Парадокс: аналитический проект, помогающий людям зарабатывать на валютном рынке, не приносит дохода своим владельцам и едва выживает. Именно это происходит с Radioforex. Радио с аналитикой по финансовым рынкам существует уже много лет в Санкт-Петербурге, помогая трейдерам – людям, зарабатывающим на разнице в курсах валют. «Радиопортал» побеседовал с генеральным директором и учредителем Radioforex Анастасией Чекавой, которая рассказала о трудностях и надеждах этого радиопроекта.
- Когда был основан и как развивался «Radioforex»?
- История нашего радио очень интересная. Проект был задуман и реализован Александром Рубинчиком около восьми лет назад, когда рынок Форекс – рынок обмена валюты по свободным ценам – только еще развивался в России. В 2006 году Рубинчик стал одним из учредителей этого проекта, целью которого было не столько создание радио, сколько создание платформы для финансовой торговли. По сути, было создано два проекта, они даже располагались на разных сайтах: брокерская платформа находилась на radioforex.org , а радио – на radioforex.ru. Финансовая платформа была очень успешной и приносила большой доход, а радиопроект работал для нее как источник клиентов. Но в 2010 году Александр Рубинчик продал свой бизнес за серьезные, кстати, деньги другому брокеру (masterforex.org).
До продажи радиостанция была независимой, но после стала частью брокерского бизнеса. И я думаю, что это была большая ошибка! Ее аудитория упала в 3-5 раз, потому что любой продукт от брокера конечным покупателем воспринимается как реклама, а многие аналитики просто перестали писать материалы. Более того, ставочный проект закрыли, потому что он перекликался с функционалом самого брокера, а они не хотели создавать себе внутреннего конкурента. В результате осталась только радиостанция.
Анастасия Чекавая, генеральный директор «Radioforex»
В момент покупки я была исполнительным директором брокера, и радиостанцию отдали мне как подотчетный проект. Вначале я не управляла ею напрямую: у нее были свой управляющий и другие сотрудники. Постепенно становилось понятно, что у радио перспектив немного, и зарабатывало оно все меньше и меньше. За два года сменилось несколько управляющих, аналитики и ди-джеи начали уходить. Примерно в 2011 году брокер отказался спонсировать радиостанцию, и она осталась бесхозной. А мне проект очень нравился, и я решила его возглавить вместе с еще одним учредителем Radioforex. Мы вдвоем продолжали работать над проектом, вкладывя свои деньги, но наша команда все уменьшалась: ушли многие аналитики и ведущие эфира.
- Как идут дела у радиостанции сейчас?
- Радиостанция ничего не зарабатывает, существует по принципу самоокупаемости. Нам очень сложно продавать рекламные места. Брокеры привыкли к рекламе на сайтах, а рекламой в радиоэфире они пользуются значительно меньше. Эфирные рекламные заказы у нас случаются очень редко, наверное, раз в год, только реклама на сайте – баннеры – выводит нас на ноль. К тому же, наше радио существует только в сетевом формате, без FM-диапазона, и это, конечно, тоже влияет на продажу рекламы. Это печальная ситуация. Радиопроект очень известен на валютно-финансовом рынке, им многие пользуются. Но, к сожалению, из-за финансовых трудностей мы были вынуждены выставить радиостанцию на продажу год назад. Было несколько покупателей, которые предлагали слишком низкую цену за такой известный проект, поэтому пока мы не приняли эти предложения.
- Как вы собираетесь решать ваши проблемы?
- Мы много над этим думаем. Я долгое время проработала в финансовой сфере – была исполнительным директором брокера, и для меня решения по преодолению трудностей радиопроекта не всегда очевидны. Есть несколько вариантов, например, реструктуризация и смена формата. Менее радикальный вариант – введение новых приложений и сервисов, которые могли бы приносить доход. Раньше мы использовали приложение для социальных сетей Forexeffect, оно имитировало торговую платформу. Пользователь мог зайти и бесплатно поиграть на Форекс, там были реальные котировки. Какое-то время это было интересно, но потом приложение превратилось в способ вытягивания бонусов, и всё свернулось. Мы продолжаем предпринимать попытки подключить новые услуги, но тут необходимо учитывать специфику финансовой сферы, которая характеризуется быстро меняющимися потоками людей…
- На вашем сайте довольно много аналитических материалов, но большинство из них находится в архиве за 2008-2009 годы…
- Так и есть: аналитических материалов сейчас немного. Из-за финансовых проблем у нас очень маленькая команда: директор, один ди-джей, IT-специалист, несколько аналитиков, работающих на фрилансе. Радио не приносит доход, поэтому для нас это как хобби. Раньше у нас была большая команда с целым штатом аналитиков, но потом все ушли. Сейчас мы заказываем материалы у фрилансеров, или их предоставляют брокеры, у которых бывает неплохой штат аналитиков. Нас интересуют события в финансово-экономической сфере, прогнозы относительно изменений курса валют, рекомендации насчет того, что выгоднее покупать. Одним из способов решить наши финансовые трудности может стать создание на сайте сервиса, который позволит аналитиками продавать свои материалы, а трейдерам – их покупать. Такая услуга выгодна всем – и экономистам, и пользователям, и нам это принесет дополнительный доход. Мы давно хотим реализовать эту идею. Ну и неплохо было бы сделать современный и удобный дизайн сайта, подключить многие другие сервисы, то есть привести наш радиопроект в порядок.
- Как Вы считаете, поиск новых спонсоров или перевод радиостанции в формат FM-вещания поможет решить ваши проблемы?
- Думаю, что спонсоры тут не помогут. Они есть, я сама финансирую радио уже довольно долго, но это все не эффективно. Что касается перевода радио в FM-диапазон, то для этого необходим эфир с идеальным контентом – постоянными непрерывными передачами. У нас сейчас мало аналитических программ и материалов, много музыки. Эфир работает только в рабочее время по будням с 9 до 18 часов, в остальное время – музыка или повтор программ. Для изменения ситуации, создания качественного контента необходима команда профессионалов, работающих в штате. У нас же работает единственный ди-джей – Дмитрий Черников – по совместительству, основная его работа – на другом радио…
Дмитрий Черников, ди-джей «Radioforex»
- Опишите, пожалуйста, аудиторию вашей радиостанции?
- Мы не заказываем специальные исследования, мы пользуемся счетчиками в браузере, в котором сейчас много информации о пользователях проекта. Другой источник информации об аудитории – группы в социальных сетях, где можно посмотреть состав участников. Основная часть аудитории – это начинающие трейдеры. Это люди, зарабатывающие на разнице в курсах валют на торговых платформах, которые предоставляют брокерские компании. У нас много обучающих программ и материалов, поэтому к нам приходят новички. Молодые люди 20-25 лет из России, Украины, Белоруссии и Казахстана составляют примерно 70% аудитории. Другая часть аудитории – это профессиональные трейдеры постарше, мужчины 25-40 лет, женщины встречаются очень редко. Эти люди слушают нашу радиостанцию, потому что им удобен формат прослушивания, а не для чтения новостей. Трейдеры должны следить за графиками в течение всего дня, для них важны малейшие изменения в новостях. Но им некогда читать все новости, и просто неудобно открывать ленту на отдельном мониторе. Получается, что примерно 30% нашей аудитории – это профессиональные трейдеры, которые упростили себе работу с помощью нашего радиопроекта. Я думаю, что наше радио очень полезно многим людям. И мы постараемся справиться с трудностями и продолжить вещание!
Беседовала Екатериан Тарновская