Бывший топ-менеджер Сбербанка и РБК Юрий Ровенский после продолжительного отпуска занялся развитием медиа активов 27-летнего украинского олигарха Сергея Курченко, владельца Восточно-Европейской топливно-энергетической компании (ВЕТЭК). Медиапроекты этой структуры будут управляться только что созданной фирмой «ВЕТЭК-Медиа», на пост гендиректора которой назначен Ровенский. После завершения сделки о покупке под контроль «ВЕТЭК-Медиа» попадет крупнейший украинский медиахолдинг UMH, который владеет на Украине около 50 СМИ — среди них журналы Vogue, Forbes, «Теленеделя», «Корреспондент» и «Футбол», газета «Комсомольская правда», радиостанции «Наше радио», «Ретро ФМ», Europa Plus.
— Почему вы выбрали Украину? В России достойных предложений вам не поступало?
— Предложений работы было достаточно. Большая их часть была связана с госслужбой. Видимо, наложила отпечаток моя работа в Сбербанке. Мне предлагали должности в администрациях крупных регионов, заместителя федерального министра, но я отказался, мне это больше неинтересно. Для меня работа с крупным медиабизнесом Курченко оказалась более заманчивой. Хоть и решение о переезде в другую страну далось мне непросто.
— Что стало главным аргументом в пользу Украины?
— Подкупила амбициозность планов Курченко. Акционера интересует, чтобы холдинг был наиболее влиятельным с точки зрения доли рынка и захвата пустующих ниш.
— Вам понятно, почему медиабизнес интересует Курченко?
— Он осознает, что структура рынка энергоносителей в какой-то момент может измениться. Признавая, что узкая специализация несет риски, он начал диверсифицировать свой бизнес. Покупка медиа бизнесменами — не особенность одной Украины, это общемировая тенденция. В Украине это абсолютно оправдано. После глобального кризиса рынок медиа находится на низком уровне, и инвесторам выгодно туда входить.
— В UMH появятся новые медиаактивы?
— «ВЕТЭК-Медиа», которую я возглавляю, создана не только для управления UMH, а в принципе для управления медиаактивами «ВЕТЭК». UMH это лишь часть всех активов, база, к которой со временем присоединятся телеканалы, которых до сих пор у UMH не было.
— Какие каналы интересуют холдинг?
— В холдинге присутствуют общественно-политические издания, глянец. Но, на мой взгляд, общественно-политический канал, похожий на НТВ, укрепит позиции других СМИ холдинга. Деловое ТВ тоже было бы хорошим подспорьем. Перед тем как принимать решение о покупке канала, необходим анализ рынка.
— То есть конкретных каналов назвать не сможете?
— Нам нужно понять, в каком сегменте есть рекламные деньги для него. Кроме того, не все, что хочется купить, продается или продается по адекватной цене.
Нужно посмотреть, куда идет рекламодатель. Есть проблема: в Украине отсутствует консолидированная оценка рекламного рынка или его прогнозы. От исследовательских организаций я получил четыре различных варианта состояния рынка рекламы. Три из них относительно совпадают по прогнозам, по тенденции, но по цифрам совершенно различаются.
— Планирует ли холдинг открывать новые печатные издания?
— Такие планы есть. Касаются они прежде всего глянца по франшизе. Я думаю, есть для этого и ниша. Очевидно, что Украине не хватает качественных брендов для размещения рекламы. Поэтому глянцевое направление однозначно будем развивать.
— Ходят упорные слухи, что Сергей Курченко планирует вывести некоторые российские издания на украинский рынок. Это действительно входит в планы?
— Я считаю, что в Киеве на сегодняшний день слишком много российских брендов («АиФ», «Комсомольская правда», «Наше радио», «Авторадио» и другие). Гораздо интереснее, на мой взгляд, говорить о европейских брендах. Это обусловлено и политикой Украины, она смотрит в сторону интеграции с Европой. «Комсомольская правда» себя полностью оправдывает в Украине, но кто из российских брендов может сравниться, например, с Vogue?
— Как изменится команда менеджеров и журналистов UMH с вашим приходом?
— Я только вчера познакомился с менеджерами, а сегодня — с редакторами. Надо сказать, что основатель холдинга Борис Ложкин собрал самую сильную команду на рынке медиа Украины. И продавцы, и маркетологи, и журналистский состав в холдинге очень сильные. У меня есть право привлечения высококлассных специалистов из Москвы, и, наверное, я им воспользуюсь. Решение «кого позвать» будет принято, когда я в полной мере познакомлюсь с коллективом. Перед нами стоит задача в течение сентября-октября провести кадровый аудит, посмотреть на потенциал людей, и либо предложить job offer существующим специалистам, либо подыскивать им замены.
— Кого из России вы готовы позвать за собой в «ВЕТЭК-Медиа»?
— У меня были разговоры с бывшими коллегами главным образом из РБК. Около десяти лет мы проработали вместе. Принять решение о переезде в другую страну непросто. У всех есть семьи, какие-то обязательства, круг общения, которым многие дорожат. Киев, конечно, не Нью-Йорк, лететь из Москвы туда чуть больше часа. Но работа в медиа не предполагает трудового распорядка. К тому же для того, чтобы работать в медиа, нужно хорошо разбираться не только в отраслевых особенностях, но и в том, чем живет общество в целом. Значит, в этом обществе надо постоянно «крутиться». Классный редактор, который разбирается в чем-то в Москве, приехав в Украину, теряет все свои конкурентные преимущества.
— РБК вашего периода упрекали в размещении «джинсы». Есть ли такая проблема в UMH?
— Вопрос, была «джинса» или нет, достаточно спорный. Когда издание пишет о бизнесе и о компаниях, конкуренты всегда назовут это «джинсой». Это присуще бизнесу. Не скажу, что это уникально для России и для РБК. Такая проблема существует везде. Я слышал, что в Украине распространена контентная поддержка рекламодателей.