Бас гитарист БИ-2, основатель Planeta.ru, о том, как работают платформы распространения музыки, зачем нужен краудфандинг и что ждет музыкантов в будущем.
Давайте разделим наше интервью на две части. Первая будет посвящена тому, что все сейчас обсуждают — антипиратский закон, который принимается в России, а вторая — рынку краудфандинга. Вы слышали, что на днях из ВКонтакте стали удалять аудиозаписи? (интервью проходило до момента принятия закона - прим.)
Стали удалять. Интересно, кто стал это делать. Я не понимаю, что там происходит. В частности, с группой Би-2 — никто не знает, кто стирает треки. Правообладатели последнего альбома полностью отрицают свое участие в этом. Би-2 тоже не стирают, тем более те треки, которые мы сами выкладываем.
Теперь насчет закона. Понятно, что рано или поздно это должно было произойти. Люди делают на пиратстве целые состояния и ничего не отчисляют правообладателям, это очень странно. Совершенно очевидно, что почти все пользователи ВКонтакте сидят в соцсети по двум причинам — удобно и просто, там есть все, и для этого ничего не нужно делать.
Но есть еще мнение, что ВКонтакте помогает продвигаться многим музыкантам. Особенно это относится к молодым исполнителям, о которых раньше никто не знал, тот же Oxxxymiron, например. Позиция Павла Дурова заключается в том, что бизнес-модель продажи альбомов устарела, нужно зарабатывать концертами и другими вещами.
Я слышал много комментариев от Павла Дурова. И с его колокольни это звучит как отмазка, потому что он говорит, что музыканты могут делать что-то еще. Если он специалист и профессионал в этом, если он может рассказать, как это делается, то он бы тогда, может, школу открыл. Потому что 200 тысяч групп в России с радостью оплатили бы это обучение.
Конечно, любая система распространения — это хорошо. А во ВКонтакте есть возможность продвигать свои посты, сообщества, и делается это тоже за деньги. Простой пример — группа Би-2. Более 100 тысяч поклонников в сообществе, что тоже по идее хорошо для соцсети. У YouTube, например, есть договоры с правообладателями, причем такие, что при миллионе просмотров видеохостинг предлагает много услуг. YouTube заинтересован в любом канале, а у нас все идут своим путем. В целом системы распространения — это всегда хорошо. Но если разбираться, почему у группы Би-2 не было продаж в последние 7 лет, то любой рекорд-лейбл говорит одно: «О каких продажах может идти речь, если на следующий же день записи уже везде?»
Вы не думаете, что в ближайшем будущем рекорд-лейблов может вообще не быть, что на смену придет мир свободного распространения и свободных знаний?
Я действительно считаю, что музыка должна быть бесплатной. У человека должна быть возможность скачать ее в любую секунду — найти на верифицированном официальном сайте или сообществе. Должно быть такое большое красивое облако счастья. Но в любом случае, те, кто зарабатывают на этом, берут за это деньги. Ведь провайдеры берут деньги с пользователей. Если ВКонтакте вдруг завалят, многие люди задумаются, а куда дальше-то. Они же там не просто ради общения сидят, а ради контента. Конечно, все должно быть более организовано. Ведь радиостанции отчисляют деньги музыкантам в Российское авторское общество — законодательством это предусмотрено. А в интернете такого нет, ну так случилось.
А с Яндекс.Музыкой Би-2 работает?
Да, но только не мы, а рекорд-лейбл. Пока они дают не те деньги, ради которых имело бы смысл заморачиваться отдельно артистам. Суммы совсем мизерные, даже по сравнению с тем, что сейчас на Planeta.ru собирается, и, конечно, это не покрывает никаких расходов.
Мне верится, что рекорд-лейблы найдут себе занятие. Может, через какое-то время они научатся продвигать музыку, потому что их основная проблема в том, что они не умеют делать хорошее промо. Сейчас ВКонтакте научились делать хорошую систему распространения.
А Би-2 сам занимается продвижением в интернете? У вас ведь есть т. н. SMM?
Да, есть хороший SM-менеджер, который уже очень хорошо знает аудиторию, знает, как реагируют люди на те или иные посты, понимает, что и в какое время нужно ставить. Также знает, на что отреагирует Facebook, а на что — ВКонтакте. Аудиторная разница сильно ощутима. ВКонтакте — молодежная аудитория, они жмут лайки, шерят, но они дети, у них нет денег. А в Facebook люди сразу пишут какие-то правильные слова, могут основательно все расписать. Конверсия выше. Facebook — соцсеть более профессиональная, к тому же международная. Наши европейские и заокеанские друзья пользуются именно ей.
Расскажите о Planeta.ru. Все эти проблемы и натолкнули вас на создание краудфандинговой платформы?
Это уже с тоски, наверное, было сделано, потому что стало понятно, что никто не хочет этим заниматься. В зачаточном состоянии ресурс появился в 2011 году, когда мы с Би-2 запустили проект акционирования нового альбома. Мы даже сделали конференцию в РИА Новостях, где пытались рассказать на всю страну о том, что собираемся делать.
Мы тогда еще писали пластинку «Spirit», презентовали ее и рассказывали, что через полгода она появится, пригласили поклонников поучаствовать в этом. И довольно большое количество людей откликнулось. Конечно, краудфандинг — не очень понятная в России схема. Но мы просто решили внутри коллектива, что надо. У нас был совсем сырой интернетный модуль, мы его запустили, реализовали. За год работы, сборов и удачного выпуска альбома многое поняли. И, кстати, тогда выложили альбом в первый день релиза во всех соцсетях. Потом мы ездили по городам, рассказывали о проекте, тестировали его. И мы уже понимали, что нужно делать, поскольку был успешный опыт с Би-2. У нас было огромное желание поделиться этим со всеми. В целом интернет — это проекция твоих мыслей, твоих возможностей презентовать свою деятельность. И группы должны это понять.
А у молодых музыкантов с небольшим числом поклонников есть возможность собрать достаточно денег?
Конечно. У нас есть такие проекты. Группа «Кактус», например. Не скажу, что у них большая аудитория, но они сняли такой потрясающий ролик, что всех очаровали и довольно быстро собрали порядка 100 тыс. рублей. Конечно, не только они, есть и другие группы: «5diez», «Тараканы».
Planeta.ru как-то поддерживает музыкантов, или они все делают сами?
У нас есть отдел по работе с артистами, а также опыт, как правильно оформить проект, не растратив его, как правильно обращаться к людям и показывать проект в развитии. Для музыкантов прекрасно, когда происходит диалог. Люди пишут, что вот, мы с вами как будто бы в студии целый год находимся, записываем, следим за каждым движением. Романтика.
Проекты обычно появляются через личную связь? Как вы приводите людей? Как работает модерация?
По-разному бывает, и модерация, конечно, существует. Но я бы лучше назвал это поддержкой. Мы смотрим идею, беседуем, заключаем договор. Главное здесь — доверие, без которого ничего невозможно. Если идея интересна людям, они ее обязательно реализуют, а мы поможем. У меня всегда было раньше ощущение недосказанности, невозможности сказать спасибо авторам, которые много сделали для меня в детстве. Всегда было ощущение, что вот есть прекрасный актер или режиссер, и нет никакой возможности его поддержать. Что может прекраснее, чем напрямую участвовать в проектах людей, которых ты любишь.
Сколько у вас сейчас в среднем проектов?
В неделю запускается около 10 проектов, а стучится примерно 70.
А в среднем по цифрам — сколько денег можно собрать?
Запросы у музыкантов бывают разные. Например, «Тараканы» хотели собрать 250 тысяч рублей. Они добились своей цели и записали новогодний шуточный ролик о том, что очень рады, что люди принимали в этом активное участие. В конце ролика Сид (вокалист Тараканов — прим.) просыпается в метро — все это оказывается сном. Потом они удвоили эту сумму. Здесь мы фактически показали, как бы выглядел процесс в идеале. Сейчас все у них получается — на эти деньги они записали двойной диск (более 20 треков) и сделали много разных бонусов. Тараканы проводят предварительное прослушивание в клубе для поклонников, рассказывают, как это все происходит.
Надо понимать, что денег на все обычно уходит много — клипы, дизайн и продвижение. Это же не заработки группы, пока только производство. Например, группа Би-2 записывает пластинку в Москве, потом продюсер Эдриан Бушби, который работал с Muse, Foo Fighters, The Subways, сводит музыку в Лондоне, обсуждает все там же вместе с группой. Это, конечно, огромные цифры.
На проект Би-2 сейчас собран почти миллион, на проект «Нечетный воин» тоже почти миллион где-то за полгода. Обычно это происходи за 3–4 месяца. Суммы бывают разные, потому что у всех различные методы записи. Все очень индивидуально. Вообще, многие говорят, что пластинку можно записать бесплатно. Но те пластинки, которые активно слушают по всему миру, обычно записаны без искажений и так, чтобы можно было послушать весь альбом с начала до конца. А качественную запись должны делать хорошие студии, которые понимают весь процесс, на это требуются средства.
Сколько бывает неудачных проектов?
Почти все люди, которые могут обратиться к своей аудитории, делают успешные проекты. Но есть такие авторы, которые просто «хотели попробовать». Они все это как-то забрасывают и ждут. В итоге ничего не выходит. Но мы можем продлевать сроки, потому что нам важно, чтобы проект собрал хотя бы 50%. Тогда мы отдадим деньги с учетом того, что нам пообещают, что проект будет реализован. Таким образом мы хотим стимулировать авторов, чтобы они собирали все 100%. Если мы понимаем, что человек поставил заоблачную цель, беседуем с ним и договариваемся о меньшей сумме. Мы можем и вернуть деньги. Если средства так и не собираются, они попадают в кошелек на Planeta.ru, и при желании их можно вывести, либо человек может потратить их на другой проект.
Сколько людей проявляют активность на Planeta?
Показатели плавают, это зависит от стадий проекта и от людей, которые его делают. Но у нас всегда растет количество проектов, суммы сборов и число откликов. Если говорить о статистике, получается около 15 000 акционера в год. Можно представить, что каждый месяц их приходит по тысяче, но это очень грубо. С марта мы собрали более 7 миллионов.
А вы следите за какими-то другими российскими проектами по краудфандингу?
Есть «С миру по нитке», но сейчас они немного затухли. У них просто нет ресурсов, маленькая команда, чтобы работать над проектами, пиарить их, разрабатывать платформу. И мы их хорошо в этом понимаем, это колоссальная работа. Ну и Boomstarter. Следить особо не за кем.
Какой процент вы берете с проектов? Ресурсы окупаются?
Мы берем 5%. Краудфанинг в чистом виде будет приносить доход, только когда достигнет уровня Kickstarter. Надо понимать, что эти 5% от 17 миллионов — не та сумма, за счет которой можно жить. Но у нас гораздо больше опций — магазин, трансляции, своя соцсеть, онлайн-билеты. Планируем делать нормальный предзаказ концертов, потому что нам легко этим заниматься. В рамках проектов уже включаем мероприятия, которые продаются заранее: на закрытую презентацию «Нечетного воина» пришли 80% акционеров, которые купили акции без даты, и явка была 100%. Это идеальная схема взаимоотношений на будущее. Если люди сами будут способствовать созданию концертов в своем городе, привозить артистов, то это будет безотходное производство, потому что не надо будет тратить деньги на рекламу, билеты будут дешевле. К этому нужно прийти, но у нас уже есть какой-то результат. Краудфандинг — это только одна основная точка, а сопутствует этому все остальное.
Как думаете, может ли Kickstarter или другие зарубежные краудфандинговые проекты прийти в Россию?
Есть разница менталитетов, и она близка к полярной. Прийти сюда со своим движком и сделать кнопочки — этого недостаточно. Нужно уметь говорить, правильно обращаться. У нас до сих пор еще авторы пишут посты про себя в третьем лице: «Группа презентовала…», хотя могут написать «Мы презентовали…». Люди сложно воспринимают канцелярщину. Если говорить о финансовой части, Kickstarter работает с помощью платежной системы Amazon — деньги легко возвращаются на счет. То есть, если ты на проект не собрал, они просто не снимаются. Конечно, такая схема правильная, и такой системы, как Amazon, в России пока нет. У нас есть один быстро развивающийся магазин, который, возможно, будет сильно близок к Amazon.
А вообще, если говорить о Kickstarter, то у нас пока просто нет законодательной базы. Что такое краудфандинг — юридически не прописано. Получается, что краудфандинг мы подстраиваем под продажи и что-то еще. Именно для этого заключаем со всеми договоры. А Kickstarter, я думаю, не будет этим заморачиваться. Они не станут здесь создавать офис, чтобы люди смотрели, какие налоговые вычеты им нужно произвести. Вообще, у нас есть какие-то свои ментальные особенности, под которые очень сложно подстраиваться зарубежным сервисам.