В уже далёком 2008 году небольшая группа друзей-студентов собралась и решила создать свой интерактивный проект. Выбор пал на мультимедиа.
«Сначала нам пришлось заняться сайтом - к сожалению, Интернет-вещание начинается именно с него», - говорит главный редактор Radio Ragion K Станислав Юхимчук. «К сожалению» - это потому, что все ребята – гуманитарии. Денег тоже особо, как водится у студентов, не было. Первые шаги делали без помощи извне, совместными усилиями и мозговыми штурмами.
Итак, первым делом появился простенький сайт. А энтузиасты-гуманитарии углубились в изучение вещательных технологий.
«Если провести параллели между тем, что можно сделать сейчас, и тем, что можно было сделать в 2008 году, мы увидим колоссальную разницу. Сегодня можно просто зарегистрироваться на каком-нибудь сайте, и тебе предоставят всё, начиная от площадки, заканчивая сервером», - комментирует Станислав Юхимчук.
Вскоре появилась музыкальная станция, которую слушали они сами и их друзья.
«В самом начале было так, - вспоминает Яна Маркова, ведущая «Хочу туда». – Маленькая комната в квартире на Ваське, где установили какую-то аппаратуру, самую примитивную, простейшую: монитор, микшер… (Пауза и улыбка) Всё о-о-о-очень несовременное, первобытное. Радио слушали человек пятнадцать, сами ведущие и их друзья. Программы были разные, каждый месяц они могли меняться, так как тогда не было постоянства и расписания, серьёзности не было. Постепенно это появилось. Всё делалось на энтузиазме создателей…».
Через некоторое время аудитория начала расширяться. В числе поклонников стали появляться друзья друзей, друзья их друзей… И вот уже Интернет-радиостанция превратилась в «Главное студенческое радио Петербурга /Radio Ragion K». Почему студенческое?
«Мы ни к какому вузу не относимся и не относились, мы все университеты объединяем, - говорит Яна. - Интернет-радиостанция была создана студентами, поэтому и назвали себя студенческим радио».
Сейчас эти студенты закончили вузы. Выросли они, и выросла радиостанция. Сегодня Radio Ragion K называет себя уже не студенческим, а «Главным молодёжным радио Петербурга». Станислав Юхимчук так объясняет происхождение необычногоназвания: «Оно происходит от первых букв имён создателей. Почему не любим акцентировать внимание на названии? Потому что те люди уже покинули проект. Команда несколько раз менялась, а название всё время оставалось».
В 2008 году проект был интернациональным: в коллектив входили украинец, россиянин, таджик и казах – все они жили в Петербурге. Их объединяла дружба и интерес к мультимедиа.
Многие ребята ещё до участия на Radio Ragion K горели идеей создания своего продукта или огромным желанием работы на радио. У Яны совсем иная история: «На Radio Ragion K я оказалась странным для меня образом. Никогда не видела себя на радио, это раз. Никогда не слышала, как звучит мой голос, два. Чтобы я что-то рассказывала слушателям, никогда не могла себе это представить, три. Это всё нестыковка с моим внутренним «я». А дело было так. Я ездила на фестиваль «Джаз Коктебель» в 2011 году волонтёром, то есть помогала убирать пляж и параллельно слушала музыку, наслаждалась морем, солнцем. Сентябрь – все учились, а я плавала и загорала. В паблике «ВКонтакте» «Джаз Коктебель» после мероприятия увидела объявление Стаса, он искал людей из Питера, которые были на фестивале. Я написала ему. Оказалось, ребята делали выпуск о фестивале и им необходимы комментарии участников, которые были в гуще событий. Стас привёз меня в студию, я рассказала, как всё происходило на фестивале, поделилась своими впечатлениями. Мы потом ещё очень мило общались, я восторгалась студией и говорила, почему же, мол, не знала вас раньше. А спустя некоторое время Стас позвал меня вести программу о мероприятиях города. Он понял, что для меня интересно и является моими увлечениями. К этому моменту я уже прилично походила по музыкальным клубам, выставкам и перформансам и неплохо в них разбиралась. Мне интересно наблюдать за тем, что происходит в городе, но без ярких афиш. Я выбираю мероприятие, у которого человек пятнадцать в сообществе, но мне, к примеру, нравится его название, поэтому и иду на него. Так я оказалась на Radio Ragion K».
Станислав Юхимчук стоит у истоков, является основателем и по-прежнему остаётся главным редактором радиостанции. «Это наш старожил, «отец» и идейный вдохновитель. Человек, который горит идеей до сих пор, - рассказывает про коллегу Яна Маркова. – Он очень много делает. Весь антураж, который создан в студии, все атрибуты, все штуковины, – всё это собрано им. Студию можно назвать музеем интересных вещей. Когда я первый раз появилась там, не могла оторвать глаз от всего этого, подходила, трогала, вертела в руках. Раритеты, старые-престарые, эксклюзивные, можно сказать, вещицы, музыкальные и немузыкальные. Вся эта атмосфера безумно располагает, и становится так уютно, что не хочется покидать студию, и понимаешь, что только ради этого готов каждую неделю появляться там».
Что же такое необычное находится в студии? Это и дорожные знаки, и рисунки, и старые снимки, и таблички с домов, указатели, и много-много всего, что можно увидеть на фотографиях. Как это всё оказалось на стенах студии? «Однажды я шёл с друзьями по улице и в стене обычного здания увидел торчащую, вбитую кувалдой или уж не знаю чем табличку автобусной остановки, - рассказывает Станислав Юхимчук. - Я её вытащил, она оказалась целая. Старая, деревянная, жёлтая. Принёс домой, отмыл. С этого всё и началось. Знаки, вещи сами собой стали появляться у нас в студии. Я их тащил туда, не домой же», - с улыбкой добавляет он.
Что собой представляет Radio Ragion K? Интернет-радиостанция ориентирована на молодую аудиторию Санкт-Петербурга, которая интересуется и увлекается чем-то, любит необычно проводить досуг. Каждая программа нацелена на свою аудиторию, радиостанция не претендует на то, чтобы любому человеку нравился весь эфир. Этой задачи нет. «К первичному развлекательному контенту мы добавили общественно-политические и социальные проекты, то есть начали приглашать в эфиры не только музыкантов, не только организаторов выставок, флешмобов и прочих мероприятий, а ещё и политиков, общественных деятелей, активистов. Таким образом, мы начали пытаться отражать проблемное полотно города, и, главным образом, связанное с молодёжью, с людьми нашего возраста. Наша целевая аудитория – люди от 21 до 30 лет», - говорит Стас.
Radio Ragion K является площадкой для редакторов, корреспондентов, журналистов различных петербургских газет. По словам Станислава, в городе огромное количество молодёжных и студенческих печатных изданий долгое время никак не взаимодействовало друг с другом. В эфире радиостанции у них есть возможность встретиться и обсудить темы, над которыми в данный момент они работают, высказать свою точку зрения по поводу каких-то проблем. Привлекаются и серьёзные издания для участия в эфире: «Новая газета» в Санкт-Петербурге, «Фонтанка». Акцент делается на экспертное мнение, на людей, которых знают и уважают в северной столице.
Главный редактор подчёркивает, что в программах коллектив Radio Ragion K не занимается пропагандой своих взглядов и точек зрения, а лишь показывает аудитории спектр мнений. «Если у нас острые темы – запрет гей-маршей или ещё что-то, - мы приглашаем в эфир людей с противоположными мнениями. Проблема Украины, которая расколола наше общество на две части, освещалась у нас только в одной программе. Это было перед крымским референдумом. Мы собрали людей из Петербурга, Харькова, Киева. Делали это для тех слушателей, которых волнует вопрос Украины». Запрещёнными на Интернет-радиостанции темами являются религия, пропаганда насилия, поп-культура; в программную сетку не попадут люди, занимающиеся эстрадой.
«Музыкальная редакция с точки зрения аудитории даёт нам самые большие, самые лучшие показатели. Она у нас, конечно, на первом месте. Традиционно уже на Новый год мы делаем «Неголубой огонёк». В 2013 году у нас в студии было семь музыкантов, в 2014 – тринадцать! Бьём рекорды! Музыканты сидели буквально друг на друге: эфирная студия, двадцать квадратных метров, рассчитана на четыре человека, по сути, - рассказывает главный редактор. - К нам в эфир приходили профессиональные джазовые исполнители, чуть ли не консерваторские, играющие на всевозможных инструментах, мультиинструменталисты. Есть партнёрка с репетиционной студией. Музыканты играют большие концерты, мы их транслируем в прямом эфире, а потом пишем качественные студийные записи. Когда в нашем городе проходят какие-то локальные фестивали, делаем специальные проекты под них. Таких за год бывает штук шесть».
Радиостанция продвигает не только питерских музыкантов, хотя изначально позиционировала себя именно так. «Очень часто нам пишут исполнители из разных городов, не только российских. Чаще это ребята из Москвы и Екатеринбурга. В прошлом году к нам приезжали музыканты из Украины, коллективов шесть. Из Одессы, Киева, Славянска. Из Белоруссии также. Как-то в гостях был русско-американский коллектив, Елена Шерри и Валерий Белинов, очень известные джазовые исполнители», - рассказывает главный редактор радиостанции.
Приходят люди, которые являются лидерами общественного мнения в Санкт-Петербурге. «Иван Пеньжин, - приводит пример Стас. - Это поэт из Екатеринбурга, который перебрался в северную столицу, живёт и творит в Питере, устраивает всякие вечера и перформансы. Достаточно популярная личность и очень милый и добрый человек. Александр Соловьёв – очень классный харпер – был у нас. Харпер – человек, который играет на губной гармошке. В нашей стране их немного. У нас в эфире ещё был Борис Плотников, группа «Исаак Дунаевский».…»
«К нам в гости заходят театралы. Например, театр «Особняк». Актёры высказывали свои точки зрения, режиссёры рассказывали о постановках. Очень интересно слушать, как актёры и режиссёры спорят в прямом эфире. Это нечто особенное. Мы давали в своих эфирах возможность услышать и увидеть этот творческий бум!» - говорит Яна.
«К нам приходил Стас Барецкий, - рассказывает главный редактор. - Несмотря на то, что у него эпатирующий публику имидж, он в течение часового интервью показал себя достаточно умным и рациональным человеком. Его история аналогична истории Бориса Моисеева. Хотя я их, конечно, не сравниваю. Сходства этих людей в том, что оба выбрали шокирующее амплуа для высокого рейтинга. Для 90-х годов Борису Моисееву другой имидж найти было невозможно, иначе он бы не вышел на уровень, на котором находится сейчас. Такая же ситуация у Стаса Барецкого. Он рассказал в эфире, как функционирует шоу-бизнес, про путешествия с группой «Ленинград» и многие другие вещи».
На радиостанцию приходят и музыканты, и поэты, и профессиональные журналисты, и различные общественные деятели не только как гости, но и в качестве ведущих. «Многие хотят попробовать себя в качестве радиоведущих. Это является сильнейшим мотивационным фактором, чтобы «вербовать» новых людей», - говорит Стас.
Radio Ragion K за работу пока платить не может. «Деньги от рекламы уходят на развитие проекта: это Интернет, аренда офиса и другое. Поэтому, к сожалению или к счастью – я пока не знаю, сотрудники Radio Ragion K зарплату не получают. И поэтому не каждый задерживается у нас. Люди же хотят зарабатывать деньги, а не только досугом заниматься, и поэтому выбирают иные пути. Мы никого за уши не тянем. Остаются те, кому интересно», - рассказывает Яна Маркова. На Radio Ragion K, считает главный редактор, люди получают удовольствие от работы и могут реализовать свои креативные идеи. «У нас был длинный путь. Привлечь хорошие кадры – серьёзная задача. И нам удаётся это делать. И главное – мы можем их удержать. Заинтересовать – самая сложная задача для Интернет-радиостанции. Профессионалы приходят и остаются у нас».
«Моя мечта – найти какой-нибудь иностранный фонд, который нам действительно поможет, - смеется Стас. – Никакого финансирования никогда не было, были только мечты и идеи. Проект развивался и развивается на мои деньги и деньги единомышленников. Ну и плюс деньги от рекламы. Но это сейчас. В самом начале ничего такого не было, то есть стартап в самом его обычном виде».
Радиостанция ведет круглосуточное вещание. Программы выходят каждый день с воскресенья по четверг. Пятница для Иинтернет-вещания – глухой день, говорит Стас, в субботу примерно так же. Поэтому пятничный и субботний эфиры состоят из повторов лучшего за неделю. Это выходные дни на радиостанции.
На Radio Ragion K много различных передач, соответственно, и много людей, которые ими занимаются. Кто-то приходит, реализовывает свой проект и уходит, кто-то остаётся. «В папке контактов Радио у меня в телефоне 122 человека, то есть это те люди, которые либо были нашими сотрудниками, являются внештатниками, либо есть сейчас, то есть это все те, кто может предложить идею проекта и реализовать её через неделю после намеченного плана. А в основной редакции у нас где-то 25 человек. Они делают что-то постоянно, выполняют какую-то функцию. Но это благодаря Петербургу. Если бы мы находились в менее развитом городе, то такую команду вряд ли удалось собрать», - считает главный редактор радиостанции.
Итак, кто же ключевые лица Radio Ragion K? Начнём по порядку, по старшинству.
Станислав Юхимчук – главный редактор, программный директор, да, в общем-то, он занимается всем на радиостанции.
Инна Метелькова – редактор сайта. Она разрабатывает контент, занимается всеми публикациями, выкладывает фото- и аудиоматериалы. Инна – человек, который колдует над сайтом и делает его красивым и удобным.
Яна Маркова – продюсер редакции «Культура» и ведущая «Хочу туда».
Как можно понять из названия, передача посвящена различным мероприятиям в Санкт-Петербурге. Вначале её программа состояла из двух частей: мини-афиши и «Большой афиши». Первая представляла собой, по словам Яны, «начитку на неделю», то есть это пятиминутный рассказ об интересных событиях на каждый день недели. Вскоре мини-афиша исчезла, а «Большая афиша» превратилась в «Хочу туда». Особенность передачи в том, говорит Яна, что её вели два человека с разными предпочтениями. Они в эфире пытались не доказать, а объяснить, почему стоит пойти именно на это мероприятие.
«Мы выбирали и рассказывали на каждый день по событию, в перерывах звучала музыка. Всё это происходило два часа. Постепенно мы начали понимать, что наши мероприятия перекликались: то мы идём на концерт одной и той же группы, то на выставки схожих направлений. Мы никогда до эфира не обсуждали наши планы и не говорили друг другу, какие события выделили. Такое совпадение, с одной стороны, было приятным, так как нам не приходилось спорить и доказывать: «Нет, пойдём туда!». А с другой стороны, это не давало огня. Поэтому чтобы внести новизну, придумали интерактивное общение со слушателями и начали разыгрывать билеты на мероприятия». Ведущие предлагали звонить в прямой эфир и задавали вопросы. За правильный ответ человек получал пригласительный. «Как-то мы разыгрывали билеты на вечеринку, посвящённую дню рождения солиста Coldplay, - вспоминает Яна. – Условием конкурса было исполнение в прямом эфире отрывка из любимой песни группы. Нам позвонила девушка и очень хорошо спела. Причём пели в прямом эфире и организаторы этой вечеринки, так как были у нас тогда в гостях. Вышло очень весело. Девушка получила свой билет и счастливая отправилась на вечеринку». Рассказы ведущих и выпуски программы «Хочу туда» часто приурочены к каким-либо концертам. Музыканты приходят на радиостанцию, говорят о себе, делятся планами, поют.
Конечно, эфиры не ограничиваются независимыми или популярными исполнителями. В гости ходят и различные креативщики. «Мы также приглашали людей, которые умеют делать необычные штуки своими руками, - рассказывает Яна. – У нас в гостях было ателье декораций «Инжир». Девушки в прямом эфире научили нас делать бутоньерку, маленький цветочек, который вставляется в кармашек жениху. Как выяснилось потом, это не только мужской свадебный аксессуар, и девушки его носят на прищепке. Благодаря таким эфирам мы открывали что-то новое для себя. Теперь я знаю, что жидкий гвоздь – очень полезна штука, используется в быту и для изготовления красивых аксессуаров».
Яна с улыбкой вспоминает мастер-класс валяния из шерсти: «Был рождественский эфир. Мы валяли ёлочку. То, что происходило в моих руках можно назвать волшебством. Я смотрела на кусочек зелёной шерсти, на иголку и не понимала совершенно, как из этого можно сделать ёлку. Чудесным образом и под чутким руководством профессионала всё получилось. Ёлочка до сих пор стоит у меня на кухне. По-моему, тот эфир оказался очень полезным, так как рождественский бум наступает внезапно, за несколько дней до праздника все начинают бегать по магазинам и искать подарки. Сувенир, сделанный своими руками, - бесценная вещь, когда можно практически всё купить». Мастер-классы ребята снимали на видео и выкладывали на сайт.
Ольга Брагина делает «Talk Lounge» - передачу про шоу-бизнес и все закулисные подробности. Это попытка создать что-то большое о популярной культуре. На передачу к Ольге приходят люди, занимающиеся медиа в Санкт-Петербурге. «В эфире как-то был пиарщик телеканала ТНТ, - говорит Стас, - и рассказывал о своей компании, проектах. В гостях был фотограф Александр Жданов. Это человек, который снимал всю российскую эстраду». «Программа «Talk Lounge» нацелена на то, чтобы рассказать слушателям как можно больше о работе организаторов мероприятий, направлена на то, чтобы организатор мог приоткрыть завесу тайн и поделиться сложностями и прелестями своей работы. Очень красиво звучит «арт-менеджер», но никто не в курсе, какой огромный труд стоит за этим названием. Знать это очень полезно», - считает Яна Маркова.
Авторская программа петербургской певицы и поэта Чайки Чурсиной «В гостях у Чайки» - стержень музыкальной редакции. В студии музыканты играют живые концерты. Гостями Чайки являются абсолютно разные люди: от исполнителей русского рока, палаточного барда, авторской песни… до свободной западной музыки.
Варвара Зырянская ведёт программу «Гудбай, Санта-Барбара!». Это рассказ о трёх фильмах, объединённых одной темой. Самый первый выпуск был посвящён фильмам о студентах. Потом говорили о норвежском кино. Ведущая рассказывает о самих фильмах, обсуждает их сюжетные линии и то, как она увидела фильмы, чем её они затронули, и почему стоит вообще их смотреть.
Топ-9 – последняя музыкальная программа из новых. Она выходит каждую неделю. Ведущие принимают заявки и проводят голосование. Слушателям предоставляется возможность выбирать музыку. Таким образом оформляется плей-лист радиостанции.
Вика Чума и Алёна Медведева ведут вечернее шоу «Ноу вуман, ноу край». «Программа является предметом гордости радиостанции, - говорит Станислав. – Это единственная в нашем городе программа феминистического толка». Девушки обсуждают в прямом эфире острые вопросы, слушатели найдут здесь исключительно женский взгляд на самые заметные события. Сейчас начался новый сезон шоу с новыми ведущими. «Все разные, интересные, с харизмой», - говорит о них Яна. «Программа «Ноу вуман, ноу край» выходит уже в шестом составе, как группа «ВИА Гра» у Константина Меладзе. Девушки устают и уходят, приходят другие, - шутит главный редактор и продолжает уже серьёзно. - Мы считаем, что шоу необходимо продолжать делать, так как тут обсуждается всё, что происходит в нашей стране с точки зрения женщин. Но это формат не Cosmopolitan, ни в коем случае…».
В четверг эфир Интернет-радиостанции Radio Ragion K становятся острее.
Общественно-политические программы – это «Русский кот» и «Планёрка». Первую делает Егор Чичерин. Вторую ведут Сергей Векшинский и Ольга Спектор. И там, и там к обсуждению проблем приглашаются эксперты, гости и ведущие говорят о различных событиях и о том, как они повлияли или могут повлиять на общество. Темами передач были такие острые вопросы, как усыновление российских детей-сирот иностранцами, погромы в Бирюлёве, анорексия у молоденьких девушек и многое другое.
Самая популярная программа, которая была на Radio Ragion K, - это «Заводной апельсин», говорит Стас. Название происходит от одноимённого фильма Стэнли Кубрика. Передача о взаимоотношениях женщины и мужчины, про секс и всевозможные его девиации. «Она выходила у нас два сезона назад, - улыбается Стас, - но никто никак не может её забыть». Программой занимались Яна Маркова и Дарья Лимонова. «Заводной апельсин» относился к редакции Культура.
Эфирное время делится на то, которое необходимо продавать, и то, которое можно тратить на реализацию новых проектов, ничем не рискуя. «Если репутация радиостанции не страдает, можно делать в эфире всё что угодно. В молодёжных движухах главное – эксперименты, - считает Стас. – Но конечно, какой-нибудь поживший программный директор скажет, что с аудиторией в двадцать тысяч человек можно экспериментировать, а с миллионной аудиторией такое не пройдёт – слишком большие риски. В этом и проблема больших радиостанций: у них большие риски, рекламные проекты, репутация и всё такое…».
Radio Ragion K – сочетание Интернет-технологий и классического радиовещания. Чем больше каналов взаимодействия с пользователями появляется в современном мире, тем больше надо прилагать усилий, чтобы Интернет-радиостанция звучала везде, где только можно. «Если вы только запускаете свой проект, необходимо создать сеть: сеть партнёрских сайтов, сеть партнёрских ресурсов, где вашу радиостанцию будут ретранслировать, - советует Стас. - Когда появились ютубовское и юстримовское канал-вещание, нам стало понятно, что надо делать свой канал и там, и там. Когда появились сервера, готовые за рекламу брать нагрузку на себя, мы стали отправлять сигнал на них. Для Интернет-радиостанции очень важно попасть в каждую нишу, в каждую социальную сеть. Нужно создавать интерактивные приложения, интеграции во все среды, то есть добавляться во всевозможные каталоги. Всё перечисленное мы делали. И теперь нас слушают в социальных сетях либо через наше приложение, либо через плеер, который можно себе добавить. Таким образом, контент Интернет-радиостанции распространяется. Всем радиостанциям сейчас необходимо делать приложение, позволяющее слушать эфир с телефонов и смартфонов. Этим и мы занимаемся. Скоро оно выйдет. Мы интегрировались в Last.fm. Этот сервис позволяет скробблить треки. Мы скробблим треки на Last.fm, а потом передаём их «ВКонтакте». В нашем паблике можно увидеть название трека, который сейчас играет в эфире. Чем больше точек соприкосновения со слушателем, тем лучше для Интернет-радиостанции».
«Я и мои коллеги, к счастью, считаем, что невозможно сделать проект, непохожий ни на что, - делится своим мнением главный редактор. - В любом случае надо брать что-то интересное и качественное за основу. По примеру китайской фабрики: копировать сначала, а потом когда наберёшься опыта и сил, делать свой интеллектуальный продукт. Мы так и делали. Те штуки, которые у нас являются инновационными сейчас, были взяты у кого-то, модернизированы, доработаны. Так получались уникальные продукты, которые никто из наших коллег не реализовывал».
Среди фаворитов и примеров для подражания Стас выделяет Дмитрия Нагиева и радио «Модерн», лондонскую радиостанцию Big L, киевское радио «Аристократы», болгарское радио «Реакция», ужгородскую «Тису ФМ», питерскую интернет-радиостанцию «Фолк радио», а также таких личностей, как эпатирующего американского радиоведущего Говарда Стерна, телекороля в подтяжках Лари Кинга («Подтяжки должны быть у всех нормальных людей, - смеётся Стас. – Об этом даже Матвей Ганапольский говорил. Его тоже можно добавить в список.») и знатока «вражеской и вредной музыки» Севу Новгородцева.
Да, к перечисленным мэтрам теле- и радиовещания стоит получше присматриваться нам всем. Они являются успешными людьми и уже вошли в историю либо благодаря своему трудолюбию, либо находчивости и авантюризму, либо таланту, либо всему сразу. Станислав Юхимчук верит в свои силы и хочет преобразовать Интернет-радиостанцию в нечто большее. «Когда наступит подходящее время, мы сделаем самое классное радио, которое ни с чем не сравнится», - говорит он.
Свои планы на будущее Стас озвучивает так: «Дай Бог, будут деньги, я реализую свою мечту: хочу создать почву, на которой могло бы развиваться студенческое радиовещание в Питере, в России. В Америке, например, это давным-давно есть. В нашей стране нет хороших студенческих радиостанций. Я считаю, это надо исправлять. Под студенческими я подразумеваю не те, которые есть на факультетах журналистики и которые курирует старый декан, не разбирающийся в новых медиа, я имею в виду хорошие университетские станции. Второй принципиальный момент предполагает, что на этих станциях трудятся не только студенты».
На Radio Ragion K скептически относятся к студентам и выпускникам журфаков. Основана Интернет-радиостанция была не профессиональными журналистами, а социологами, политологами, искусствоведами. Ребята постоянно это подчеркивают и с ухмылкой говорят, что факультет журналистики не является в этом деле катализатором.
Но не всё так легко было на протяжении всей жизни Интернет-радиостанции, как может показаться. На пути к успеху то и дело маячили различные преграды и периодически возникали разнообразные сложности. «Трудно найти людей, от которых можно получить профессиональный совет, основывающийся на их собственном опыте. А это очень важно. Людей, дающих безответственные советы, всегда очень много. Каждый готов дать совет. Люди говорят, но никакой ответственности на их плечи не ложится. Они сказали, не сработало – ну и ладно, сработало – ок, я молодец. Необходимо всегда искать людей, которые дадут действенный совет», - делится опытом Стас.
Конечно же, и финансовые трудности не обошли стороной интернет-радиостанцию Radio Ragion K. «Любому стартап-проекту не хватает денег. Всё упирается в них. И чем меньше город, тем сложнее реализовывать свои планы. Сложно искать каналы развития. А когда ты не знаешь, во что проект превратится через год, это труба! Я не знаю, как Radio Ragion K существует и сегодня: мы с самого начала не представляли себе, что будет через год. А получилось, что мы выросли и продолжаем расти, потому что есть запал внутри. Всегда надо чем-то себя мотивировать», - говорит главный редактор Станислав Юхимчук.
«А мне было трудно первое время даже говорить в эфире, - рассказывает Яна. – У меня нет журналистского образования, не была поставлена речь. Постоянно запиналась, слова забывались, путались, еще больше нервничала. Щекотливая ситуация. Постепенно справлялась с волнением, говорила себе: «Успокойся, всё будет хорошо». Да, это у всех так, потому что первые эфиры, как первый блин, комом». Яна говорит и о таких непредвиденных ситуациях, когда садится голос, начинается кашель, опаздывает соведущий или звукорежиссёр, ломается техника: «Проверка на прочность и креативность – не теряться в трудных ситуациях. В какой-то зимний вечер во время моей программы отключилась подложка. Я была одна в студии, ни звукорежиссёра, не соведущего в это время не было на радиостанции. Никого вообще не было. Трудно было смириться с мыслью, что оставшуюся часть программы придётся вести в тишине, так как музыка на фоне помогает. Но получилось собраться с духом, и после небольшой паузы я продолжила».
У Стаса не получается скрыть улыбку: «С городскими властями у нас не было проблем, с исполнительными органами тоже».
Конечно же, никакой заслуживающий внимания и интересный продукт не делается легко. И так считает Стас Юхимчук: «Некоторые ребята думают, что вот они отправят заявку редактору, напишут, что они такие умные и хорошие, имеют бархатный голос, «у меня баритон» (пародирует), и всё на этом заканчивается. А то, что надо постоянно отдаваться по полной, никто не думает. Необходимо находиться в состоянии креатива, если хочешь быть успешным и классным, а не хочешь быть в формате «давайте я поставлю вам музыкальную композицию», «поговорим об этом», «присылайте мне смс-сообщения на номер…» - такая работа не для меня. Я бы не хотел быть таким человеком в эфире. Радио не заканчивается ведущими. Есть продюсеры, есть креативные редакторы, которые делают всё внутри. Конечный качественный продукт не в смс-ках, а в серьёзных программах. Это большая работа, но не везде она есть. Вот в чём проблема. Новые медиа выживут благодаря этому».
Елена Дюкова
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru