Зачастую их запускают бывшие журналисты больших и известных изданий, по разным причинам решившие покинуть прежнюю работу и реализовать собственные представления о свободной журналистике. Примеры таких медиастартапов включают расследовательский "Проект" во главе с бывшим редактором "Дождя" Романом Баданиным и деловой The Bell, основанный бывшим шеф-редактором "РБК" Елизаветой Осетинской.
Вопреки кризису и пандемии этот тренд продолжается и в 2020 году. Только с начала года практически один за другим появляются "Важные истории" бывшего специального корреспондента отдела расследований "Новой газеты" Романа Анина, а также VTimes и Fakecheck.
VTimes – совместный проект Александра Губского, Бориса Сафронова, Филиппа Стеркина и Кирилла Харатьяна. До появления сайта медиа было запущено в виде телеграмм-канала, посвященного преимущественно темам экономики и бизнеса. Позднее к этим темам, среди прочих, добавились материалы о здоровье, экологии, ответственном потреблении и человеческом капитале.
Максим Товкайло и Дмитрий Казьмин решили пойти по другому пути и вообще не делать СМИ. На сайте организации сообщается, что Fakecheck – это независимый сервис, позволяющий физическому или юридическому лицу заказывать проверку достоверности утверждений, которые появляются в медиапространстве или социальных сетях. При этом основатели сервиса, по их словам, не собираются действовать в интересах государственных, политических или общественных организаций. Я попросила Александра Губского и Максима Товкайло рассказать о том, каким образом они финансируют свои проекты и почему решили запускать их именно сейчас.
Многие российские независимые медиа выбирают подход, основанный на диверсификации доходов и модели монетизации, во многом опирающиеся на поддержку аудитории.
По словам Александра Губского, основные планируемые источники дохода их стартапа – регулярные добровольные взносы читателей и реклама. "В будущем мы планируем добавлять различные сервисы – такие сервисы могут включать справочно-консультационные блоки, посвященные разным сферам жизни", – комментирует он. У VTimes не будет платной подписки и пейволла, но будет закрытое приложение для членов Клуба друзей VTimes, которые будут получать привилегии. "Мы также собираемся проводить встречи членов клуба и конференции, как только появится какая-то ясность с эпидемиологической ситуацией", – поделился Губский.
Кроме того, медиапроекты получают доход от продажи своих услуг. Максим Товкайло рассказал, что его команда видит Fakecheck в первую очередь как бизнес, независимый ни от государственного финансирования, ни от поддержки со стороны американских или европейских фондов. В описании сервиса утверждается, что общественно значимые статьи будут проверяться фактчекерами бесплатно и публиковаться на сайте в открытом доступе. Для всех остальных заказов будут действовать отдельные тарифы и специальные корпоративные предложения: "Одна из наших основных задач сейчас – сделать Fakecheck востребованным инструментом антикризисного пиара и инструментом защиты от репутационных рисков. Люди всегда будут читать новости, и мы хотим помочь им не поддаваться на манипуляции и фейки".
Попадание в свою аудиторию – один из самых важных этапов, определяющих будет ли стартап развиваться или же прогорит в ближайшее время. Особенно это верно для медиакомпаний, полагающихся на щедрые и/или регулярные пожертвования своих читателей.
Александр говорит, что пока VTimes ориентируется на аудиторию, привыкшую к качественной аналитике рынка и бизнеса. "Однако мы также хотим привлечь и более молодых людей, скажем, до 35-ти. В данный момент мы пробуем разные каналы дистрибуции и смотрим, где есть аудитория, которую заинтересует наш контент", – добавил он.
"Применительно к сервису Fakecheck правильнее говорить не про аудиторию, а про потенциальных клиентов", – поправляет Максим Товкайло. – "Ими могут быть технологические медиакомпании, такие как Яндекс, Facebook, Mail.ru, или частные компании и публичные люди, которые понимают ценность своей репутации". Как говорилось ранее, обычные пользователи интернета также смогут воспользоваться услугой проверки, в том числе анонимно. Поскольку сервис работает с контентом других медиа и публикует результаты проверок на сайте, то вопрос целевой аудитории не менее актуален. "Мы не ставим каких-то рамок или целей. Будем стараться делать контент, интересный для всех. Но думаю, что мы будем интересны прежде всего аудитории до 45 лет", – говорит он.
Кажется, невозможно представить себе менее удачное время для начала бизнеса, чем "апокалиптический" 2020-й.
Александр Губский признается, что VTimes не хотел потерять лояльную аудиторию, которая привыкла к уровню "Ведомостей". Поэтому новый медиапроект был запущен за три месяца силами очень компактного коллектива (который постепенно растет). "Мы боялись упустить момент и стремились сохранить уже существующую профессиональную команду", – говорит Губский.
Для сооснователя Fakecheck сложившаяся ситуация, скорее, давала отличную возможность в полной мере продемонстрировать функционал своего сервиса: "Сейчас информации стало очень много, и разобраться в ней даже медиаграмотному человеку бывает сложно. Fakecheck помогает приблизиться к решению этой проблемы. Есть даже небольшой плюс: при закрытых ресторанах и театрах люди больше проводят времени в интернете и могут обратить на нас внимание".
По мнению Губского, спрос на качественную и проверенную информацию никуда не делся: "Просто в нынешних реалиях серьезные журналисты, которых выдавливают из крупных СМИ, прямо или косвенно зависящих от государства, кооперируются в меньшие группы и создают свои медиа". Он считает, что пока рано делать какие-то прогнозы о судьбе независимых стартап-проектов. Идея платить за медиаконтент все еще нова для российского интернет-пользователя. Тем не менее Александр считает, что результаты проведенной ранее – и успешной – краудфандинговой кампании VTimes и ежемесячные пожертвования вселяют оптимизм.
Многие из тех, кто поддерживает проект, делают это из желания быть частью нового независимого движения в российской журналистике. Этот настрой разделяет и Максим Товкайло, считающий, что люди никогда не перестанут читать новости и ценить проверенную информацию.