Из 197 рассмотренных стран и территорий 63 были оценены как "свободные", 68 - как "частично свободные", 66 - как "несвободные". На первые места в своем рейтинге Freedom House ставит Нидерланды, Норвегию и Швецию. В последней десятке оказались Куба, Белоруссия, Туркменистан, Узбекистан и КНДР. Россия, по версии американской НПО, разделила 176-е место с Эфиопией и Суданом, Китай - 183-е вместе с Азербайджаном, Лаосом и Вьетнамом. Для сравнения, Украина в рейтинге Freedom House заняла 139-ю строчку.
На презентации для иностранных журналистов руководитель данного проекта Freedom House Карин Карлекар, в частности, констатировала, что в США в минувшем году отмечено "самое существенное ухудшение ситуации" со свободой прессы "за последние десять лет". По ее словам, это связано "прежде всего с попытками правительства контролировать распространение информации по вопросам национальной безопасности и с тем, как это отражается на способности журналистов защищать свои источники и работать без надзора и юридических преследований".
Помощник госсекретаря США по связям с общественностью Дуглас Франц - сам в прошлом профессиональный журналист - самокритично признал, что "законные вопросы о защите источников" действительно осложняют жизнь прессе в США. Вместе с тем "в защиту США и действующей администрации" он указал, что правительство "не угрожало журналистам и изданиям", причастным к распространению сенсационных материалов бывшего сотрудника спецслужб США Эдварда Сноудена. "Наказывать надо виновника утечки", а не те информационные и технические ресурсы, которые он использовал, подчеркнул американский дипломат.
Тезис об отступлении свободы прессы в мире противоречит пропагандистскому лозунгу о "продвижении свободы и демократии", на основании которого официальный Вашингтон поддерживает в последние годы всевозможные "цветные революции" и другие проекты, направленные на смену режима в тех или иных странах. Франц на вопрос корр. ИТАР-ТАСС на эту тему отвечать не стал. Карлекар со своей стороны сказала, что в разных странах положение может "как улучшаться, так и ухудшаться", как, например, в самое последнее время произошло на Украине или в Ливии. Но на Ближнем Востоке в целом, по ее словам, положение теперь все же лучше, чем пять лет назад.
Андрей Шитов
ИТАР-ТАСС