В борьбу за обладанием пакета в газете «Ведомости» готов вступить основатель издательского дома Independent Media Дерк Сауэр, руководивший им около 25 лет. Продав бизнес в 2005 году, он оставался во главе издательского дома до осени этого года, но 31 августа оставил и пост председателя наблюдательного совета «Sanoma Independent Media». В интервью Slon Сауэр, гендиректор холдинга РБК, сказал, что в первую очередь интересуется именно газетой, а уж затем – журналами своего бывшего издательского дома.
– Газета «Ведомости» сообщила сегодня новость о возможной продаже Sanoma в России. Что вы об этом думаете?
– Конечно, это трагедия, что Sanoma – в такой ситуации. И не только в России, но и в Голландии ситуация у Sanoma сложная. Если будет новый хозяин, может, будет лучше.
– Вы не рассматриваете вопрос о покупке?
– Конечно, я тоже смотрю, но всем движет цена и ситуация с партнерами. Конечно, есть интерес.
– У вас как сотрудника РБК или у вас, как инвестора Дерка Сауэра?
– Посмотрим-посмотрим, рано об этом говорить. Но я сказал Sanoma, что тоже хочу быть кандидатом.
– Вы ведете переговоры?
– У меня – контакты в Sanoma, я жду информации от них.
– Головная компания Sanoma заявила в своем отчете, что с января 2014 года подразделения в России у них уже нет, они оставляют только два страновых подразделения – в Голландии и Финляндии.
– Это понятно, и европейское они тоже продают.
– Чем вы интересуетесь? Вы хотите все подразделение Sanoma купить в России?
– Первый интерес – это, конечно, «Ведомости». Второй – журналы. Я хорошо знаю бизнес. О деталях говорить слишком рано, но это – хороший бизнес.
- Почему они продают его в России?
- У них — огромный долг, не в России, а в корпорации. Им нужны деньги. Это не вопрос о России, рынка в России, а вопрос корпорации Sanoma — долги слишком большие, их нужно уменьшать, они должны продать такие активы, которые можно продать.
- Вы, наверное, хорошо понимаете процедуру увольнения главного редактора газеты «Ведомости».
- Я всю технологию знаю.
- Насколько сложно новому собственнику пакета в «Ведомостях» будет уволить главного редактора в случае, если ему это захочется?
- Нет-нет, это нелегко. Ничего нельзя решить без партнеров — Wall Street Journal и Financial Times. Это — очень специфическая ситуация. Трудно сказать, что будет.
- Насколько я понимаю, журналистов в Москве этот вопрос волнует, потому что газета остается одним из последних крупных, уважаемых независимых СМИ, поэтому вопрос о редакционной политике важен.
- Конечно, вопрос — актуальный, важный.
- В этом случае вы оставите Татьяну Лысову в должности?
- Трудно сказать это сейчас.
- Когда вы вступите в переговоры с Sanoma?
- Я думаю, через месяц-два-три будет более-менее понятно.
- У вас есть деньги или вы собираетесь их со стороны привлечь?
- (Смеется.) «У меня есть деньги?» Это не вопрос.
- Это не вопрос, что у вас есть деньги?
- Это не самый главный вопрос.
- Конкурентами кто прежде всего может выступить в переговорах?
- Я не знаю, я много слышал, но не знаю.
- Если вы добьетесь своего, это может стать подразделением РБК? В таком случае возможно закрытие газеты «РБК»?
- Не актуальный момент говорить об этом.
- Вы верите в печатную прессу, в то, что нужно в нее инвестировать?
- Это — глобальный вопрос. Там есть возможности тоже, надо смотреть каждое издание по отдельности. Где-то — больше возможностей, где-то меньше.
- Газета «Ведомости» еще долго будет в печатном виде, как думаете?
- Это не так важно — печать это или онлайн...
- Печатная пресса умирает, как вы знаете, и в Америке тоже.
- Да, я знаю, поэтому и говорю, что не так важно — бумага, онлайн это или iPad. Главное — это бренд, самое важное.
- Как вы оцениваете рынок печатной прессы в России сегодня?
- Много вопросов у вас...
- Как всегда.
- Конечно, – сложно, но я все равно вижу много шансов, возможностей.
- И с точки зрения бизнеса и с точки зрения политики?
- Меня интересует точка зрения бизнеса.
- Вы же видите, что в Москве оппозиционная пресса, например, находится в сложном финансовом положении, сложно привлечь рекламу. Я имею в виду The New Times, «Новую газету». Отчего это происходит?
- Они вообще другую бизнес-модель представляют. Это не «Ведомости» и не Cosmopolitan.
- Как ее можно охарактеризовать?
- Трудно. Это не обычный издательский бизнес. Извините, мне надо спешить...