«Confide in me» - хит от Кайли Миноуг. Следом «Лошадка» Найка Борзова. Далее в рубрике «Хит – Хот – Дог», что значит беспорядочное появление горячих новинок, звучит «Pipe Bomb» - трек с нового альбома «Nostradamus», исполнителя электронной музыки Lake Radio. Потом английский электронный дуэт Groove Armada с композицией History, затем легендарные The Prodigy. Русский коллектив из Самары, играющий рок, Bajinda Behind the Enemy Lines и рок-группа из Великобритании Stereophonics. За ними Mum – экспериментальная группа из Исландии, чья музыка характеризуется мягким инфантильным вокалом и глитч-битом в сочетании с традиционными и не совсем инструментами. На смену им приходят хип-хоп команда из Нью-Йорка Onyx, британская рэп-панк группа Imperial Leisure, Лиза Ханниган – ирландская певица и композитор… Полчаса с радио Ralph для корреспондента «Радиопортала» пролетели незаметно…
Никакой рекламы - предприятие некоммерческое, только анонсы, между делом и, кажется, кстати. Меломаны не только поймут, но и очень даже оценят…
Потом обнаруживается наличие программ и – о, да! - собственного производства. Люди у микрофона говорливые, но не надоедливые. Говорят хорошо и по делу, например, о кино. Интересно…
Радио Ralph вещает через Интернет, как его создатели говорят сами о себе: «Мы не Интернет-радио, а радио в Интернете». Задумавшись, действительно чувствуешь разницу и, кажется, понимаешь, о чём речь. Главное слово в этом определении – «радио». Это настоящее вещание, не просто ди-джеи, а авторское слово и позиция в программах, которых, к слову, при внимательном взгляде на радиостанцию, оказывается множество. Все собственного производства, лишь небольшая часть заимствованных программ. Без них пока не обойтись – эфир круглосуточный. Результат – десятки и сотни тысяч слушателей по всему миру за 5-летнюю историю станции. Ведь «поймать волну», слушать он-лайн в сети или, того больше, закачать мобильное приложение, ничего не стоит…
Редакция этой «мечты меломана» находится в Нижнем Новгороде. Всего 12 сотрудников, правда, эта цифра эфемерна. К новым талантам здесь благосклонны и готовы подтолкнуть в эфир, если проект того стоит.
Андрей Алексеев
Основоположников, родителей у проекта Ralph - трое: Анна Рамашка, Андрей Алексеев и Александр Бакунин. Собственно, из их ников в интернете и сложилась аббревиатура, которая дала название радио (ramashka, alav, phmf). Они же экс-работники одной некогда ведущей радиостанции Нижнего Новгорода, в одночасье ушли с неё и надумали создать что-то своё. В декабре 2008 года Ralph обрел свой голос – громкий, отчётливый, без надрыва. И началось… Каждый год, как традиция, переезд в новый офис, решение проблем с аппаратурой. Это сейчас у них только эфирка - 20 квадратов и отменная техника. Пять лет радио развивается и определяет себя не просто «каким-то там в интернете…», а как свободное радио. О свободе и творчестве в жизни реальной, а также мечтах и планах на будущее мы поговорили с Андреем Алексеевым, он же Alav.
Радиопортал (Р): Удивительно, но мы были уверены, что вы – московское радио. Мне думается, что не мы одни так решили.
Алексеев (alav): Да, это, правда, не вы первые. Может быть, это определённый стереотип, что достаточно качественные радиостанции существуют только в Москве, а все остальные – ретрансляторы или что-то такое доморощенное, поэтому все очень часто думают, что мы москвичи.
Р: А есть статистика, сколько у вас слушателей?
А: Статистику сложно получить, потому что плеер показывает только подключённые IP-адреса, а за одним адресом может скрываться целая локальная сеть. Например, если люди слушают с мобильных устройств, то они все находятся под одним IP их провайдера, и, соответственно, у нас они видны как один IP. Года 3 назад один программист нам ставил какой-то скрипт, который фиксировал именно подключения, показал он от 600 до 2000 подключений в сутки. Сейчас гораздо больше. Точной статистики нет, смотрим посещаемость сайта, активность народа и понимаем, насколько это всё успешно.
Р: И насколько? Обратная связь работает?
А: Во всех эфирных шоу есть контакты, через которые можно связаться: ICQ , чат, телефон городской. Народ звонит, если интересно, мы кому-то звоним, общаемся. Особенно, если в гостях музыканты, какой-то живой концерт происходит, слушатели достаточно активны. И мы к этому стремимся. Никогда не хотели быть чисто музыкальной станцией, стремились делать интересные программы для того, чтобы люди подключались к определённым программам, и у каждой программы складывалась своя аудитория. Так и вышло.
Р: Расскажите историю скитаний в поисках офиса.
А: Сейчас у нас собственный офис. Мы его с несколькими друзьями снимаем. Там у нас эфирная студия большая – около 20 метров, позволяет концерты в прямом эфире делать. Самостоятельно обставленная, вернее, нашими слушателями. Нам надо было как-то звукоизоляцию для стен сделать, мы у них попросили ковры, кому не нужны. Они привезли: ковры, шкафы, стулья. Есть ещё и небольшая студия, где мы пишем то, что идёт потом в записи.
Р: У меня сложилось впечатление, что это определённая концепция: ковры, шкафы?
А: В начале – да, была именно концепция. Мы хотели сделать коммуналку: старые шкафы, ковры, ощущение домашнего очага в студию привнести. Но скоро будем снова менять.
Р: Давайте вернёмся к самому началу, хотелось бы узнать предысторию возникновения радио?
А: Нас было трое. Мы все работали на FM-станции, делали там свои программы. Я был программным директором. Потом мы этой станции стали не нужны. Ушли в вольное плавание и решили, что хочется делать что-то своё. Тогда в 2003 году Интернет не так был развит, чтобы можно было сделать полноценное вещание, и мы делали программы в записи, выкладывали как подкасты. Потом столкнулись с тем, что во всех подкаст-терминалах требуются авторские права на музыку, а у нас программы были завязаны на чужой музыке, и мы не могли их выкладывать - только вырезав музыку. А потом в 2008 году мы открыли он-лайн вещание, и как-то легко все получилось, потому что главная проблема у всех Интернет-радио - через что вещать, то есть нужен сервер, к которому смогут подключиться много людей. Если ты просто из дома вещаешь, то твоего Интернет-канала не хватит для подключения множества людей, максимум 50-60 человек. Оказалось, что в Нижнем Новгороде, у одного из крупных провайдеров, один из начальников увлечён этим делом, у него своя Интернет-станция, но только плеер. Он поднял сервер на гигабитных каналах. Мы к нему пришли и попросили вещать через него. Он разрешил, дал все 24 часа и денег не попросил. Это был старт. Мы поставили дома компьютер, набили туда музыки, стали разрабатывать формат, программирование станции, чтобы это было «не накидал какой угодно музыки», а именно, чтобы всё было, как положено. И начали вещание, сначала из дома, без прямых эфиров. Программы записывали где-то в кладовке на караочный микрофон.
Александр Бакунин
Р: Но ведь стартовый капитал у вас все равно какой-то был?
А: Стартовый капитал – это компьютер, который мы купили, какой-то слабенький, даже без монитора, стоял в кладовке. Мы к нему подключались удалённо с ноутбука, чтобы что-то туда загрузить. Грубо говоря, 5 тысяч, потому что б/ушный системный блок. Второе – это оплата домашнего Интернета, связи с этим сервером. Больше ничего не требовалось.
Р: Сравните то, что было тогда в декабре 2008 года, и то, что есть сейчас?
А: Сейчас общая площадь занимаемого помещения около 105 метров, качественное оборудование для вещания. Раньше мы что-то паяли на коленках, микрофоны дешёвые покупали, первые компрессоры, долго пытались сменить компьютер на более мощный, потом купили лицензионное программное обеспечение, постепенно своими силами наращивали…
Первое предложение о студии появилось от одного мецената, у которого была своя собственная студия для записи рэперов. Он предложил: «Ребят, я могу вам предоставить помещение, где вы сделаете себе студию для прямых эфиров, за это вы мне поможете организовать своё собственное Интернет-радио». Там было помещение размером с туалет, в котором размещалось две станции одновременно. В один и тот же пульт заходило две станции, приходилось хитрую разводку делать, чтобы у всех было разное вещание. Прожили мы там недолго, потому что этот меценат стал не очень хорошо себя вести по отношению к нам.
Договорились с другой студией, которая занимается производством аудиорекламы, а после 6-ти вечера у них никого нет на студии. Говорят: вот после 6-ти вечера можете свои эфиры прямые вести. А нам это удобно, потому что у нас прайм-тайм немного сдвинут, если на FM-станциях прайм-тайм, когда люди едут с работы, у нас – когда они уже приехали. Все программы начинаются с 8-ми вечера. Потом нам предложила сотрудничество Школа телевидения, Нижегородский филиал Московской Школы телевидения. Вместе с ними мы построили большую, хорошо оборудованную студию, где нам выделили отдельную комнату. Потом они развалились. После чего мы поняли, что надо самостоятельно всё делать: договорились насчёт помещения, стали оплачивать аренду, платить за Интернет и сами себе всё оборудование покупать.
Р: Что касается самостоятельности: вы некоммерческое Интернет-радио, на что вы живёте и развиваетесь?
А: Мы зарабатываем другими бизнесами. Это продакшн–студия, занимающаяся производством аудиорекламы и организацией мероприятий. Радио - дитя, которое мы взращиваем совместными усилиями. Сейчас уже команда включает 12 человек. Кто-то уходит, кто-то приходит, поскольку у нас нет никакой материальной мотивации для людей, иногда становится неудобно совмещать основную работу и Ralph.
Студия. Программа «Живой звук»
Студия. Программа «Живой звук»
Р: Сколько у вас программ собственного производства?
А: За 5 лет много различных проектов, какие-то жили, какие-то живут до сих пор, у них может меняться концепция, название. Например, у нас долгожитель - шоу о кино. Сначала называлось «Славные парни», потом «Хороший, плохой, злой», сейчас «Немое кино». Там менялся состав ведущих, но, в целом, остался изначальный подход - люди, которые очень любят кино и о нём рассказывают.
Р: Этот проект о кино можно назвать самым успешным?
А: «Живой звук» - концерт в прямом эфире. Пожалуй, это самый успешный проект, от групп отбоя нет. Все хотят выступить, для них это хорошая площадка. Мы его начинали изначально на одной из FM-радиостанций в Нижнем Новгороде. Там это долго не прожило и переехало к нам. Сначала мы пытались его делать на каких-то других площадках: выбиралось кафе, в котором есть аппаратура, Интернет. Мы приезжали туда с мобильной студией и вели трансляцию прямо оттуда. Это было похоже на 90-е, когда была программа «Музыкальный ринг»: группа играет песню, потом слушатели с ней разговаривают, потом ещё песня и так далее. «Живой Звук» идёт 3 года. Сменили несколько площадок, потом поняли, что лучше быть самостоятельными, и делаем его непосредственно в студии. Благо, помещение по размерам теперь позволяет разместиться целой группе с барабанами. Причём выступают группы не только нижегородские, московские приезжали, из Санкт–Петербурга. Начинали раз в две недели, потому что мы поначалу жёсткий отбор проводили. Потом поняли, что надо не ограничиваться в этом, и стали приглашать всех. Теперь каждую неделю, каждый четверг идёт «Живой Звук», и расписание составлено на 2 месяца вперёд.
Р: На вашем сайте прочитала комментарий одного из слушателей, он благодарил за какую-то свадьбу в прямом эфире, что это было очень интересно. Это вы что такое устраивали, и как часто такое выдумываете?
А: Периодически происходят такие спонтанные вещи, что-то вроде радиомарафонов. Например, в День Радио устраивали такой. Весь день ведущие с утра до вечера друг друга сменяли, приводили своих гостей, и у нас был такой праздничный прямой эфир весь день. Как-то раз на 1 апреля мы решили сделать «День шаурмы». Мы сотрудничаем с организацией, которая на нашей улице устраивает различные мероприятия для народа, и мы вместе с ними и с одним кафе договорились сделать первоапрельский квест. Люди проходили по достопримечательностям улицы, отвечали на вопросы. В результате попадали во дворик, где тогда у нас была студия, там раздавали бесплатную шаурму. В это же время в прямом эфире шеф-повар кафе проводил мастер-класс по приготовлению шаурмы. Был и марафон, когда один из старейших ведущих ушёл в армию, потом из неё вернулся, соскучившийся по эфиру. Мы для него сделали марафон. Целый день в эфире один сидел. А потом он же через год пришёл и говорит: «Хочу жениться!». А у нас уже большое помещение, тогда ещё пустое, не было соарендаторов, и вишнёвый сад примыкает. «Можно я прямо здесь устрою свадьбу?». «Хорошо, - отвечаю, - устроишь, но в прямом эфире». Посадили ведущих в эфирку, в большой комнате - стол, гости. Мы их приглашаем одного за другим в эфир - они поздравляют. Потом там много музыкантов было, и всю свадьбу все вместе придумывали песню, которую в конце исполнили в прямом эфире…
Р: Идеологи Ralph, вы пришли с радиостанции, да? А назвать ее можете?
А: Да, это радио «Феликс». Её сейчас уже нет.
Р: Хотела узнать ваше отношение к сетевым радиостанциям? В большинстве городов доминируют большие столичные бренды. Как вы относитесь к этой ситуации, и как, по–вашему, должно развиваться радиовещание?
А: Сетевые радиостанции – неизбежность. Крупные радиостанции могут себе позволить открывать филиалы в разных городах, но проблема в другом. Любой человек, который хочет создать радиостанцию в Урюпинске, должен получить частоту в Москве. Москва должна решить, имеет он право на то или нет. Это неправильно. Например, в Штатах есть закон, который позволяет открывать маленькие радиостанции с небольшим охватом без регистрации федеральных прав на частоту. Это позволяет открываться локальным радиостанциям. У нас, если Большой брат тебе не даст добро, то ты вещать не сможешь, поэтому все свободные вещатели уходят в Интернет. Медиахолдинги могут позволить себе пролоббировать покупку частоты, и всё больше и больше захватывают. От этого проигрывает радио. Я не знаю, понимают ли это медиахолдинги, им может быть и всё равно, потому что много филиалов, и они в деньгах всё равно не потеряют. Но при этом радио умирает. Когда нас спрашивают, хотим ли мы выходить в FM-эфир, мы отвечаем: «Нет!». FM - всё равно, что телега, запряжённая в лошадь. Мы же сидим в Lamborghini, а они нам предлагают вернуться в телегу! Грубо говоря, выйдем мы сейчас в эфир в Нижнем Новгороде, поставим вышку, купим частоту и будем вещать на 100 км в радиусе. И что? Сейчас нас можно услышать в любом городе мира, потому что Интернет есть везде…
Р: А как относитесь к тому, что играет на сетевых станциях, о чём в целом они вещают?
А: Это отдельная сказка-песня. Мы как-то рассуждали - хорошо бы, мол, найти мецената, который бы нас спонсировал. Вот есть же «Детское радио», которое спонсирует «Газпром». Я объясняю, «Детское радио» – это хорошо, одна из лучших радиостанций по содержанию. А дальше что? Если «Газпром», к примеру, захочет спонсировать радиостанцию взрослую, что они выберут? Будут спонсировать, понятно, то, что им нравится. А что нравится нашим меценатам? Мы прекрасно знаем их уровень культуры, откуда они вышли, какую музыку слушают. Они никогда не поймут, что молодёжи от 18 до 35, нашей аудитории, тоже что-то нужно. Они считают, что в 18 лет теперь надо слушать шансон. Другой музыки нам не надо, ваша вся эта дребедень – «хеви-метал», мы в это деньги вкладывать не будем. Поэтому станции подобного формата загибаются, даже сетевые. У нас в Нижнем Новгороде радио «Максимум» закрылся, «Наше радио» закрылось. Просто не окупались. Рекламодатели туда не шли, потому что им не нравится эта музыка, и они не понимали, что можно продавать для конкретной целевой аудитории. Если в Москве, например, рекламодатель продвинутый, то в регионах это ещё совсем деревня, сплошные купцы…
Р: Как вы определяете музыкальную направленность своего радио?
А: Стиль музыки – самый сложный вопрос, потому что когда придумывали формат, не хотели загонять себя в рамки чего-то одного, и поскольку мы сами все достаточно продвинутые меломаны, то хотели, чтобы у людей всегда был выбор. Мы придумали определённое сочетание стилей. В течение часа треки выстроены так, что стиль сменяет стиль в определённой, только нами придуманной, последовательности. Получается гармоничный эфир, в котором есть всё: и рок, и электроника, и русский рок, и рэп, и всё это между собой сочетается так, что у человека не возникает дискомфорт, даже если он не любит какое-то конкретно направление. Мы не пытаемся удивлять новой музыкой, с развитием Интернета никого этим не удивишь, хотя следим за новинками, стараемся их чаще в эфир ставить, но не делаем жёсткой ротации песен, чтобы насадить хит в уши. Вообще нет задачи ни в музыке, ни в программах навязывать кому-то своё мнение. Даже если программы серьёзные, в них всегда есть стёб и элемент того, что мы человеку пытаемся показать проблему со всех граней, чтобы он сам выбрал, какую сторону принять. То же самое с музыкой. Мы даём большое музыкальное облако, а слушатель сам в нём выбирает капли дождя, которые будет слушать.
Р: А где вы треки, альбомы берёте?
А: Есть один человек, большой меломан, именно через него постоянно проходит множество музыки, как через сито. Я раньше тоже этим занимался, но потом стал не успевать. Так вот, он присылает мне много новой музыки. У нас есть рубрика «Хит-Хот-Дог» каждый час. Туда раз в месяц загружается 200 последних хитов, и они раз в полчаса выходят, потом месяц проходит, я оттуда их вынимаю, вставляю следующую партию, а эту начинаю скрупулезно переслушивать и отбирать треки, которые навсегда останутся в эфире. Таким образом, из 5 тысяч отслушанных композиций в эфир попадёт 50, но, соответственно, только те, которые достойны того, чтобы остаться в эфире.
Р: А где достаёте раритетные музыкальные вещи?
А: Всё в Интернете. Станция, которая рождена в Интернете, из него же и питается. Слушатели нам присылают треки целыми подборками. И это не возбраняется. У нас действительно свободное радио, все слушатели могут сами принимать участие: кто-то с музыкой, кто-то приносит идеи для программ - да, пожалуйста! Мы с ним садимся, начинаем разбирать: вот программа отличная, но она у тебя проживёт два выпуска, и кончатся идеи. Думай, чтобы она хотя бы 15 выпусков прожила, тогда мы её в эфир выпустим.
Анна Рамашка
Р: Вопрос уточняющий: у каждого из вас есть профессиональное образование? Кто что заканчивал?
А: Радийного нет ни у кого. Журналистов профессиональных тоже, по-моему, нет. Все в основном из смежных профессий: у кого театральное образование, у кого филологическое, кто-то вообще психолог, есть и автослесарь. Самое главное, что это люди, у которых в мозгу радио. Я учился в Питере на киномеханика, а до этого в театральном училище в Нижнем Новгороде.
Р: А другие ребята, если тройку вашу брать?
А: Александр Бакунин учился на филолога, Анна Рамашка – актриса.
Р: А сейчас Вы лично, что ведёте в эфире?
А: Я соведущий в программе «Обмен любезностями». Это такое псевдопублицистическое шоу по средам.
Р: В планах есть желание расширять своё присутствие в эфире?
А: На самом деле мне никогда не было интересно самому быть ведущим в эфире. Мне интересно было программировать радиостанцию, придумывать форматы, концепции, программы, как-то это всё реализовывать. Так случилось, что автор программы «Обмен любезностями» достаточно сложный ведущий, не может работать в одиночку, но не все выдерживали его своеобразного тонкого юмора. И когда его соведущий прежний ушёл, он долго не мог вернуться в эфир, было не с кем. Я вызвался сам. А потом к нам ещё третий человек добавился, и вот теперь у нас три мушкетёра. Но большего мне не хочется. Музыкальный формат, концепция, планирование, расписание всех программ, когда им выходить, в какое время, для кого – это моё. Мне это интереснее, чем просто в эфире сидеть. Для меня это слишком просто, как творческая задача. Хочется чего-то посложнее. У нас, собственно, и нет линейных ведущих в эфире, это не очень интересно, скучно, да и никому не нужно. Есть только ведущие программ, причём собственных, за которые они болеют, и сами о них заботятся.
Прямой эфир. Ведущие Андрей Алексеев и Kern
Прямой эфир. Псой Короленко, ведущий Андрей Алексеев
Прямой эфир. Ведущие Андрей Алексеев и Kern
Увлеченность, искренняя заинтересованность, «боление» за дело – движущая сила проекта. Сайт для радио Ralph, интерьер для эфирной студии делали доброжелатели, совершенно бесплатно. На безвозмездной основе, как рассказывает Андрей Алексеев, сделали и приложение для Apple и Android устройств:
«Просто люди делают... Например, понадобился нам человек, который бы выкладывал анонсы на сайт. Я разместил в группе приглашение волонтёрам, которые хотели бы быть редакторами нашего сайта. Причём мы чётко прописываем, что не платим денег, но можем дать билеты на концерт, написать хорошие рекомендации. А летом часто проходят практику студенты-журналисты. На большие нижегородские радиостанции их не берут, а у нас эти ребята помогают в пиаре, статьи пишут. Очень многие защищали по нам дипломы…»
Р: Я правильно понимаю, что основная концепция радио для вас и ваших слушателей – радио для души?
А: Да, можно и так сказать. Из-за того, что мы некоммерческие, мы не привязаны к тому, что какие-то деньги надо отбивать. Мы можем себе позволить достаточную свободу в эфире. И не говорим, что это не рейтинговое, значит это не пойдёт. Если программа неинтересная, она сама по себе умрёт. У нас делаешь проект, пока он тебе нравится, разонравился – убираем, другой какой-то заводим, ничего страшного в этом нет. Это свободное радио для свободных людей – вот так мы это для себя определяем.
Юлия Берлетова
--------------------------------------------------------------------------------------
Читайте другие материалы Радиопортала об Интернет-радиостанциях:
«Мой день на радио»: от рифмы — к цифре (Интервью с программным директором Интернет-радио «Premium»)
Интернет-радио Всероссийского Общества Слепых презентовало новую студию
Как Маркс обрел голос. Разговор об Интернет-радио «РТВ»
МУЗЫКА ИХ СВЯЗАЛА. ИНТЕРНЕТ-РАДИОСТАНЦИЯ FANK.FM
ИНТЕРНЕТ-РАДИО «НЕСТАНДАРТ»: «ВСЕ У НАС КАК-ТО НЕ ТАК, КАК У ДРУГИХ…»