Музыкальный критик и радиоведущий Rock FM - Артемий Троицкий - о будущем радиослушания и о том, почему людям нужен специальный человек, составляющий для них еженедельные плейлисты
О кризисе музыкального радио
Музыкальное радио, которое существовало во всем мире с конца 60-х годов, а в нашей стране с начала 90-х годов, находится в глубоком кризисе, и если оно не будет основательно трансформировано, оно просто загнется. Хозяева радиостанций во многом винят интернет. Отчасти это верно, поскольку интернет подкосил и радио, и телевидение, я уже не говорю о печатной прессе. Но только влиянием интернета здесь дело не ограничивается. Радиостанции агонизируют одновременно со звукозаписывающими компаниями, и во многом это происходит по их собственной вине. Фирмы грамзаписи в 90-е годы взяли курс на артистов-однодневок, быстрые деньги, бойз-бэнды, герлз-бэнды, Бритни Спирс и прочих, которые приносили мгновенные большие доходы в качестве отдачи после массированных рекламных кампаний. Вначале это работало, и в конце 90-х годов фирмы грамзаписи вышли на пиковые прибыли, но потом оказалось, что эта политика была близорукой: делая ставку на так называемых disposable artists, артистов одноразового пользования, они совершили ошибку — в результате этого качество музыки ухудшилось, упало и доверие как к музыке, так и к фирмам грамзаписи.
Похожая история, но чуть меньшего масштаба, произошла и с коммерческими радиостанциями. С конца 70-х годов, когда известный убийца свободного радиовещания Джефф Поллак изобрел концепции «формат» и «ротация», все радиостанции отошли от умных и интересных диджеев, разнообразного репертуара и выбрали это прокрустово ложе. Поначалу это давало хороший коммерческий результат, но со временем это убило доверие к радио — качество радиовещания стало плохим, интересных диджеев, таких как Джон Пил и Майкл Джозеф Пастернак, известный как Emperor Rosсo, и других людей, которые и сделали имя музыкальному радио, заменил компьютер и тупые мальчики и девочки, зачитывающие письма слушателей и произносящие плоские шутки.
Интернет этот процесс просто ускорил, потому что с ним у людей появилась альтернатива — подкасты и YouTube. Зачем после этого слушать тупые радиостанции с тупыми диджеями или вообще без диджеев, с одной и той же музыкой, звучащей из каждого утюга, от которой просто спрятаться некуда? Радиостанции, которые были как бы для всех, оказались одновременно и для всех, и для никого. Музыкальные радиостанции, которые сейчас чувствуют себя относительно неплохо, сочетают в себе несколько факторов: качественная музыка, рассчитанная на взыскательного слушателя, наличие эксклюзивных вещей, а не того, что и так звучит повсюду, в том числе и на телевидении, и, наконец, личности, которые работают на радио. Потому что важна не только музыка, но и информация, важен разговор со знающим человеком, который способен не только рассказать что-то новое, но и поддержать диалог. Одним словом, на плаву остаются те музыкальные радиостанции, которые раньше презрительно называли нишевыми.
Дальнейшая эволюция радио будет проходить так: радиостанции безликие, размазанные по всему, чему можно, и не содержащие ни личностного, ни меломанского начала, окончательно умрут тогда, когда все автомобили будут оборудованы Wi-Fi и когда люди перейдут на сетевое вещание. Их внимание перестанет принадлежать тому, что навязывается тупыми программными редакторами попсовых радиостанций.
О музыкальном фастфуде и исключениях
В 60-е годы не было такого понятия, как продюсерский проект. Артисты стояли во главе угла, а продюсеры, импрессарио, менеджеры и агенты были их обслуживающим персоналом. Артисты были сильными. А потом появились эти проекты, и самым наглым и успешным из них была группа Spice Girls — ее можно считать прототипом продюсерского проекта. Можно посмотреть, что с этими девицами стало: ни одной мало-мальски стоящей артистки. Больше всего прославилась та, которая стала женой понтовитого футболиста. Сегодняшние суперзвезды не несут никакого музыкального качества, это фастфуд, «Макдоналдс»: с одной стороны, их очень много и они популярны, с другой стороны, это дешевка, которая быстро всем приедается. И вот это — правило, а Робби Уильямс, например, исключение. У нас тоже можно такие примеры найти. Вот, был Леонид Агутин, который казался обычным очередным попсовиком, но потом стало понятно, что он качественный артист. Но из Димы Билана и другого десятка звезд качественные артисты не вылупились.
Об актуальной музыке
Качество музыки в последнее десятилетие не улучшилось, а упало — это совершенно очевидно, притом что я, в отличие от многих своих коллег и ровесников, знаю, что до сих пор в мире записывается много хорошей музыки. Моя программа «Стерео-Вуду» на 95% состоит из актуальнейшей музыки, которая делается прямо сейчас и очень хороша. Большинство моих друзей-меломанов вообще считают, что музыка закончилась, что в 1950-80-е годы были гиганты, а сейчас есть только мрак и выжженная земля. Сейчас талантливой музыки много, другое дело, что она не имеет никакого отношения ко всей этой корпоративной музыке, которая уже загибается.
О деньгах за музыку
Если знаешь музыку, то в любом музыкальном направлении, даже в нойзе и индастриале можно найти что-то такое, что соответствует радиоформату. Я этим занимаюсь уже несколько десятков лет и преуспел. Что касается заработка на узких форматах, то здесь нужно уяснить раз и навсегда, что тех денег, которые поднимались в музыкальном бизнесе в течение предыдущего музыкального десятилетия, больше не будет никогда. Это время сплыло. То время, когда фирмы грамзаписи и артисты могли зарабатывать десятки миллионов на продаже музыкальных носителей, ушло безвозвратно. И хорошо, что ушло, потому что это было слишком: хоть убей, я не знаю, чем Элтон Джон и уж тем более попсовые бездарности, заслужили свои миллионные состояния. Вот еще экстремальный пример: в Советском Союзе в 1975 году новый альбом Pink Floyd или Сантаны на черном рынке стоил от 60 до 70 рублей. Это было больше половины среднемесячной зарплаты, но люди были готовы платить такие деньги, потому что музыка была богом. Можно было купить на черном рынке новую пластинку Pink Floyd, а потом каждый день в течение месяца на этот альбом заманивать к себе домой новую девушку. В наши дни люди не будут платить за музыку такие деньги.
О программе для меломанов
Мне интересна талантливая музыка в самом широком смысле этого слова, и, делая свою программу, я рассчитываю на меломанов вроде меня.
Я прослушиваю огромное количество новой музыки, потом фильтрую все, что попало в этот улов. Для создания выпуска «Стерео-Вуду» на Rock FM я каждую неделю прослушиваю порядка 30-40 новых альбомов, из них выпадает порядка 15, которые я хочу включить в программу, а из них выбирается по одному, изредка по два трека. Это довольно сложная и в некоторой степени ювелирная работа, требующая определенного опыта.
Такая экспертиза, которая находит выход, в частности, в радиопередачах, должна быть очень востребована, потому что ориентироваться в музыкальном интернете невероятно сложно. Раньше можно было ориентироваться по журнальным спискам релизов, которые все более-менее рецензировались. В интернете навигация в возросшем в разы объеме музыкальной информации значительно усложнилась, поэтому важно, чтобы были эксперты, гиды, переводчики, которые бы указывали если не на всю возможную музыку, то на какие-то конкретные области музыкальных джунглей. Я считаю, что авторские программы не то чтобы должны и обязаны быть востребованными, но у них имеется очень хорошее основание для этого.
Подготовила Юлия Гусарова