От политического мультика до симуляции смерти Осамы бин Ладена – новостные игры (англ.: newsgames) позволяют аудитории СМИ виртуально участвовать в важных событиях. Проще говоря, новостные игры – это игры в контексте журналистики. „Новостные игры не заменят классическое освещение новостей, но зато могут расширить сферу журналистики в 21 веке“, – говорит Маркус Бёш (Marcus Bösch), тренер DW Akademie и сооснователь игровой студии the Good Evil в Кельне. В интервью Маркус Бёш рассказал о том, что именно означают новостные игры для медиа и что нас ждет в будущем.
Как новостные игры могут пригодиться конкретной редакции?
Новостные игры позволяют в игровой и интерактивной форме объяснить новости, неважно, будет ли это симуляцией сложных научных явлений, перестановка сумм в госбюджете или интерактивный политический комментарий. Игры позволяют объяснить сложные взаимосвязи, тогда как традиционная журналистика позволяет рассказывать истории. Хорошие игры вовлекают пользователей, не дают им оторваться от экрана и постоянно позволяют узнать что-то новое.
Насколько важно, чтобы новостные игры были также качественно сделаны, как и “нормальные” видео-игры?
Раньше я очень критически относился к этому вопросу, пока не услышал аргументы дизайнера Эрика Циммермана. Он говорил о том, что мы же не ожидаем от документальных фильмов или книг, что они сразу изменят мир. Поэтому не надо слишком строго относиться и к новостным играм. Этот жанр только зарождается, так что я рад любой попытке хоть чуть-чуть развить его.
Какие новостные игры ты считаешь наиболее удавшимися?
Cutthroat Capitalism («Беспощадный капитализм») от Wired, это что-то вроде экономического анализа бизнес-модели сомалийских пиратов. Игра „Could you be a medallist“ («А вы могли быть медалистом?») от британской газеты The Guardian, где каждый может сравнить свои результаты в беге, плавании и других видах спорта с результатами выдающихся спортсменов разных Олимпийских игр. Еще мне нравится Moral Kombat («Моральная битва») – симуляция дебатов между Обамой и Ромни от Huffington Post и статья Just One More Game(«Еще одна игра») New York Times, в которой читатель может расстреливать заголовки и другие элементы прямо на странице.
Где можно почитать о новостных играх?
Можно начать со ссылок на лучшие игры от Флорента Морина. Еще мне нравится сайт Томаса Ролинга. Стоит обратить внимание и на сайт Гонзало Фраски, который придумал само понятие новостных игр. Всем, кому эта тема интересна, советую прочитать книгу “Newsgames. Journalism at Play” (“Новостные игры: Журналистика играющая”).
Как развивается это направление в журналистике во всем мире?
Насчет Германии сказать особо нечего. Не знаю никаких новостных игр, разработанных в последние годы. Может быть, все изменится в этом году после проведения нескольких мероприятий, посвященных этой теме, таких как летняя школа телеканала RTL (RTL Summer School) и дискуссий на выставке игр Gamescom и конференцииScoopcamp.
В глобальном масштабе все не так печально. СМИ в США и Великобритании давно уже начали эксперементировать в этой области. Например, в апреле в New York Times прошел хакатон на тему новостных игр. В Великобритании есть сообщество разработчиков Game The News , да и Бразилия тоже не дремлет, и во Франции газета Le Monde выпустила несколько игр. Вот всего лишь несколько примеров.
Какую команду нужно собрать для создания новостных игр?
Вам нужен гейм-дизайнер, который придумает концепцию, программист, который займется технической реализацией, и дизайнер, который будет следить за визуальной стороной. И, конечно, журналист, который будет работать вместе с гейм-дизайнером.
Какими качествами должна обладать популярная игра?
А что, журналистика должна быть популярной? Я считаю, что новостные игры, как и хорошая журналистика, должны вызывать у игровоков понимание сложных процессов, чему-то их учить. Получить миллионную аудиторию – это не главная цель новостных игр. Хотя, конечно, важно обращать внимание на игровую механику, которая будет поддерживать внутреннюю мотивацию игроков.
С какими ощибками редакции обычно сталкиваются при создании новостных игр?
Главное, что надо понять, – не все можно превратить в игру. Еще часто недооценивается важность игровых механик, а это ведь главный носитель смысла в игре. Плюс очень легко потерятся в треугольнике “цена-время-качество”. Если вы хотите абсолютно достоверно симулировать настоящие новости, то на разработку такой игры могут уйти месяцы.
Как, на твой взгляд, создание новых мобильных устройств, таких как очки от Google, повлияет на развитие новостных игр?
Я уверен в том, что скоро вообще все будет мобильным. Уже были первые попытки использовать Google Glass. В принципе, мобильные и портативные устройства открывают новые возможности для новостных игр, то же самое можно сказать о сенсорах и дронах.
Каким ты видишь будущее новостных игр?
Игры выходят за рамки традиционной новостной индустрии. Игра и симуляции уже активно используют для тренировок, для подготовок к войнам и в образовательных целях. У всех на слуху слово “геймификация”. Так что было бы очень странно, если бы журналисты никак не использовали игры в своей работе. Думаю, скоро мы увидим еще немало попыток создать новую, игровую журналистику.
Интервью: Наталья Карбасова