Вы и в журналистике давно и успешны в управлении медиа. Какая деятельность больше по душе: «полевая» журналистская или все же управленческая? И почему?
В «поле», конечно, интереснее с точки зрения творческой самореализации. Потому и будучи управленцем, чтобы не терять навыки, стараюсь поддерживать форму. Да и сотрудникам полезно увидеть руководителя работающего в равных с ними условиях. Я часто слышала от ребят: «Так, как вы хотите, уже никто не работает, времена поменялись!» А тут ты берешь и показываешь, что, времена, конечно, поменялись, но не до такой степени, чтобы все на них сваливать. С точки зрения управления коллективом — интересно видеть, как меняется ситуация именно при тебе. Или не меняется (иронизирует).
Почему выбор пал именно на печатную журналистику? Не ТВ, не радио.
На ТВ и радио журналист во многом зависит от коллег — операторов, режиссеров, осветителей и т. п. Для меня эта зависимость была бы мучительной. Мне интереснее самой делать продукт и отвечать за него тоже самой. С этого ракурса печатная журналистика — то, что доктор прописал. Ну, если исключить те случаи, когда решительной рукой вмешивается редактор.
В 2004 году Вы получил «Золотое перо» «За лучшую репортерскую работу». Как считаете, жанр «репортаж» еще жив?
Мне кажется, сегодня это самый живой жанр из всех существующих. И самый благодарный.
Вы работали в крупных, или даже знаковых петербургских изданиях. Работа в каком издании запомнилась больше всего и почему?
В «Смене» 90-х годов — потому что это была моя первая взрослая газета, к тому же в то время, когда в стране происходили просто уникальные события. «АЖУР» - потому что мы там по-прежнему работали сменовским коллективом, но делали совсем другое дело. Криминальная журналистика — я вообще себя в ней не представляла, и тем интереснее было наблюдать результат.
Сколько Вы проработали в БалтИнфо?
Неполных 4 года, с ноября 2010-го.
Когда Вы начинали, агентство не имело тех высот, какие имеет сегодня. Что позволило Вам их добиться?
Я думаю, желание тех людей, которые в итоге в агентстве остались, быть лучшими. Не секрет, что от первоначального состава агентства с тех пор, как я пришла в него, остались единицы. Многие не понимали, почему нужно начинать работать иначе, чем прежде. Для некоторых моя формула «журналист — понятие круглосуточное» была неприемлема. Мне указывали на Трудовой кодекс и все такое. В итоге работают те, кто хочет работать, нарабатывать репутацию — свою и агентства, а не отбывать номер. Это, наверное, и есть ответ на ваш вопрос.
С какими основными трудностями пришлось столкнуться, «поднимая» информационное агентство?
Пожалуй, отвечая на предыдущий вопрос, я охватила и этот. Но добавлю. Журналисты разучились придумывать новостные поводы, крутить уже известную информацию так, чтобы выдать что-то свое... Но, думаю, это беда не только нашего ресурса.
Как бы Вы описали свой стиль управления?
Строгая, но справедливая (смеется). Я — требовательный руководитель, но всегда даю сотруднику шанс.
Сложно ли Вам было, как бывшему журналисту «АЖУР» конкурировать с родным изданием?
Трудно говорить о конкуренции с изданием, посещаемость которого в 10 раз больше твоего. Мне было интересно — сможем ли мы с другой стилистикой, с другим подбором тем, с иной трактовой событий сделать так, чтобы у читателей возникла потребность заходить не только на Фонтанку, но и на БалтИнфо тоже. Пусть даже во вторую или третью очередь.
В одном интервью Вы сетуете на неподготовленность выпускников журфака. А на работу кого предпочитаете брать: выпускников журфаков, людей с опытом в профессии, или просто талантливых вне зависимости от записи в дипломе?
Наверное, здесь не может быть однозначного ответа. Есть люди-самоучки, без диплома журфака — и меня это нисколько не беспокоит, в отличие от отдела кадров. Есть «краснодипломники», которые подготовлены только теоретически, а на практике им еще наверстывать и наверстывать. Поэтому каждый раз все решается индивидуально.
Вы являетесь почетным выпускником журфака. А сами хотели бы преподавать?
У вас неверная информация. Мы с моей коллегой, главным редактором ИТАР-ТАСС в Петебурге Оксаной Чернышевой для первокурсников читаем программу, нами разработанную и условно названную «Информационное агентство». У нас там все по-взрослому. Выпускающие «БалтИнфо» уже оценили нашу работу по приходящим на практику нашим студентам — говорят, что пишут даже лучше, чем действующие сотрудники. Это приятно.
Как бы охарактеризовали нынешнюю петербургскую медиаиндустрию? Какая ее главная особенность?
Сейчас ее главная особенность, наверное, - то, что она себя очень скромно проявляет.
Какие бы Вы выделили основные проблемы петербургской журналистики?
Не думаю, что существуют проблемы именно петербургской журналистики, - скорее, журналистики в целом. Низкий уровень подготовки молодых кадров, отсутствие такой мотивации как быть «первым среди равных», давление со стороны государства, непонимание, как этому противостоять...
Каковы дальнейшие карьерные планы?
Не буду пока смешить Бога...
Оксана Солодовникова