Стриминговый сервис «Яндекс Музыка» начал выдавать в рекомендациях пользователям новые песни артистов, сотрудничающих с лейблами, которые после начала специальной военной операции на Украине заявили о прекращении бизнеса в России. На доступность в библиотеке платформы композиций, релиз которых состоялся после февраля 2022 года, обратил внимание РБК.
Распространение композиций происходит через рекомендательную опцию «Моя волна» — алгоритм подбора музыки для каждого конкретного пользователя с учетом его личных предпочтений. По состоянию на 11 января РБК, в частности, обнаружил песни из новых альбомов Zeit рок-группы Rammstein (вышел 29 апреля 2022 года, лейбл — Universal Music), Rush! победителей «Евровидения — 2021» Måneskin (20 января 2023 года, Sony Music Entertainment), Harry’s House английского певца Гарри Стайлза (20 мая 2022 года, Sony Music Entertainment) и т.д.
Рекомендованные песни распространяются с официальными обложками альбомов, однако без указания лейбла. В информации об источнике композиции в обнаруженных случаях указано, что трек «загружен пользователем». Во время прослушивания такую композицию можно добавить в собственную коллекцию и сохранить.
При этом с помощью поиска по всей библиотеке «Яндекс Музыки» найти эти песни нельзя. Например, треков Måneskin на сервисе нет вообще, а у Rammstein представлены только альбомы, выпущенные до начала специальной военной операции на Украине.
В пресс-службе «Яндекс Музыки» отметили, что возможность самостоятельно загружать аудиоконтент существует с 2017 года, а при использовании этого механизма компания работает «строго в рамках законодательства и полностью выполняет обязательства перед правообладателями, в том числе на сервисах с рекомендательными алгоритмами и с публичным доступом к контенту».
Откуда появляется музыка ушедших лейблов
Еще в декабре 2022 года РБК обнаружил новые песни западных артистов, выпущенные после объявления крупнейших звукозаписывающих лейблов о приостановке работы в России, на стриминге «Звук» (до мая 2022 года принадлежал «Сберу»). Все они также имели пометку «загружено пользователем». В пресс-службе «Яндекс Музыки», комментируя перспективы использования практики «Звука», тогда заявили РБК, что контент на площадке «публикуется только по условиям договоренностей с правообладателями».
Однако тогда же «Коммерсантъ» со ссылкой на источники писал, что «Яндекс Музыка» рассматривает возможность разрешить пользователям добавлять собственную музыку в общий каталог. Издание утверждало, что так называемый user-generated content (UGC) будет проверяться на соблюдение авторских прав, а саму функцию предполагалось использовать для продвижения начинающих артистов, еще не сотрудничающих с лейблами.
Подробнее на РБК