Логотип радиостанции «ГОП-FM»
Первоапрельская шутка живет, как правило, один день. Однако шуточному проекту - радио «ГОП-FM» - просуществовавшему в эфире петербургского Радио «Рекорд» только первого апреля, жизнь была суждена куда более долгая. И сегодня, спустя уже почти три года, радиостанция «ГОП-FM» продолжает звучать в Интернете, собирает поклонников на вечеринки «ГОПсейшн», группа проекта в сети ВКонтакте насчитывает без малого 30 тысяч подписчиков, а Михаил Костров, программный директор Радио «Рекорд», называет «ГОП-FM» самым успешным первоапрельским проектом «Рекорда», известного своими многочисленными успешными акциями и фестивалями. А начиналось все с придуманного специально на один день формата…
- Смена формата – это наша традиция, - рассказывает Михаил. - Мы уже, наверное, лет пять этим занимаемся. Первые проекты («Медляк-FM» 2009, «Гламур-FM» 2010, - прим. авт.) прошли хорошо, но, как нам показалось, недостаточно ярко, и мы начали думать над другим форматом, более хулиганским. Радиостанция «Рекорд» ведь изначально была немного хулиганской, мы позволяем себе чуть-чуть больше, чем наши коллеги и конкуренты. Какого-то конкретного человека, которому бы принадлежала эта идея, не было, - она была общей. Мы просто собрались, начали перебирать какие-то идеи, и таким образом родился «ГОП-FМ». Радийный проект был придуман за две-три недели до первого апреля, мы достаточно быстро его сделали: придумали некий «формат», то, что там будет транслироваться, придумали оформление, записали его, и фактически за два-три дня все было полностью готово. Мы немного опасались, что люди могут не понять и не принять новую радиостанцию, но после первых же отзывов в социальных сетях и на сайте все сомнения отпали…
Основания для опасений, конечно, были:
- Было забавно читать смски, в которых люди писали: «Включил «Рекорд», не понимаю, что за станция, потом понял, что первое апреля и начал смеяться». Естественно, мы никого не предупреждали о том, что мы планируем - это же первое апреля. То, что смена формата будет, и какой она будет, знали только наши региональные партнеры, - рассказывает Михаил. - Они, естественно, должны были быть в курсе, потому что как раз первого апреля, когда мы запускали «ГОП-FМ», у нас открывался один из филиалов станции – и это было бы для них сюрпризом, услышать вместо «Рекорда» какое-то непонятное «ГОП-FM».
Но проект, что называется, «выстрелил».
- Предыдущие наши первоапрельские проекты были слабее в плане активности аудитории. Сейчас же люди начинали с нами общаться уже в «образе». Сперва мы только нащупывали, что можно и нужно, что вызывает больший интерес... В первом проекте, например, не было видео и фотографий, ведущие не особо изменились, хоть мы и придумали им новые имена. А на «ГОП-FМ» появились фото, видеотрансляция, предваряющие видео, рассказывающие о формате, пост-видео, рассказывающие о том, как мы привели тех или иных персонажей в студию «Рекорда». На это первое апреля мы планируем поставить панорамную камеру для того, чтобы человек мог рассмотреть всю студию. Ведь во время действия новой радиостанции студия тоже преображается. В случае с «ГОП-FМ» у нас стояли макеты бутылок пива, были рассыпаны семечки по студии, находились еще какие-то странные предметы.
Ведущие «ГОП-FM» (заглавная фотография с официальной страницы проекта)
Одной из причин, по которой «ГОП-FM» получил такое широкое признание, стало мастерство ведущих, которые виртуозно щелкали семечки, кидались на камеру с намерением «разобраться» и устраивали настоящие представления как в студии, так и за ее пределами (все эти промо видео доступны на официальном сайте радиостанции). Знаменитый танец пасадобль в исполнении одного из ведущих Рекорда - «Скорогорбатого» - «взорвал» интернет, получил рекордное количество просмотров и стал хитом, который впоследствии включили в знаменитые компиляции «самых смешных видео». По словам Михаила, ведущих «со стороны» не привлекали:
- «Сотрудниками» ГОП-ФМ» стали те же самые ведущие, что и на радио «Рекорд». Конечно, у них появились другие имена, иные образы, стиль общения. Но было бы странно искать ведущих для проекта где-то еще. Понятие «гопник» у всех на слуху: то есть каждый представляет себе этого человека по-своему, но каждый себе его представляет. Именно поэтому ребятам-ведущим было достаточно просто вжиться в образ...
Несмотря на все это кажущееся «безумие» и показную «спонтанность», формат «Рекорда» создатели первоапрельских станций решили кардинально не менять, более того, над всеми проектами работает группа редакторов, которые в большей или меньшей степени корректирует степень «хулиганства» радиостанций.
- Мы не уходили от той системы, что существует на «Рекорде», - рассказывает Михаил, - когда через определенный промежуток времени происходит выход ведущего, и он рассказывает о чем-то определенном. Мы схему оставили, только ведущий рассказывал не о фестивале «Sensation», а о фестивале «ГОПсейшен», на который он всех и приглашал. Мы придумывали интересные рекламы, где рекламировали какие-то выдуманные нами магазины, приглашали на мероприятия, созвучные с мероприятиями «Рекорда»... Ведущий стандартно выходил 4-5 раз в час, хотя мы позволяли больше, потому что мы видели, что им есть что сказать, они постоянно находятся в образе, и как ведущих, так и слушателей от этого, так скажем, «прет». Поэтому четкого «ты должен выходить раз в столько-то минут» не было. Был некий план, но мы позволяли ведущим от него отступать...
Ведущий «ГОП-FM» - Скорогорбатый
Правда, в этот день пришлось отказаться от рекламы:
- Спонсоров у нас никаких не было, и вряд ли можно было найти кого-то, кто захочет ассоциировать себя с «ГОП-ФМ», - объясняет Михаил. - Но мы никогда их и не искали, даже в силу того, что для поиска спонсора нужно продумать проект хотя бы за год, а у нас это обычно происходит в феврале-марте, когда мы решаем, что будем делать на первое апреля. Хотя, возможно, в будущем спонсоры будут…
Кстати, озвученная в эфире идея фестиваля «ГОПсейшн» воплотилась в жизнь. Наверное, Радио «Рекорд» не было бы «Рекордом», если бы не обратили звонкий эфирный проект в акцию. Вскоре после запуска проекта прошла первая вечеринка «ГОП-FM», через какое-то время – вторая. По словам Михаила Кострова, все они оказались удачными, что было для создателей проекта сюрпризом:
Афиша вечеринки «Гопсейшен»
- Люди принимали правила игры и на наши мероприятия приходили в «образе» - каждый, конечно, сам себе представлял что такое «гопник». Некоторые появлялись в тельняшках и рваных джинсах, кто-то рисовал себе синяки под глазами... Все это было удивительно и радостно для нас одновременно, ведь здорово, что людям проект стал настолько интересен. Будет ли вечеринка «ГОП-FМ» этим летом или нет, я пока не знаю. Но судя по успехам прошлого года, я предполагаю, что, скорее всего, будет…
Проект вообще зажил какой-то собственной жизнью. Одномоментно «ГОП-FM» слушают сегодня в Интернете, по словам Михаила, около 150-200 человек, активна и группа ВКонтакте.
- В группе пока ничего особо от нас не исходит, все это инициатива слушателей. Мы появимся там только, если будет мероприятие – в ней будет появляться реклама. Сейчас это место для обмена музыкой, которая есть на станции, для троллинга кого-то или чего-то… А в эфире «ГОП-FМ» сейчас звучат те вещи, которые мы отобрали еще для вещания первого апреля, плюс что-то добавляется нашими музыкальными редакторами станции.
Повторяться сотрудники Радио «Рекорд» не любят. Несмотря на успех «ГОП-FM», спустя год первого апреля привычные позывные «Рекорда» сменил на день новый проект - «Гастарбайтер-FМ», который Михаил Костров называл вторым по популярности первоапрельским розыгрышем:
- Там было все наоборот, не было такой свободы, как с «ГОП-FM»: четкие выходы и серьезная редакторская работа. Было написано большое количество текстов, в которые ведущие, тем не менее, могли что-то добавлять, или, наоборот, убирать. Образ «гастарбайтера» ребятам было чуть сложнее воплотить, нежели образ «гопника», потому что так называемую «гоп-культуру» мы все видели и рядом с ней росли - кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Проще говоря, каждый хорошо себе представлял своего гопника со своего района, и именно его и играл. В случае с гастарбайтером было сложнее, потому что, во-первых, мы не хотели никого задеть и обидеть. Нашей целью было дать людям возможность как-то по-другому на это посмотреть и немножко толерантнее ко всему этому относиться. Мы, не скрою, боялись, что кого-нибудь проект может «завести», поэтому старались немного ограничивать ведущих в том, сколько они могут говорить и что они могут говорить, ведь тема «гастарбайтера» является острой и нам ни в коем случае не хотелось никого обижать. Для каждого первого апреля у нас была своя легенда. Когда мы делали «Гастарбайтер-FМ» у нас была легенда, что в студии «Рекорда» ремонт (как раз был выходной день) и гастарбайтеры захватили студию: начали ставить свою музыку, передавать приветы, рассказывать какие-то новости, советы из жизни... В студии стоял казан, сваренный плов, все его кушали руками… Словом, помимо эфира, первое апреля - это еще очень большой комплекс мероприятий: сайт, видео, пост-видео, плюс традиционно на первое апреля мы делаем видео-трансляции из студии, потому что люди не только хотят послушать, но они еще хотят и посмотреть.
Ведущие проекта «Гастарбайтер-FM»
И все же «ГОП-FM» пока остается самым знаковым первоапрельским проектом Радио «Рекорд»:
- Мы же все смеемся над тем, что нам близко, над теми проблемами, с которыми мы сталкиваемся, - дает свое объяснение этому феномену Михаил. - И этот вот образ гопника, хулиганистого парня, с которым каждый из нас знаком, сейчас, может, в меньшей степени, а несколько лет назад в большей степени, в разных районах города – был людям понятен. И смеяться над собирательным образом хулигана людям проще, чем над гламурным парнем, который ездит на Bentley. Плюс «Рекорд» всегда слушателями ассоциируется как станция хулиганская и «ГОП-FМ» наверное, наша самая хулиганская первоапрельская выходка за последние несколько лет, поэтому вот так все и совпало… Как и с любым успешным проектом, мы, конечно, думаем над тем, чтобы как-то реинкарнировать «ГОП-FМ», но дело в том, что оно ведь уже было, и это будет повторение. Существовать этот проект будет в дальнейшем в виде вечеринок, потому что как показал опыт, людям это нравится, они хотят в этом участвовать. Ну, и в виде интернет-радиостанции, не больше. Тем более что люди всегда просят вернуть основной «Рекорд». Слушатели говорят: «Да, это хорошо, прикольно, но верните «родной» «Рекорд». Я думаю, что в этом году, когда мы будем делать первое апреля, мы оставим интернет-поток основного «Рекорда», а в FМ-диапазоне будет существовать какая-то иная, новая, станция - чтобы слушатель мог выбрать…
Валерия Баева