Некоторые сравнивают ребрендинг с ремонтом: сложно, затратно, необходимо.
Александру Фирстову, программному директору «NN-Radio», главной «разговорной» станции Нижнего Новгорода, такое сравнение по душе: «Почти два года мы думали о целесообразности ребрендинга. Не хотелось затевать это непростое дело, это ведь действительно как ремонт в квартире. Но потом все-таки решились».
Решились – весной 2013 года. До этого станция, в ротации которой – топовые хиты европейский чартов, вещала под брендом «Нижний Новгород».
«С самого начала было ощущение, что название слишком громоздкое, архаичное, не подходящее для нашей аудитории 25-40 лет», - рассказывает Алексей Беляев, исполнительный директор «NN-Radio».
«Мы почти что с самого своего основания были вынуждены доказывать, что мы современные, молодежные. Но в массовом сознании станция все равно ассоциировалась с проводным советским радио», - говорит Александр Фирстов.
Новое имя станции появилось не сразу. Некоторое время эфир вели и вовсе без названия. «Маркировались просто по частоте: «Привет, вы слушаете 99,5», к счастью, никто особенно даже и не заметил», - смеется Александр Фирстов.
Позже, идея все-таки пришла: от старого имени оставили две первых буквы и заменили их английскими. «Ну, так вроде, и преемственность, и по-молодежному», - комментирует Алексей Беляев.
С понедельника новой жизни не вышло. «Хотели было, но в пятницу вечером собрались и поняли, что не получается - только со вторника. Поэтому весь понедельник мы прощались со старым названием и объясняли слушателям: мы стали динамичнее, сократили лишнее – в эфире и названии», - говорит Алексей Беляев.
Алексей Беляев, директор «NN-Radio»
Эфир тоже претерпел изменения. В рамках прежнего формата (60% музыки и 40% информации) «перекроили» сетку вещания: свели до минимума программы в записи, стали оперативнее и повернулись, что называется, лицом к слушателю: любой нижегородец может высказаться по актуальным вопросам в программе «Горячая линия», выходящей в эфир по будням в «прайм-тайм».
По сути, ничего инновационного в ее структуре нет: диджеи обсуждают в прямом эфире значимые для нижегородцев темы с экспертами и дозвонившимися слушателями. «Новаторство в том, что это единственная программа такого рода в городском радиопространстве. Результаты – поразительные: люди очень активно звонят, мы выводим их в эфир без фильтра – и почти за год существования программы еще ни разу не было каких-то внештатных ситуаций, неадеквата, мата и пр. Слушатели у нас – люди очень образованные, думающие, умеют лаконично выражать свои мысли. Это радует и говорит о том, что мы правильно спозиционировались на рынке и действительно «попали» в аудиторный пул», - говорит Алексей Беляев.
Александр Фирстов, программный директор «NN-Radio»
Кроме логотипа и бренда, еще из нового в студии – современное оборудование. «Теперь можем брать хорошие интервью по телефону, – рассказывает Алексей Беляев. – Поэтому у нас много эксклюзива, и очень часто мы оказываемся первыми: нередко, пока наш журналист едет на место ЧП, мы уже успеваем несколько раз выйти в эфир с телефонным опросом пострадавших или очевидцев события».
К слову, о журналистах: их в редакции «NN-Radio» многовато для городской станции - почти десяток. Основной костяк, по словам Алексея Беляева, собрался довольно давно: «Мы почти год вещали, что называется «в стол»: наполняли закрытый подкаст, тестировали его, искали свое звучание и формат. Тогда мы подобрали стартовый состав команды: потом он, конечно, немного изменился, но по смыслу остался почти таким же».
Впрочем, новым талантам станция открыта до сих пор: в редакции «NN-Radio» стажируются студенты-журналисты трех городских вузов, периодически устраиваются конкурсы для слушателей, мечтающих занять место у микрофона. «В прошлом году в День радио весь эфир у нас вели слушатели, прошедшие отбор. Очень неплохо получилось, обязательно повторим», - вспоминает Алексей Беляев.
Татьяна Мальцева, старший редактор и ведущая эфира «NN-Radio»
Татьяна Мальцева, старший редактор и ведущая эфира, - выходец, что называется, из «старичков»: на «NN-Radio» - со дня основания станции, в профессии – с 97-го года. Особых сложностей в новой сетке эфира не увидела: «Сложно в «прямом» скорее, гостям и экспертам. Но не всем: чиновники, политики приходят – все в основном, подготовленные, говорить умеют. Дар речи теряют редко, но если случается – тут уже ведущим приходится «тянуть на себя одеяло». Чувствует ли славу? Вряд ли. «Славы, известности, «звездности» радио не дает. Если это кому-то нужно, вон есть телевидение. После него будут узнавать в лицо, после радио – вряд ли», - смеется Татьяна Мальцева.
Впрочем, тут редактор немного лукавит: посмотреть на лица ведущих в эфире слушатели все-таки могут. Через интернет: на сайте все время идет он-лайн трансляция происходящего в студии, - и почти вживую: через панорамное окно редакции. «Больше всех, конечно, заглядывают в него дети. И их родители, - говорит Татьяна Мальцева. – Иногда под окном собирается целая демонстрация, например, когда у нас в студии какая-нибудь музыкальная группа».
Студия «NN-Radio»
Конкурентов у станции немного: городских станций в Нижнем Новгороде, кроме «NN-Radio» нет, почти все частоты занимает франшиза федеральных «кнопок».
«Так много о Нижнем кроме нас не говорит больше никто, - рассказывает Алексей Беляев. – А с Интернетом мы и не стремимся тягаться: понимаем, наша целевая аудитория – автомобилисты. Вся реклама и контент «заточен» в большей степени под них». «Поймав волну», понимаешь, что это справедливое высказывание: каждые десять минут в эфир выходит студия с новостями, погодой и «пробками». Понятно, что домохозяйкам и офисным работникам на этой волне, возможно, будет скучновато.
«На первый взгляд может показаться, что эфир немного рваный и неравномерный: музыки у нас все же меньше, чем слов. Это связано и с нашей задачей: мы хотим людей научить действительно слушать радио. Слушать и обдумывать эфир, а не просто включать его для фона», - объясняет Алексей Беляев.
Понятно, что муниципальным станциям сделать это проще, нежели коммерческим. Осложняет этот процесс и «возраст» станции: «NN-Radio» доступно нижегородцам всего два года. «Опросы показали, что коэффициент знания составляет около 60%. Цифра неплохая, но хотелось бы стать еще более узнаваемыми. Это, пожалуй, наша главная цель развития», - подытоживает Алексей Беляев.
Людмила Титова