Необходимость такого нововведения представитель «Яндекса» объясняет желанием пополнить каталог «Яндекс.Музыки» контентом, которого нет у партнеров сервиса – крупных издателей музыки. По оценке «Яндекса», его стриминговый сервис покрывает около 85% всех музыкальных запросов пользователей. Но некоторых треков нет у партнеров, а они интересны пользователям, объясняет компания.
«Начинающие артисты не всегда готовы озаботиться оформлением прав на свою музыку и работать с дистрибуторами, они собирают вокруг себя аудиторию ценителей и делятся своей музыкой в социальных сетях», - говорится в сообщении «Яндекса». Или, например, сами пользователи покупают отдельные песни и альбомы на других сервисах и хотят их добавить к себе в «Яндекс.Музыку».
Загружать музыку и видео могут пользователи таких крупных сервисов, как YouTube, Soundcloud, «В контакте». Но у всех этих сервисов были большие проблемы с правообладателями, обвинявшими компании в пиратстве. Google, владеющий YouTube, был вынужден внедрить на видеохостинге систему распознавания пиратского контента (Content ID) и начать платить отчисления правообладателям. Однако артисты и музыкальные мейджоры до сих пор недовольны небольшими суммами, которые платит им YouTube. Договориться с правообладателями пришлось и Soundcloud, и «В контакте».
«Яндекс» не согласовывал это нововведение с правообладателями, и мы категорически против», - говорит гендиректор Warner Music Russia (один из трех крупнейших мировых музыкальных лейблов вместе с Sony и Universal. – «Ведомости») Александр Блинов. «К сожалению, «Яндекс» встает на путь массового нарушения авторских и смежных прав и перекладывания ответственности на пользователей, в то время как другие компании понимают бесперспективность подобных действий и трансформируют свои музыкальные сервисы», - заключает он.
Для правообладателей это лишняя головная боль, добавляет источник в крупной звукозаписывающей компании: им придется постоянно отслеживать, не нарушаются ли их права. Кроме того, музыкантов ждут большие проблемы, если, например, в интернет раньше времени утечет их альбом и будет распространяться через один из крупнейших музыкальных сервисов, считает он.
Представитель «Яндекса» говорит, что компания предусмотрела систему защиты контента. В том случае, если пользователь загрузит трек, который принадлежит музыкальным издательствам - партнерам «Яндекс.Музыки», то за его прослушивания будут идти отчисления правообладателям – это не будет зависеть от того, с какой подписью будет загружен трек и в каком качестве. Сервис будет сканировать загружаемые файлы и включать статистику о прослушиваниях этих файлов в отчеты правообладаталей.
Кроме того, «Яндекс» создал свою систему распознавания контента, аналогичную технологии Content ID у YouTube. «Технология производит сканирование аудиофайлов и создает уникальный отпечаток каждой фонограммы. В момент загрузки файла пользователем система будет сканировать его и сравнивать с базой отпечатков, имеющейся в нашем распоряжении, - сообщает «Яндекс». - Если загружается контент, которого нет в базе, по жалобе правообладателя общий доступ к нему блокируется до выяснения обстоятельств».