Grasswire — очень амбициозный проект, создатели которого «верят, что новости должны контролировать не корпорации и государство, а простые люди».
Задача проекта — создание новостной ленты, которую формируют пользователи. Они же проверяют факты и определяют, что важно, а что нет.
Мы пообщались с создателем проекта Остеном Олредом, который рассказал нам о Grasswire и о своём видении будущего новостной индустрии.
Остен, как пришла в голову идея создания такого проекта?
— Живя в Украине и Китае, я просто бесился о того, насколько обычные люди оторваны от информации, которая управляет их мыслями и действиями. Мне тогда (да и сейчас, конечно) не казалось правильным, когда информация о том, что происходит вокруг, что влияет на принятие решений, создаётся правительством и корпорациями.
Я хотел усилить влияние простых людей. Через какое-то время, когда опробовали несколько версий продукта, мы поняли, что контент как раз нормальные люди и создают, но мы привыкли к тому, что отбор и «факт-чекинг» осуществляется государством и корпорациями.
Так что, наша цель — вернуть все аспекты новостей в руки простых людей, демократизировать новости.
А как вы сами читаете новости?
— На самом деле, всё зависит от обстоятельств. Когда у меня много свободного времени, я открываю вкладки со всеми социальными сетями, сортирую их по «новым сообщениям» и ищу контент от первоисточников. А когда времени особо нет, то приходится комбинировать Reddit, Twitter иHackerNews.
Вы действительно считаете, что люди готовы (и хотят) проверять новости на предмет их правдивости, быть факт-чекерами?
— Я считаю, что каждый человек чувствует потребность в информации о том, что происходит рядом с ним. Многие не видят этого, но люди уже давно занимаются тем, что проверяют новости. Мы этого не замечаем, потому что не можем вычленить такие новости из огромного числа, например, твиттов, которые заполняют наши ленты.
Мы в Grasswire хотим дать людям возможность упростить доступ к проверенной информации. Если говорить «программерскими» категориями, то «открытый код» был придуман задолго до появления GitHub. Просто сейчас он более централизован и удобен в использовании, благодаря GitHub. Так и здесь.
Как на ваш взгляд, чем люди больше доверяют: новостным порталам или социальным медиа?
— Зависит от конкретного человека. На самом деле, у обоих этих средств распространения информации есть свои недостатки. Социальные медиа — это довольно запутанное дело. И вам приходится полагаться только на себя (ну или найти для себя некоего куратора, который выдавал бы вам информацию). Когда же вы доверяете какому-то новостному порталу, вы передаёте все кураторские функции ему.
Как вы считаете, какая будет главная проблема, когда вы запустите новую версию Grasswire?
— Первая проблема, с которой мы столкнулись, делая саму первую версию проект — масштабирование и создание продукта, который хотели бы использовать многие люди. Приложения, которые обновляются в реальном времени, должны быть созданы с учётом возможности справляться с огромным трафиком. Вот над этим мы сейчас и работаем.
Давайте поговорим о технологии. Как работает Grasswire? Есть ли какие-то редакторы или это саморегулируемый проект? Кто создаёт новостной поток в рамках проекта?
— Наша цель — сделать проект полностью саморегулируемым. Мы создаём его с тем условием, чтобы, например, кто-то из «chastnyi sektor v Gorlovka» (в оригинале эта фраза была написана русскими буквами, — ред.) имел бы такое же влияние на новостную ленту, как и, например, Королева Великобритании.
Для каждого новостного повода все будут видеть самый разный контент: видео с YouTube, твитты, фотографии из Instagram. Он будет собираться по ключевым словам в одну ленту в режиме реального времени. Пользователи будут иметь возможность голосовать за какой-то элемент контента, проверять факты, которые там приводятся. Таким образом, лучший и проверенный контент будет выходить в топ. По сути, это редакция для всех. Похожий подход используется во всех редакциях по всему миру. Отличие Grasswire в том, что у нас это будет делаться не несколькими профессионалами, а кем угодно.
Какова бизнес-модель проекта? Где здесь деньги?
— Мы ещё обдумываем эту модель. Но пока что, самое очевидно — реклама.
Будет ли мобильное приложение?
— Да, это один из наших приоритетов сейчас.
Посмотрим в будущее? Каким, на ваш взгляд, будет производство и потребление новостей в будущем? Какой вы видете редакцию будущего?
— Я надеюсь, что мы как раз и создаём редакцию будущего. Мне кажется, изменится несколько очень важных вещей, Во-первых, мы все будем подключаться к источникам информации, а не к её ретрансляторам. Во-вторых, люди не будут ждать, что кто-то за них определит, стоит ли доверять той или иной информации. Люди сами для себя это будут решать. Ну и третье — я уверен, что новости будут полностью демократизированы. Я вообще связываю очень большие надежды с будущим новостной индустрии. Думаю, мы будем уделять больше внимания тому, что мы имеем в конкретный период времени. Новости будут более диверсифицированными и более вовлечёнными.