РАО считает, что бизнес начал восстанавливаться и может платить долги. Наибольшую задолженность по авторским вознаграждениям накопили организаторы массовых мероприятий и кинотеатры. Они хотят пересмотра правил расчета отчислений, ссылаясь на тяжелое экономическое положение.
С сентября РАО каждую неделю подает десятки исков к кинотеатрам, кинодистрибуторам, организаторам концертов, ресторанам и другим компаниям, обнаружил “Ъ” в базе суда. До осени общество также инициировало иски, но в меньшем количестве, следует из базы.
С начала пандемии пользователи приостанавливали выплаты, и РАО «максимально долго шло навстречу», стараясь не идти в суд в моменты ограничений, пояснил “Ъ” исполнительный директор РАО Алексей Карелов.
Но с начала года бизнес начал восстанавливаться, и РАО «приняло решение о возобновлении судебных взысканий», поскольку правообладатели «нуждаются в поддержке», добавил он.
По данным «СПАРК-Интерфакс», за 2020 год РАО подало 911 исков на 140,8 млн руб., в этом году, по данным на 27 ноября, зарегистрировано уже 1175 исков на 185,7 млн руб. В 2018 году РАО было истцом в 2230 исках на 447 млн руб., а в 2019-м — в 1863 исках на 326 млн руб.
РАО собирает вознаграждение за публичное воспроизведение музыки с ресторанов, телеканалов, кинотеатров, торговых и транспортных компаний и др., затем распределяет его среди авторов. В 2020 году сборы РАО упали на 35%, до 3,27 млрд руб., следует из его отчета. Наибольшую задолженность за пандемию накопили кинотеатры и организаторы массовых мероприятий; рестораторы, предприятия сферы торговли и услуг восстанавливаются, сохраняя возможность выплат, говорит Алексей Карелов.
Около 85% исков РАО адресовано к ИП и субъектам малого и среднего бизнеса, крупные иски к производителям контента единичны, отметил управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
Суды, как правило, встают на сторону РАО, говорит юрист «Арбитража.ру» Игорь Вершинин: «Многие дела рассматриваются в порядке упрощенного производства. По статистике вероятность удовлетворения иска к пользователю авторских прав — более 90%».
Глава Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Олег Березин подтвердил рост судебных претензий РАО. АВК, со своей стороны, настаивает на пересмотре порядка начисления вознаграждений, говорит он. Сейчас кинотеатры должны перечислять РАО 0,8–3% кассовых сборов, а поскольку половину они отдают дистрибуторам, то для доходит до 6%. «Мы считаем, что 0,5% от кассового сбора фильма достаточно и платить нужно только российским композиторам и за российские фильмы, а ставки и условия отрегулировать постановлением правительства. Сейчас РАО решением своего совета что-то само себе устанавливает»,— подчеркивает господин Березин.
Суды в спорах с РАО ссылаются на постановление правительства №218 о ставках вознаграждения за использование произведений искусства, но оно оговаривает их только в случае договора пользователя с композитором, тогда как кинотеатры действуют в рамках бездоговорного использования, отмечает Олег Березин.
Чтобы прекратить эту практику, АВК обращалась в Верховный суд, но он не стал рассматривать заявление; теперь ассоциация обсуждает ситуацию с депутатами.
Общественный омбудсмен в сфере культурно-массовых мероприятий Ольга Шпигальских отмечает, что представители концертной индустрии регулярно получают иски от РАО и тоже хотят договориться о пересмотре ставок: «С марта 2020 года обороты отрасли сократились на 90%, но РАО не снижает ставки». Диалог с РАО, добавляет она, пока ни к чему не привел.
Валерия Лебедева, Анна Афанасьева