До сих пор российские пользователи смартфонов от Apple могли приобрести понравившиеся мелодии в магазине iTunes или слушать их через сервис Apple Music c платной подпиской. Владельцы телефонов Android в такой ситуации пользовались, соответственно, платными сервисами Google.
Сервис Shazam создан в 1999 г., с помощью этого приложения пользователи прежде всего распознают незнакомую музыку. Но прослушать внутри приложения Shazam можно лишь короткий отрывок найденного трека. Чтобы услышать его целиком, нужно перейти по ссылке в другое музыкальное приложение от одного из партнеров сервиса.
В мире у Shazam 120 млн активных пользователей, которые с его помощью распознают около 600 млн музыкальных композиций в месяц, или примерно 20 млн в день, рассказывал ранее «Ведомостям» вице-президент компании Shazam Джош Патридж. Россия по числу пользователей приложения находится на 4-м месте после США, Италии и Франции. Здесь у приложения 8 млн активных пользователей.
Zvooq запущен в 2011 г. Им владеют интернет-ритейлер «Юлмарт», фонд Koshigi бывшего совладельца «Ленты» Августа Мейера и совладельца «Юлмарта» Дмитрия Костыгина, а также основатели компании Саймон Данлоп и Виктор Фрумкин. Сейчас у сервиса 5 млн зарегистрированных пользователей, из них 1,2–1,5 млн человек заходят в приложение хотя бы раз в день, уточнил Ильичев. Финансовые показатели сервиса он не разглашает.
Несмотря на то что пользователи Shazam смогут бесплатно слушать в Zvooq найденные треки, российская компания надеется за счет этого сотрудничества увеличить общую аудиторию и число платных подписчиков, говорит Ильичев. За первые несколько дней после появления кнопки Zvooq в сервисе Zhazam российский сервис получил более 10 000 переходов в свое приложение и почти 7000 новых скачиваний этого приложения, указывает он. Основные функции Zvooq бесплатны, но те пользователи, которые хотят слушать музыку без подключения к интернету, в высоком качестве и без ограничений по переключению между треками, должны платить около 7,5 руб. в день.
Пока компании договорились о безденежном сотрудничестве, основная задача сейчас – обмен трафиком, говорит Ильичев. Владимир Марголин, гендиректор Brainient Russia (представляет в России интересы Shazam), это подтвердил и уточнил, что сервис ведет переговоры и с другими потенциальными партнерами в России.
Shazam активно развивается в России с конца прошлого года: он нанял Brainient Russia и стал размещать внутри приложения русскоязычную рекламу. Тогда же сервис стал искать местного партнера для прослушивания музыки. Источник «Ведомостей», знакомый с планами компании, рассказывал о ее переговорах с Chameleon (интернет-сервис радиохолдинга Европейской медиагруппы, ЕМГ). Но в итоге партнерство с ЕМГ пока ограничилось специальными вставками в эфире радиостанции «Европа плюс»: слушатели ее утреннего шоу могут получить гороскоп на день, распознав специальный трек с помощью Shazam. Будут ли у ЕМГ новые проекты с Shazam, представители ЕМГ и самого сервиса не комментируют. Также Shazam ведет переговоры с «Яндексом», у которого тоже есть свой музыкальный сервис, говорил собеседник «Ведомостей». Представитель «Яндекса» это подтвердил.