Российское отделение Google 15 января объявило конкурс: школьникам предложили поучаствовать в создании дудла — картинки, которая по разным символическим поводам заменяет официальный логотип на главной странице поисковика. Работа, которую экспертное жюри компании признает лучшей, в итоге появится на русскоязычной странице Google. «Лента.ру» поговорила с американским иллюстратором Софией Фостер-Димино о том, как придумываются и делаются дудлы.
В роли экспертов конкурса выступят «дудлеры» — сотрудники Google, профессионально занимающиеся созданием временных логотипов. Возглавит коллегию жюри американский иллюстратор София Фостер-Димино — за три года работы в Google она создала несколько сотен дудлов.
Фостер-Димино рассказала «Ленте.ру», что самый первый дудл появился как сообщение, что основателей компании некоторое время не будет на работе. С тех пор в Google появилась специальная команда из 15 человек, которая занимается исключительно созданием дудлов. София Фостер-Димино и ее коллеги рисуют дудлы в том числе и для России: ее первой работой для сайта google.ru стал дудл, посвященный 120-летию со дня рождения Сергея Прокофьева.
«Лента.ру»: Давайте начнем с истории. Когда и по какому поводу Google впервые сменил логотип на дудл?
София Фостер-Димино: Первый дудл появился в 1998 году, и на сегодняшние он был мало похож. Наша компания тогда была еще совсем маленькой. Сергей и Ларри (основатели Google, Сергей Брин и Ларри Пейдж — здесь и далее прим. «Ленты.ру») собирались принять участие в фестивале Burning Man, который проводится в США каждый год. Дудл они придумали для того, чтобы сообщить, что в эти дни их не будет на работе: «Мы уезжаем на фестиваль, если вдруг сломается поиск — починим, когда вернемся!»
Таких дудлов мы больше не делаем. Но вскоре после этой истории логотип на главной странице стали менять на Хэллоуин, День святого Валентина и другие важные праздники. Ну а потом стали придумывать дудлы для местных праздников, которые отмечаются в какой-нибудь одной стране или в каком-то одном регионе. И команда дудлеров стала расти.
Я пришла в Google три года назад, и тогда над дудлами работала совсем небольшая команда — человек пять, не больше. Сейчас нас уже 15 человек: иллюстраторы, инженеры, мультипликаторы, менеджеры. Мы создаем по 200 дудлов в год — и не только для американской версии, но и для страниц Google по всему миру.
Получается, по четыре в неделю?
Да. У нас есть график — каждый иллюстратор делает примерно по дудлу в неделю, при этом работать над каждым дудлом мы начинаем месяца за три, чтобы было время подготовиться и все успеть. Если речь об обычной, статичной иллюстрации, без элементов анимации и интерактива, то совещания начинаются за три месяца. Потом несколько недель мы рисуем и обсуждаем наброски, пробуем разные концепции и варианты. За интерактивные проекты нужно браться раньше — иногда за полгода, особенно если требуются звуковые эффекты, это очень удлиняет процесс.
Некоторые сложные проекты требуют очень много времени и сил. На самых сложных одновременно работают три иллюстратора и еще один ими командует, иногда приходится привлекать специалистов из других отделов. Но мы стараемся планировать так, чтобы равномерно распределять простые работы, не требующие особых усилий, и инновационные — такие, с которыми явно придется повозиться.
Все рабочее время вы проводите исключительно за созданием дудлов? К другим проектам Google вашу команду не привлекают?
В основном да. Случается, конечно, что кто-то из коллег обращается к нам за помощью, когда нужно задействовать наше чувство юмора и творческий подход. Мы вольны делать еще какую-то работу, но да — мы работаем над дудлами фул-тайм.
Расскажите, как устроена сама работа?
Большая часть иллюстраций делается в цифре — мы рисуем на Cintiq, это такой здоровый планшет, 24 дюйма в ширину. Используем стилусы, чувствительные к нажатию, и мониторы — на них в реальном времени выводится то, что ты рисуешь. Кто-то из команды по-прежнему рисует карандашами и красками, и потом это оцифровывается, но объем работы такой, что нужно все делать быстро, и часто несколько проектов идут одновременно, так что проще всего сразу работать с Cintiq и Photoshop.
Вам требуются скорее умения художника или компьютерного графдизайнера?
Я бы сказала, что скорее нужны навыки художника-иллюстратора. Кто-то у нас больше заточен на графдизайн, но в основе работы все равно лежит иллюстрация — то есть идея, концепт, факт биографии, представленный как сюжетное изображение. Есть еще работа со стилем: нужно, чтобы стиль иллюстрации подходил к событию или человеку и чтобы художник умел в нем работать. Например, ко дню рождения одного из создателей оригами мы делали дудл из сложенной бумаги — складывали и потом фотографировали. То есть в этом случае мы использовали ту же технику, в которой работал наш герой.
Когда вы устраивались на работу в Google, вы сразу знали, что будете работать над созданием дудлов?
Да, примерно представляла. В Google меня позвала Дженнифер Хом — она училась на курс старше меня в род-айлендской Школе дизайна. Мы обе учились на иллюстраторов, так что я знала, что работать в Google придется над логотипами. Чего я не знала — так это что за три года так изменится и команда, и сама работа. Я уже давно работаю не только со статичными логотипами, но и с анимированными и интерактивными. Для создания логотипов используется замедленная киносъемка, все что угодно — и ничему такому в институте меня не учили. Приходится учиться в процессе.
Процесс создания дудлов меняется с развитием технологий?
Конечно. Мы — технологическая компания, мы любим работать с новейшими разработками и изобретениями. В нашей команде постоянно работают три инженера, еще кого-то мы привлекаем от случая к случаю. В создании дудлов мы используем самые разные технологии — стробоскопы, все что угодно.
Дудл для Google Glass пока не пробовали придумать?
Пока нет, но в принципе — нет никаких ограничений. Как только появляется новая веб-технология, мы сразу начинаем придумывать, как ее задействовать. Так что дудлы все время развиваются и становятся все сложнее с появлением новых технических возможностей. К примеру, к 50-й годовщине сериала «Доктор Кто» мы сделали многоуровневую игру. Не знаю, правда, показывали ли этот дудл в России. Там было много персонажей, за которых можно играть, и куча врагов — можно было сражаться с ними или, наоборот, пытаться избежать встречи. Пока это, наверное, самый сложный и продвинутый наш дудл, но мы никогда не останавливаемся на достигнутом. Возможно, в будущем появятся дудлы в 3D или дудлы с многопользовательскими играми — чтобы можно было играть с друзьями. Всегда остаются неосвоенные территории, так что скучно не бывает.
Вы упомянули, что дудлы делаются не только для американской страницы Google, но и для местных версий в других странах. Расскажите, как их придумывают.
Все без исключения дудлы рисуются нашей командой. Но в представительствах Google в разных странах всегда есть так называемые «местные дудл-менеджеры» — люди, понимающие культуру этой страны, они объясняют нам значение событий, рассказывают, какие события особенно важны для местных жителей, чтобы мы могли легко найти подход к пользователям из этих стран, в том числе и на эмоциональном уровне. Так что если мы делаем дудл к юбилею художника или писателя, местные менеджеры рекомендуют нам, какие книги почитать, какие посмотреть фильмы, [какие послушать] песни — если речь о музыкантах.
Например, недавно я делала дудл, посвященный японскому режиссеру Ясудзиро Одзу, я слышала о нем раньше, но никаких его фильмов не видела — пришлось очень много смотреть в процессе подготовки. Но зато, посмотрев множество фильмов и прочитав посвященные ему исследования, я узнала его и полюбила. И это одна из самых важных вещей в моей работе — узнавать о культуре других стран что-то такое, чего я иначе, возможно, никогда бы не узнала.
Какие события чаще всего удостаиваются дудлов и как это отражает идеологию Google?
Чаще всего это дни рождения, а еще праздники и природные явления. Наши герои — это люди, изменившие правила игры, расширившие границы областей своей деятельности, неважно, идет ли речь о музыкантах, архитекторах, художниках-мультипликаторах, поэтах, писателях или ученых. Еще мы стараемся выбирать людей, которые каким-то образом привносили в работу элемент игры и какой-то несерьезности — это одна из любимых идей в корпоративной культуре Google.
Можете, если вам разрешается разглашать такую информацию, намекнуть, какие дудлы мы увидим в будущем?
К сожалению, об этом говорить я не могу. Все, что я могу сказать, — если мы уже посвящали дудл какому-то событию или празднику, то есть вероятность, что сделаем еще один. Есть регулярные праздники, к которым мы рисуем дудлы каждый год: День святого Валентина или Международный женский день. Ну и национальные праздники разных стран — дни независимости, например.
Вы помните свой первый дудл?
Трудно сказать — с самого начала пришлось работать над несколькими сразу. Первым международным был дудл про Константина Бранкузи, румынского скульптора. Там был фотоколлаж — нужно было не рисовать, а расставить фотографии его работ в форме логотипа. Мой первый дудл для России — про Сергея Прокофьева, там были сцены из «Пети и волка», немного в стиле детских иллюстраций. Всего было четыре сцены, их можно было скроллить — в общем, было очень интересно работать.
А самый любимый?
Наверное, дудл к 216-й годовщие первого прыжка с парашютом. Там был парашютист, который сперва взмывал в небо на воздушном шаре, а потом опускался на землю. И можно было стрелочками управлять им и смотреть, в какой части света он приземлится. Я часами в него играла! Мне вообще кажется, что самые успешные дудлы — те, которые вовлекают пользователя, дают ему возможность поиграть или узнать что-то новое о каком-то человеке.
Получается, есть такое понятие, как успешный и неуспешный дудл? Как вы это вычисляете? По числу кликов и времени на сайте?
Мы ведем статистику того, как пользователи воспринимают дудлы, особенно интерактивные — сколько времени люди проводят, изучая их. Но время — не единственный критерий. Мы также мониторим отзывы, комментарии, то, как дудлами делятся в соцсетях, смотрим, какие эмоции вызвал у людей тот или иной дудл.
И что же — случались провальные дудлы?
Да, наверное, нет (смеется). Но, конечно, бывают дудлы на не совсем очевидные темы — и тогда люди удивляются, что мы отметили дудлом человека, о котором они никогда не слышали. Тогда возможны негативные отзывы — в духе «Да кто это вообще такой и почему я должен знать о дне его рождения». Так бывает, если мы посвящаем дудл кому-то, о ком, к примеру, не рассказывают в школах. Но мы считаем, что история — штука непредсказуемая и часто случается так, что люди незаслуженно забывают действительно важных деятелей. И мы стараемся всегда напоминать о них.
Можете вспомнить о каких-нибудь необычных инцидентах, связанных с дудлами? У нас, к примеру, буквально пару недель назад был забавный случай с дудлом про Даниила Хармса: там были задействованы его персонажи, в том числе и Лев Толстой в компании Пушкина и Гоголя. Пользователи заметили, что анекдотов про Толстого Хармс не писал.
Представитель Google-Россия, присутствовавшая при разговоре, уточняет, что Лев Толстой был включен в дудл намеренно — чтобы показать не только героев Хармса, но и персонажей, которых ему впоследствии приписывали.
Таких случаев я не помню, но интересные истории случаются. Как я говорила, мы ведем статистику взаимодействия с нашими работами, и некоторое время назад был дудл к китайскому Новому году, где была игра в змейку. Очень простая — проходилась за пару минут. И когда мы посмотрели статистику, то выяснилось, что в основном в нее играли всего один раз, многие бросали, не дойдя до конца, кто-то сыграл по три-четыре раза, и нашелся лишь один пользователь, который сыграл в нее больше 150 раз. Очень хотелось тогда отыскать этого человека и подарить ему какой-нибудь приз.
Со стороны очевидно, что постепенно менялся и общий подход к тому, как выглядят дудлы. Условно говоря, раньше это всегда была вариация на тему логотипа. Теперь это скорее отдельные произведения искусства...
Спасибо!
Я даже не в качестве комплимента — просто все чаще бывает так, что слово «Google» в дудле прочитать невозможно.
Это правда. За то время, что я здесь, подход действительно изменился. И люди периодически отмечают, что логотип не читается. Но для нас это не главное. Когда люди заходят на google.com, они и так знают, где находятся. Так что строго придерживаться формы логотипа нам не нужно — и это, кстати, радикально отличается от правил, принятых в брендинге и дизайне. Ни в одной другой корпорации вам не позволят вносить в логотип даже малейшие изменения.
Мы, конечно, гораздо свободнее. Мы стараемся подходить творчески и по возможности весело, не ограничивая себя рамками логотипа: нам кажется, что и пользователям так будет веселее. Но порой, конечно, приходится сдерживать фантазию — мы всегда показываем свои наброски другим иллюстраторам из команды, получаем от них отзывы, и довольно часто происходит так, что автору говорят: «Ну, тут ты немного хватил!»
По просьбе «Ленты.ру» София Фостер-Димино сделала набросок дудла: