У военных есть такое понятие — время «Ч», условное обозначение времени начала операции. Но для многих живущих на границе Урала и Сибири выражение «время Ч» — это всего лишь местное время их родного Челябинска. Радиостанции там носят не менее загадочные названия. Например, «L-radio», на волнах которого звучит, в основном, электронная музыка. Часовые пояса не помеха: директор радиостанции Олег Махалов рассказал читателям Радиопортала о специфике вещания на Южном Урале и о том, как станция меняет «время Ч» в Челябинске на «время L».
— Ну, первый вопрос, естественно, про зимний «сюрприз» из космоса. Буквально на днях Lenta.ru сообщила, что в Челябинске уже появилась даже «церковь метеорита». А как на него в феврале отреагировали на «L-radio»?
Олег Махалов: Кроме информационного освещения была абсолютно человеческая реакция в виде трясущихся ручек у всего коллектива и очень сильной паники, потому что даже мы, работники СМИ, долгое время не могли понять, что произошло … Но потом пришло понимание: благодаря природе Челябинск стал известен всему миру, что очень хорошо повлияло на улучшение инвестиционного климата…
— А каков был этот климат, когда в Челябинске только появилось «L-radio»?
Олег Махалов: «L-radio» начало своё вещание 5 июня 1998 года. В то время оно являлось структурным подразделением корпорации «Логика», крупного челябинского многопрофильного холдинга. Тогда много денег на старт новой радиостанции, к счастью, не требовалось, а гораздо важнее оказался творческий запал первых сотрудников. Спасибо им огромное за то, что он был. На момент открытия работали 15 человек, а сейчас нас 25. И надо сказать, что "текучка" у нас очень-очень маленькая. А так как радиостанция музыкального формата, то наш негласный принцип «больше музыки — меньше слов».
Вот это, наверное, отличительная черта челябинской радиостанции — отсутствие жалоб на нехватку кадров, что является основной проблемой большинства вещателей - вспомним Рязань, Владимирскую область и даже Москву.
Регулярная экскурсия для Слушателей L-radio
— К кадрам у нас подход, как к деревьям, — продолжает собеседник, — мы не пытаемся выращивать их из семян, берем на уровне саженцев, готовых к пересадке, обеспечиваем им хорошую адаптацию и все условия для роста. И за счет того, что климат у нас в компании очень благоприятный, абсолютно все саженцы быстро вырастают в красивые ветвистые деревья, и становятся частью нашего фруктового сада, которым я и сам очень люблю любоваться, и в котором любят проводить время челябинцы.
С кадрами понятно. Что ж, продолжим расспросы:
— Как видите себя в радиопространстве региона? Челябинск живет по «времени L»? Каковы планы на будущее?
Олег Махалов: Все эти 15 лет мы позиционировали себя как абсолютно местное, челябинское радио с соответствующим форматированием и подходом к формированию эфира. Мы были и остаемся челябинцами, делающими радио исключительно для челябинцев. Сейчас, несмотря на выход в соседние города области, мы будем продолжать делать радио именно областного центра, местными будут только отдельные рекламные блоки. Мы знаем, что нас давно и очень активно слушают через интернет, и поэтому мы не дифференцируем эфир: люди во всем мире слушают челябинскую рекламу, и в этом вопросе нам есть куда развиваться. В будущем планируем предоставить даже самому маленькому населенному пункту планеты возможность размещения только своих рекламных блоков, место в которых любой рекламодатель сможет выкупить в автоматическом режиме через систему оплаты электронными деньгами и ускоренной модерацией рекламного контента. Отдельное стратегическое направление развития — это выход в другие регионы России. Собираемся создать в каждом региональном центре абсолютно свой эфир с тем же подходом к формированию контента – это тоже будет электронная музыка, но контент будет полностью «собираться» на месте: будут местные ведущие, местная реклама, местные гости в эфире…
Весенние Каникулы L-radio. Начало. Олег Махалов.
— А как насчёт Интернета?
Олег Махалов: Наш сайт — одна из наших многочисленных поводов для гордости! И дело не только и не столько в том, что в 2010 году он занял 1 место в номинации «Лучший сайт региональной радиостанции». Сайт очень точно выверен: там нет ни одного раздела, появившегося по принципу «такой раздел есть у других, должен быть и у нас». На нашем сайте всё сделано для конкретного посетителя, и только для него, будь это слушатель или рекламодатель. Когда появилась первая версия сайта, я уже и не помню, но когда появится следующая версия сайта, знаю точно — уже скоро (смеется).
— Поводов для гордости прибавится?
Олег Махалов: Это будет, как и прежде, очень удобный сайт, легкий, современный, полезный. Мы реализуем в нем целую кучу как мелких, так и крупных «фишек». Секрет нашего успеха в сайтостроительстве в том, что мы не ищем идеи на чужих сайтах. Мы влезаем в «шкуру» посетителя сайта, пытаемся понять, что ему на самом деле нужно, и даем ему это. Очень здорово, что наши партнеры-подрядчики могут реализовать любую нашу фантазию. Так как нас слушают и с мобильных устройств, у нас уже есть базовая версия приложения для iOS и Android. В дальнейшем намереваемся развивать его в отдельный самостоятельный ресурс.
Весенние Каникулы L-radio. 70 счастливых человек в одном месте
— Эльфы обитают не только в скандинавском фольклоре: они живут и на сайте «L-radio». Не кажется ли Вам, что требование добавления в «ЭЛЬфы» — это несколько искусственное стимулирование увеличения активности и роста аудитории?
Олег Махалов (смеётся): Отвечу в стиле руководителя нашей страны: «Да. Кажется».
— Существование ЭЛЬфов подразумевает наличие троЛЛей. Возникали когда-нибудь эксцессы с конкурентами?
Олег Махалов: Запоминающихся «троллей» в нашем эфире и работе я как-то не припомню, а с конкурентами, которых я воспринимаю как коллег по цеху, у нас хорошие отношения, и мы даже раз в две недели встречаемся в неформальной обстановке, для того чтобы просто «подружить» и обсудить какие-то рабочие вопросы в комфортной обстановке.
Весенние Каникулы L-radio в Турции. Настоящая человеческая дружба длится до сих пор!
— О конкурентах хорошо или?..
Олег Махалов: Наш принцип: «Хочешь бежать всегда первым — не оглядывайся на тех, кто бежит сзади, догоняй того, кто впереди, обгоняй и беги настолько быстро, насколько можешь». Да, есть коллеги, нас выбирают – слушатель, потенциальный рекламодатель, но объединяющим фактором является только современная музыка, в остальном же мы стараемся быть оригинальными. И у нас это получается. Например, в эфире «L-radio» нет классических утренних радиошоу и новостных блоков, и наших слушателей это ни сколько не пугает. Огромное наше преимущество в том, что мы формируем эфир «здесь на месте» и можем менять его очень гибко и быстро, если этого потребует ситуация.
— Вопрос о медиаизмерениях воспринимается обычно собеседниками неоднозначно… А Ваша точка зрения?
Олег Махалов: К медиаизмерениям в сегменте радио отношусь спокойно. Точных эффективных измерений нет даже в крупных городах, но мы научились обходиться без них. Слушателю мы даем отличный эфир, что окупается большой аудиторией, мы качественно даём ей информацию о продукте нашего рекламодателя, а рекламодатель нас благодарит за эффективную рекламу — словами и деньгами. Уважение слушателей и рекламодателей, что ещё надо?! А! Подняться на первую ступеньку рейтинга городских станций? Это достижение у нас уже было, моральную галочку мы поставили, и теперь у нас нет необходимости кому-то что-то доказывать, даже потенциальному рекламодателю. Эффективные рекламные кампании его предшественников – более весомые рекомендации, чем таблички и столбики.
Весенние Каникулы L-radio. Хоровод вокруг бассейна
— Хватает ли доходов от рекламы — кстати, кто основные рекламодатели — или приходится привлекать инвестиции?
Олег Махалов: Денег много не бывает, но самое главное: у нас остаются деньги на развитие. Спектр основных наших рекламодателей широк, по большому счету, можно сказать: он такой же, как у всего радиорынка России.
— Практически все вещателя любят рассказывать о своих эфирных и внеэфирных проектах. Что на «L-radio» интересненького происходит?
Олег Махалов: Моим самым любимым проектом, является «Каникулы L-radio», когда 70 челябинцев уезжают, например, в Турцию и вместе веселятся 7 незабываемых дней и ночей вместе с нашей командой. Эфирных и внеэфирных проектов великое множество, не хочется утомлять читателя. Поддерживаем, в частности, множество городских проектов, связанных со спортом и здоровым образом жизни. Все проекты отражены на нашем сайте. Главное, все эти проекты интересны именно челябинцам, ради которых, собственно, и создавались. Нет, мы не изобретаем велосипед, применяем классические и выверенные технологии, как и наши коллеги по радиоцеху. Для профессионалов скажу, все проекты успешно полностью и заранее продаются.
Слушатели L-Radio поздравляют работников с 15-летием любимой радиостанции
— В финале «Вместе — радио» этого года проходила сессия «Футурология медиа». А как представляете будущее радио Вы?
Олег Махалов: Я думаю, уже через 10 лет, все радийщики мира будут работать для всех радиослушателей мира, и победят сильнейшие, то есть те, кто сможет максимально удовлетворить свой сегмент аудитории...
Юлия Белоус