Новая грамматика для журналистов
«Редакции должны делать ставку не на видео, а на программирование. Они никогда не смогут заработать на своем видео достаточно, чтобы окупить затраты на его производство, в то время как инвестиции в технологии будут постоянно приносить плоды», — утверждает Фернандо Диаз, выпускающий редактор испаноязычной газеты Hoy.
Сам Диаз — один из наиболее известных преподавателей программирования для журналистов. «Кодирование — это новая грамматика. Если студенты не выучат хотя бы минимум, — что такое сайты и из чего они состоят, — им недолго удастся продержаться в профессии», — считает Диаз. Поэтому такие редакции как Hoy ищут журналистов, способных создать мобильное приложение и написать программные модули для собственных интерактивных репортажей.
Американских школы журналистики не отстают от требований времени и включают в предлагаемые курсы компьютерное программирование. В Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл студентам первых курсов факультета журналистики предлагают специализацию девелопера в рамках специальности «Интерактивные СМИ». Координатором программы является тезка знаменитого писателя Стивен Кинг, известный экс-редактор и бывший директор отдела видеожурналистики в газете Washington Post. В 2013 году новую специальность получило 9 из 800 выпускников университета.
В Школе журналистики Колумбийского университета в Нью-Йорке с 2012 года выпускают специалистов с двойным дипломом: по журналистике и информатике. Обучение основам программирования становится модным трендом и за пределами вузов: на сентябрьской конференции Ассоциации онлайн-новостей в Чикаго в конце сентября провели часовой вводный курс в написание программ для журналистов.
Коды не для каждого
Однако, как пишет American Journalism Review, далеко не все преподаватели журналистики и далеко не все медиапрофессионалы согласны с тем, что журналистов следует поголовно обучать компьютерному программированию.
«Те, кто считает, что каждый студент школы журналистики должен научиться программированию, просто не понимают реалий, в которых находятся современные школы журналистики и их студенты», — утверждает Линдси Кук, репортер U.S. News & World, специализирующая на журналистике данных. Линдси Кук окончила университет Джорджии по двум специальностям: журналистика и информатика.
«В большинстве школ до сих пор стараются хотя бы преодолеть пропасть между вещанием и текстом, чтобы по окончании учебы студенты могли иметь навыки создания видеосюжетов и написания статей. Добавьте к этому основы работы в социальных сетях, обработку аудио и хотя бы базовое знание Excel, и для остального почти не останется места», — утверждает она.
Постоянный автор журнала Atlantic Ольга Хазан в прошлом году написала, что подавляющее большинство журналистов никогда не будет заниматься веб-дизайном или разработкой приложений, поэтому школам журналистики не следует посвящать этому предмету слишком много времени.
Статья Хазан вызвала оживленную дискуссию среди преподавателей журналистики и медиаспециалистов. Директор Лаборатории журналистики при Гарвардском университете Джошуа Бентон написал гневное сообщение в Твиттере, в котором сравнил автора с людьми, которые когда-то недооценивали текстовые редакторы, таблицы, социальные сети и видеомонтаж.
С позицией Джошуа Бентон не согласен Данила Берко, главный девелопер сайта Bon Appétit, закончивший факультет журналистики Северо-Западного университета в 1997 году.
«Я не думаю, что нужно преподавать программирование всем подряд», — считает Данила Берко, который за последние двадцать лет успел поработать продюсером, репортером, журналистом, редактором и девелопером. С его точки зрения, максимум, что нужно уметь выпускнику школы журналистики, — это свободно оперировать системой управления контентом на сайте (CMS).
«Школы журналистики, как и журналистика в целом, слишком поглощены новыми трендами и новыми платформами. Последние десять лет волшебным ответом на все считалось видео, но я не знаю никого, кто доказал, что на видео можно заработать, не привлекая квалифицированных видеопродюсеров. На самом деле, важна не форма, а содержание новостей, их стиль, правильно поставленные вопросы, настойчивость в получении информации, понимание того, как освещать темы и распространять новости, а также как редактировать материалы», — заключает Данила Берко.
С чего начинается программирование?
Одним из главных препятствий для обучения журналистов программированию неготовность и студентов, и вузов к восприятию новых реалий журналистики. Большинство студентов стремится быть пишущими журналистами, теле- или радиорепортерами либо фотографами. Лишь немногие рассматривают разработку программных приложений как свое будущее в журналистике.
Ситуацию усложняет разбежка в терминологии. «Когда люди говорят об обучении программированию, они часто имеют в виду совершенно разные вещи, — пишет AJR. — Должны ли мы называть курсом программирования курс, который предлагает основы HTML и CSS, хотя формально они не являются языками программирования? Языки программирования позволяют давать компьютерам более сложные команды, как правило, основанные на логике и функциях, и используются для более сложных программ и приложений».
Большинство школ журналистики останавливаются на обучении HTML и CSS. Некоторые идут дальше, и предлагают своим студентам Javascript и jQuery или Python. Что из этого может быть востребованным на рынке, покажет будущее. Пока же студенты Стивена Кинга «могут кое-что писать, готовить репортажи, понимают, что такое данные, немного разбираются в дизайне и разработке приложений».
Мэтт Уэйт, профессор Университета штата Небраска и разработчик получившего Пулитцеровскую премию сайта PolitiFact, утверждает, что он еще не нащупал правильный подход к обучению журналистов программированию.
«Что правильнее: изменять существующие курсы, добавляя к основам журналистики определенные модули, такие как веб-журналистика или мультимедиа? Или же отказываться от одних курсов во имя других? Нужно ли создавать новую специализацию, — например, издательское дело, — которая будет соединять в себе журналистику, рекламу, бизнес и информатику? Или же забрать часы у гуманитарных предметов для математики и бизнес-дисциплин? Я не знаю. Возможно, нужно сделать все вышеперечисленное. Но как будет правильно - понятия не имею", — заявил Мэтт Уэйт в интервью American Journalism Review.
Редакции не готовы
«За нашими первыми выпускниками охотились, предлагая им прекрасные условия работы. Мы готовим специалистов, готовых к работе в современных СМИ, — цитирует AJR Стивена Кинга. — Однако проблема в том, что пока что такие специалисты нужны лишь 5% лучших СМИ, таких как CNN или The New York Times. Надеюсь, остальные подтянутся».
Действительно, большинство американских редакций не ожидает от начинающих журналистов умения программировать. «Как правило, от молодых журналистов ожидают умения профессионально пользоваться Твиттером, снимать видео и по необходимости предоставлять отредактированные аудиозаписи пресс-конференций», — пишет AJR. «Мы ценим технологические навыки и умение работать на разных платформах», — говорит управляющий редактор Billings Gazette в штате Монтана Кристи Эйнджел. Однако «работой с нашим сайтом и нашими приложениями должны заниматься программисты». Эйнджел не верит, что умеющий программировать журналисты добровольно решит заниматься репортерской работой: «Если репортер умеет программировать, он намного больше заработает программированием, а не журналистикой».
Некоторые редакции и вовсе предпочитают переучивать программистов. Редактор отдела проектов Washington Post Грег Линч утверждает: «Раньше я верил, что лучше обучать журналистов программированию, но за последние пару лет я понял, что проще научить программистов журналистике. Каждый программист, с которым я имел дело в СМИ, обладает прекрасным критическим мышлением и задает множество хороших вопросов. Не стоит рассматривать программистов как обезьян с клавиатурой».
По словам главы проекта OpenNews Дэна Синкера, не более пяти программистов, работающих в сфере журналистики, переквалифицировались в программисты из журналистов: «Большинство программистов пришли в журналистику из других дисциплин, желая приносить большую пользу обществу. Хотя заниматься по-настоящему качественной журналистикой сложно, стать хорошим программистом еще сложнее — как минимум с точки зрения времени, которое нужно потратить на обучение. Проще обучить хороших программистов журналистике, чем обучить хороших журналистов программированию».