У главных сборщиков отчислений для правообладателей появляется все больше конкурентов — небольших компаний, которые выходят на правообладателей и заключают с ними прямые договоры.
Несговорчивый McDonald's
Музыкальное сопровождение сети ресторанов McDonald's в России обеспечивает компания Ultivox (прежнее название — M.A.S.T.), рассказал РБК совладелец этой компании Ибрагим Гаджиев. В российской пресс-службе McDonald's подтвердили, что работают с этим посредником, а претензии Российского авторского общества (РАО) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) игнорируют.
В картотеке Высшего арбитражного суда (ВАС) есть информация об иске ВОИС к ЗАО "Москва-Макдоналдс", третьим лицом по которому выступает ООО "М.А.С.Т", поданному 25 марта 2013 года. Ближайшее слушание по нему должно состояться 18 июля 2014 года. Как пояснил РБК Гаджиев, речь идет о взыскании более 700 тыс. руб. в связи нарушением прав исполнителей. "Но McDonald's выполняет все предусмотренные законодательством требования к порядку воспроизведения музыкальных произведений в своих предприятиях, — заявили в пресс-службе сети. — ВОИС действительно обратился к McDonald's с требованием о выплате вознаграждения авторам музыки, которая воспроизводится в наших ресторанах. Считаем такие требования необоснованными".
Другая небольшая компания "МегаполисМедиа" предоставляет музыку сетям "Кофе-хаус. Эспрессо и Капучино Бар" и "Спортмастер" — они также получили претензии от ВОИС. Согласно данным "Право.ru" и картотеки ВАС, суд первой инстанции удовлетворил иск к "Кофе-хаус" о выплате компенсации и принудительном заключении договора с ВОИС. Но затем Девятый арбитражный апелляционный суд отменил это решение. В удовлетворении иска со стороны ВОИС к "Спортмастеру" суд также отказал.
Менеджер отдела по связям с общественностью "Кофе-хаус" Анна Ивкина подтвердила, что сеть работает с "МегаполисМедиа", но не стала комментировать отношения с ВОИС. В "Спортмастере" от комментариев отказались.
Как пояснили в пресс-службе "Кофе-хаус", только в российскую сеть ресторатора входит 171 кафе, в каждом из которых — минимум 120 мест. Исходя из описания ставок на сайтах РАО и ВОИС, выплаты правообладателям через эти две организации потребовали бы около 25 млн руб. в год. В то время как "радио" от "МегаполисМедиа" обходится примерно в 5 млн руб. в год, утверждает гендиректор "МегаполисМедиа" Олег Гречко.
Согласно информации на сайте McDonald's, в России у сети — 424 ресторана. По оценке компании "РестКон", число посадочных мест в этих заведениях может сильно колебаться — от 50 до 900; только один из ресторанов — с самым большим числом мест — должен выплачивать РАО и ВОИС около 345 тыс. руб. в год. При этом клиенты Ultivox с одного заведения платят несравнимо меньше: 5 тыс. руб. — за плеер, который проигрывает музыку (управляется через Интернет), еще около 3 тыс. руб. — в качестве ежемесячной абонентской платы (цена зависит от объема доступной музыки, набора дополнительных сервисов, например размещения рекламы).
Деньги для правообладателей
В соответствии с четвертой частью Гражданского кодекса любое публичное исполнение фонограмм в коммерческих целях требует перечисления вознаграждения авторам произведений. Две главные организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами (соответственно) — это РАО (основано в 1993 году Юрием Антоновым, Андреем Вознесенским и другими деятелями культуры) и ВОИС (основана в 2008 году Сергеем Федотовым, Юрием Антоновым, Эдуардом Хилем и др.). Они имеют аккредитацию Министерства культуры, что дает им право накладывать штрафы за нелегальное воспроизведение музыки, причем в пользу всех правообладателей, даже если они не заключили пока договор с ними (за исключением ситуаций, когда авторы, исполнители и звукозаписывающие студии изъяли произведения из управления РАО и ВОИС), подтверждает партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Роман Алымов.
Большинство магазинов и кафе для "законного музыкального фона" заключают лицензионные договоры с РАО и ВОИС. Ставки отчислений для рестораторов у РАО зависят от количества посадочных мест, а также от того, кто воспроизводит музыку — проигрыватель или приглашенный коллектив — вживую. Публичное исполнение музыки с проигрывателя, по информации на сайте РАО, обходится от 35 до 60 руб. в месяц с посадочного места, выступление исполнителей — от 75 до 90 руб. с каждого «стула». Если за вход на концерт со зрителей берут деньги, владельцы заведений должны перечислить РАО также 5% от стоимости билетов. Предусмотрены и дополнительные платежи — например, если музыка играет на банкете или при наличии музыкальных автоматов, бильярдных столов и систем караоке. ВОИС также берет от 35 до 60 руб. с посадочного места, в отдельных случаях владельцы кафе должны доплачивать.
Магазины платят РАО от 500 до 35,18 руб. в месяц в зависимости от площади — таблица с расценками есть на сайте организации. Торговые палатки, киоски, комнаты отдыха при автосервисах и мойках, а также АЗС платят фиксированную сумму в месяц независимо от площади помещений. Ставки расчета выплат ВОИС схожи.
Часть собранных средств РАО и ВОИС перечисляют правообладателям, часть — до 40% — оставляют себе (см. таблицу).
Один из владельцев московских кафе, пожелавший остаться неизвестным, в разговоре с РБК назвал РАО и ВОИС "легальной мафией". "Все мои знакомые рестораторы заключили договоры и с РАО, и с ВОИС, но большинство из них, скорее, недовольны сложившимся положением дел, — говорит Юлия Шапакова, консультант по развитию сети Lavazza Espression. — В случае с обеими организациями совершенно непонятно, куда идут деньги с наших выплат и доходят ли они до правообладателей. А если учесть, что российские рестораны предпочитают ставить композиции зарубежных исполнителей, отследить платежи представляется особенно трудным".
"Если кафе не очень большое, плата ВОИС и РАО не так ощутима для его расходной части — до 5 тыс. руб. в месяц, — рассказывает Анна Цфасман, бывшая управляющая сети "Кофеин" и совладелица сети кофеен Double B. — Но для крупных ресторанов и сетей кафе авторские отчисления в год могут превышать 100—300 тыс. руб. В таких случаях владельцы заведений общепита ищут другие варианты. Например, мы в "Кофеине" заключали лицензионный договор с одной из радиостанций, это было дешевле, но мы все равно получили претензии от РАО. На рынке есть компании, которые заключают договоры напрямую с лейблами, минуя РАО и ВОИС. Если компания решает работать с ними, она должна быть готова взять в штат юриста, хорошо разбирающегося в вопросах интеллектуальной собственности, потому что, скорее всего, РАО и ВОИС будут пристально следить за работой заведения".
Анатолий Семенов, представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ в сфере интеллектуальной собственности, подчеркивает, что суды, рассматривая иски РАО и ВОИС, вольно трактуют нормы Гражданского кодекса, потому карательные компенсации, которые требуют с фирм аккредитованные управляющие, оказываются в разы выше сумм потенциальных убытков правообладателей.
В пресс-службе ВОИС подчеркнули, что "статья 1326 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что единственным уполномоченным субъектом, ответственным за сбор вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, является аккредитованная организация". Впрочем, статья 1244, фиксирующая порядок государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе, утверждает, что наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, говорят опрошенные РБК юристы. В пресс-службе РАО утверждают, что в случае заключения договора с неаккредитованной организацией компания не может использовать произведения в рамках живых концертов или включать трансляцию треков через ТВ-канал или радио.
"Суды довольно часто отказывают РАО и ВОИС в удовлетворении исков на основании того, что ответчики заключили договоры напрямую с обладателями прав", — резюмирует Сергей Зуйков, директор юридической компании "Зуйков и партнеры".
Где купить легальную музыку
В этой ситуации на российском рынке появляются компании, которые заключают договоры с правообладателями напрямую, минуя РАО и ВОИС. По словам Гаджиева из Ultivox, "в сфере альтернативного музыкального контента для ретейла и кафе" в федеральном масштабе работает не менее десяти таких компаний. Сейчас только у Ultivox больше 500 клиентов, самый крупный из которых — McDonald’s. В базе Ultivox — несколько тысяч композиций (компания работает с американской фирмой Trusonic), но среди них нет популярных хитов.
Сами посредники зарабатывают на разнице в стоимости покупаемых и продаваемых лицензий, маржинальность достигает 50%.
"МегаполисМедиа" с 2009 года создает для бизнеса собственные радиостанции. По словам Гречко, может разработать корпоративное радио, организовать музыкальное сопровождение торговым центрам, салонам красоты или фитнес-клубам. "МегаполисМедиа" работает с тремя крупными западными лейблами, которые обладают авторскими и смежными правами более чем на 100 тыс. треков. В среднем музыка составляет 70—80% времени от общего звучания, еще 20—30% — это информационно-развлекательный контент или коммерческая информация. Компания предлагает клиентам вещание с помощью интернет-приемников или же через специальный софт; часть заказчиков предпочитает получать музыку на обычных флешках или CD. Стоимость контрактов с ресторанами и ретейлерами зависит от площадей и количества точек, но, по словам Гречко, суммы отчислений оказываются на 40% меньше, чем в случае выплат через РАО и ВОИС.
Чезаре Сера, менеджер по работе с международными музыкальными лейблами IRMA Records, подтвердил, что эта компания работает с "МегаполисМедиа" уже четыре года. "Мы написали официальные письма в РАО и ВОИС с просьбой исключить из управления этих организаций права на композиции из наших каталогов. Контракт с "МегаполисМедиа" дает стабильный доход для нас и наших авторов", — подчеркнул он.
В декабре 2013 года известный среди IT-предпринимателей конкурс WebReady выиграл томский стартап "Бубука", которому удалось собрать в базе более 30 тыс. композиций, договорившись с четырьмя небольшими зарубежными лейблами, рассказал Дмитрий Пангаев (в распоряжении РБК есть копии трех соглашений).
С 2007 года Пангаев занимался "озвучиванием" супермаркетов и продавал в торговых сетях (к системе удалось подключить более 70 супермаркетов в Томске) возможность размещать рекламные ролики. При этом Пангаев не заключал договоры с РАО и ВОИС, а находил "своих" музыкантов. К 2011 году бизнес начал приносить 2—3 млн руб. выручки в год. А в 2012 году предприниматель решил сделать более универсальный сервис, который подошел бы владельцам и других коммерческих помещений — от торговых центров до ресторанов.
Пангаев уже инвестировал в "Бубуку" около 8 млн руб. собственных средств, еще 1,4 млн руб. проект получил от федеральных и областных структур поддержки малого бизнеса.
"Бубука" подразумевает, что управляющий заведением скачивает мобильное приложение на базе Android или Windows и получает бесплатную демо-версию и доступ ко всей музыкальной базе на три дня. После тестирования клиент устанавливает программный плеер на каждое из устройств (планшет, смартфон, медиаплеер или компьютер) в своей Сети, на которые скачиваются в зашифрованном виде все выбранные пользователем аудиотреки. Таким образом, при отключении или сбое Интернета вещание контента на точке не прекратится, что отличает "Бубуку" от других сервисов онлайн-вещания. Клиент может "крутить" готовые плей-листы или формировать собственные. Правообладатели могут видеть в интерактивном режиме, где и в каком количестве играют принадлежащие им композиции, и рассчитывать стоимость причитающихся им отчислений. Стоимость контракта с "Бубукой" для небольших ресторанов (площадью до 500 кв. м) колеблется от 1,09 тыс. руб. (10 тыс. треков) до 2,99 тыс. руб. (30 тыс. треков и видеоклипы). Крупные торговые центры (общей площадью от 10 тыс. до 20 тыс. кв. м) платят сервису 10,99—14,99 тыс. руб. в месяц.
В базе "Бубуки" сейчас более 400 клиентов, больше всего денег компании приносят сетевые рестораны, например "Папа Джонс", ""Море суши", Cinnabon, Subway.
Пангаев развивает продажи системы через собственный сайт (пока на онлайн-канал приходится не более 20% продаж) и через дилеров в регионах. Он оценивает общее число потенциальных пользователей "Бубуки" в 250 тыс. предприятий.
Елена Краузова