица Тейлор Свифт убрала композиции нового альбома из библиотеки сервиса, объяснив свое решение низкими выплатами. Впоследствии пластинка стала одной из самых продаваемых по итогам года.
Подлила масла в огонь компания Apple, которая, по данным , давила на лейблы, призывая их отказаться от контрактов со Spotify и другими подобными сервисами. Однако, возможно, эти требования — не борьба с такой моделью, а подготовка к запуску собственного стримингового сервиса от Apple, о котором ходят слухи еще .
Spotify, в свою очередь продолжает защищать свою фримиум-модель, утверждая, что бесплатная музыка нужна, чтобы эффективнее привлекать новых платных подписчиков.
Не разделяет скептицизма критиков Spotify и Федор Вирин, со-основатель аналитического агентства Data Insight:
«Это нормальная история — сервис быстро растет и его убытки увеличиваются, потому что бизнес-модель в принципе не очень прибыльна в таком формате. На самом деле надо понимать, что увеличение цены на подписку может ликвидировать их убытки. Получается, что в Spotify готовы их нести для того, чтобы продолжать развиваться с прежней скоростью».
В российском сервисе «Яндекс.Музыка» тоже считают, что обнародованные финансовые результаты — это нормальная стадия развития бизнеса, на основе которой нельзя ставить крест на всем бесплатном стриминге музыки.
«Инвесторы верят в модель стриминга и её перспективы, продолжая активно вкладывать в подобные сервисы. Убыток Spotify, скорее всего, может быть связан с международной экспансией сервиса».
Иллюстрируют эту точку зрения концерна Warner Music, согласно которым в I квартале 2015 выручка от стриминговых сервисов заметно выросла, тогда как доходы от продажи треков упали. «Такие показатели роста свидетельствуют о том, что в ближайшие годы стриминг станет основной технологией доставки музыки слушателям», — заявили в Warner Music.
Генеральный директор компании Zvooq Михаил Ильичев считает, что если бы Spotify стремился как можно быстрее стать прибыльным, то ему стоило бы выбрать другой путь развития:
«Возможно, для изменения соотношения расходов и доходов в свою пользу, компании необходимо снизить стоимость привлечения пользователей, а также более качественно работать на уже знакомым рынках — не выходить на новые, а стараться прирастить аудиторию за счет тех стран, где у них уже есть представительства».
Таким образом, в России раскрытые цифры Spotify никого не удивили и не разочаровали — представители индустрии не считают, что эти показатели способны поставить крест на идее стриминга музыки и на фримиум-модели. Тем более у нас есть свои последователи Spotify, перед которыми могут встать похожие вопросы.
Проект «Яндекс.Музыка» является одним из самых ярких представителей стриминговых сервисов в России. Сейчас в его каталоге более 20 млн треков, а месячная аудитория составляет 10 млн человек, в том числе 1 млн — пользователи мобильных приложений.
Компания не раскрывает своих финансовых показателей и не указывает долю платных подписчиков среди всей аудитории. Однако известно, что доходы сервиса распределяются в обратном Spotify соотношении: сейчас большую часть выручки «Яндекс.Музыке» приносит медийная и контекстная реклама. На доходы от платной подписки на мобильные приложения приходится около 10%.
На данный момент сервис не окупается, но в перспективе это должно измениться. «Цель выйти на окупаемость, безусловно, есть. Есть план её достижения, как и план построения эффективного бизнеса в музыкальной индустрии в целом», — отмечают в компании.
Другой игрок рынка музыкального стриминга — Zvooq — может уже скоро достигнуть желанной точки безубыточности. В начале года он перешел на новую модель предоставления контента, во многом схожую со Spotify. С 20 января на Zvooq стало возможным слушать музыку с рекламой бесплатно или перейти на премиум версию с ежемесячной оплатой. В отличие от Spotify, Zvooq никак не ограничивает бесплатных пользователей, позволяя им слушать столько музыки, сколько им хочется.
В компании считают, что это единственно верная модель предоставления контента в условиях отечественного рынка.
«Мы считаем, что правильная базовая цена любого музыкального сервиса — ноль рублей. Во-первых, потому что российские пользователи уже привыкли к бесплатным решениям. Это связано с тем, что музыка сегодня отдана на цифровую платформу в бесплатный оборот — через музыкальные каналы, радио, YouTube, а также через нелегальные платформы и социальные сети, — рассказал генеральный директор компании Zvooq Михаил Ильичев. — Во-вторых, потому что самый массовый запрос на музыку у аудитории — это казуальное прослушивание на бэк-граунде параллельно с какой-то основной активностью. То есть музыка в большинстве случаев не является обязательным элементом, а значит, любая попытка взять за нее деньги обречена на провал».
Таким образом, получается базовое решение, внутри которого существует платная подписка Zvooq+ для пользователей, желающих отключить рекламу и скачивать музыку к себе на телефон. Бесплатный доступ в данном случае нужен для выстраивания доверительных отношений с пользователями, как источник привлечения аудитории, которую в дальнейшем можно превратить в подписчиков.
За три месяца работы фримиум-модели число премиум-подписчиков Zvooq+ в три раза до 6%. Сейчас у сервиса около 1 млн активных подписчиков, а к концу года этот показатель планируют увеличить до 3-4 млн.
По данным компании, один фримиум-пользователь за три месяца приносит сервису до 30 рублей за счет доходов от рекламы, а у премиум-подписчика показатель составляет 400 рублей до вычета доходов правообладателей.
Для выхода на безубыточность компании нужно около 100 тыс. платных подписчиков (сейчас — 60 тыс.). Этой цифры Zvooq может достигнуть уже в ближайшие несколько месяцев. При этом в планах компании планомерно наращивать доходы от подписки и рекламы, чтобы доля второго источника не превышала 20%.
Немаловажным катализатором роста выручки Zvooq должен стать антипиратской закон, который вступил в силу 1 мая. , что это приведет к росту аудитории легальных музыкальных ресурсов в 3-5 раз.
Нововведения могут изменить рынок музыкальных сервисов, подтверждают в «Яндекс».
«Мы во многом не согласны с методами регулирования, которые сейчас предлагает антипиратский закон. Однако очевидно, что в целом регулирование авторских прав может положительно сказаться на бизнесе музыкальных стриминговых сервисов. Об этом говорит и опыт западных стран, где конверсия аудитории в платных пользователей может достигать 25%», — считают в компании.
Однако по-прежнему до конца непонятно, как антипиратской закон в итоге будет функционировать и какие сайты заденет. Например, что станет с огромным массивом музыки в социальных сетях? В конце апреля пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин , что музыку из соцсети не будут ни удалять, ни делать платной. В каком формате тогда будет существовать контент во «ВКонтакте»?
Так или иначе, рынок стриминга музыки в России и в мире ждет интересный период — очередного тестирования сложившихся бизнес-моделей, переговоров с лейблами, борьбы за прибыль, действия факторов извне и поиска новых пользователей.