«Успех сопровождает людей, которые любят свое дело». Илона Зинатова, директор «БИМ-радио».
Илона Зинатова, директор «БИМ-радио»
Обычно раз в год, на свой день рождения, «БИМ-радио» Казани приглашает слушателя стать «радиозрителем». Организуется импровизированная студия, в каком-нибудь кафе торгового центра или витрине магазина, куда любой желающий может прийти и увидеть, как работают диджеи, как идет живой эфир, и происходит общение с гостями.
Такой «открытой площадкой» для знакомства с радиостанцией станет сегодня «Радиопортал». Итак, одно из первых коммерческих медиа Татарстана глазами директора «БИМ-радио» — в нашей рубрике «Мой день на радио».
Школьные годы и «первый звонок»
«Осмысление как надо жить» пришло еще в детстве. Зарабатывать будущий директор казанской радиостанции начала в школе. Сборка и спаивание плат для электрозвонков и разделителей для домашних телевизионных антенн давались легко. Денег, полученных от выручки в магазине электротоваров, хватило на то, чтобы купить однажды свой первый магнитофон.
Илона Зинатова, директор «БИМ-радио»:
Я была меломаном, мне нравилась любая хорошая музыка, независимо от жанра. Я коллекционировала записи, их было много и разные: Beatles, Elvis Presley, Rolling Stones, ABBA, Black Sabbath, Высоцкий. Мне, молодому дипломированному специалисту, только что закончившему режиссерское отделение театрального факультета Казанского института Искусств и Культуры, слушающему диджеев в эфире, вдруг захотелось, чтобы музыка сопровождала меня и в работе. Я стала рассматривать радио как место, где творческий человек может найти самовыражение. Появилась уверенность, что я точно смогу реализовать себя в этой профессии.
Решение было принято. В тот судьбоносный день Илона набрала номер и позвонила в студию недавно открывшегося «БИМ-радио». То, что часы показывали шесть утра, (вот она, привычка ничего не оставлять на вечер!) Илону не смутило. После того, как девушку прослушали, руководитель радиостанции дал добро на запуск программы «Memento mori», которой суждено было стать впоследствии долгожителем.
Илона Зинатова, 90-е годы
Илона Зинатова, директор «БИМ-радио»:
Все мое обучение перед первым эфиром состояло в том, что я долго и скурпулезно сидела на сменах рядом с ведущими и просто смотрела, какие кнопки они нажимают, какие ручки в какой момент двигают, когда и как говорят. Некоторым это не нравилось. Те, что были ко мне благосклоннее, делились принципами и азами профессии. И вот настал момент, когда назначили первый выход программы в эфир. Передача была часовая, с перерывами на песни. Я предполагала, что, если я откровенно ошибусь с техникой и с перепугу нажму какую-нибудь не ту кнопку, то меня просто подстрахует ведущий, который сидит в линейке до меня – как-никак это же первый эфир! Ведущий же, которого я сменила, просто вышел из студии, как только я села к микрофону. Так учат плавать детей суровые, но жаждущие гарантированного результата родители – просто бросают, как котят, в воду, и те выплывают или тонут...
Наблюдая по монитору за тем, что происходит в студии, Илона комментирует:
Илона Зинатова, директор «БИМ-радио»:
Несколько раз в день у нас идет видеоподключение онлайн из студии. На сегодняшний момент радиостанция – это мультимедийный проект: 24 часа эфирного вещания собственного продукта плюс BIM-TV, где житель города может ознакомиться с контентом радиостанции, представленным в интернете в аудио- и видеоформатах, как в прямых трансляциях, так и по запросу. Безусловно, сейчас на разных платформах, так или иначе, присутствуют все современные радиостанции. Но мы являемся в этом плане экспериментаторами. Дело в том, что одновременное вещание в радио- и телеэфирах мы начали практиковать в 2001 году одними из первых в стране. Поэтому, когда на радиостанциях началась всеобщая визуализация прямых радиоэфиров и отдельных передач, для нас это не было новшеством. Мы двигаемся дальше. Делаем совместные проекты не только со своим BIM-TV, но и с другими казанскими телеканалами, вещающими в цифровых и аналоговых пакетах кабельных операторов. Сегодня мы также стремимся создавать и продвигать на рынке мультимедийные рекламные предложения.
Первые университеты «БИМ-радио»
В кабинет заглядывает Махмуд Аракаев, музыкальный редактор и ведущий. Он же был самым первым диджеем «БИМ-радио». Илона и Махмуд пришли на радио в девяностые годы, когда на 14-м этаже здания физфака Казанского государственного Университета открылась редакция «БИМ-радио». В одной комнате стоял передатчик, в другой – в студии производства – записывались рекламные ролики. Отдел продаж располагался в другом конце города, поэтому связь с выпускающей студией осуществлялась по рации, так было быстрее. Мобильных телефонов тогда не было, чуть позже появились пейджеры. Махмуд с профессией ведущего не распрощался, ведет дневные эфиры и поныне, оставаясь самым известным радиоведущим города, а вот Илона работает в студии редко.
Илона Зинатова, 90-е годы
Илона Зинатова, директор «БИМ-радио»:
Я прекрасно чувствовала себя в роли ведущей как линейного эфира, так и авторских программ. Мы – первые диджеи – мультифункционалы, мы прошли хорошую школу, стояли у истоков профессии «музыкальный радио диджей» в городе. Имели дело еще с магнитофонными кассетами, а треки «смиксовывали» на CD-проигрывателях. Кстати, первые прямые включения со студией БИМ-радио с улиц города осуществлялись из телефонных городских автоматов, потом мы стали первыми в городе давать информацию о пробках по сообщениям, приходящим от слушателей на студийный пейджер. Сейчас я там, где приношу больше пользы компании в данный период времени. Не за пультом, но в управлении.
Широкий и разножанровый музыкальный формат присутствовал на радио до тех пор, пока медиарынок в Казани не стал конкурентноспособным. В те годы, а «БИМ-радио» начало первым в городе вещать в FM-диапазоне, диджеи обладали полной свободой в подборке музыкального материала.
Илона Зинатова и Вячеслав Бутусов
Илона Зинатова, директор «БИМ-радио»:
Отличало раннее «БИМ-радио» то, что оно было народным, новаторским, по-хорошему хулиганским, свободным в творческих экспериментах и близким к менталитету местных слушателей – казанцев и татарстанцев. Первые диджеи были настоящими городскими звездами, хотя их не показывали по ТВ, и они не снимались в рекламе. Сейчас на радио звучит западная и популярная поп-музыка, ориентированная на региональный менталитет слушателей. Радиорынок Казани сегодня представлен 25-26 радиостанциями. В основном это сетевые московские медиа. Из местных станций три радио вещают на татарском языке и в музыкальном листе чаще ставят татарскую эстрадную музыку, еще две радиостанции местного программирования вещают на русском. Одна из них - «БИМ-радио».
Звучит гимн «БИМ-радио». Таких песен в фонотеке у радио порядка шести. Из приемника доносится ска-роковый припев группы «Волга-Волга»: «Всем пример мы показали, первое FМ в Казани»...
Илона Зинатова, директор «БИМ-радио»:
Вот уже 9 лет я придерживаюсь следующей генеральной линии в работе – удерживать лидерство «БИМ-радио», создавать уникальный интересный контент, осваивать новые среды для доставки нашего продукта потребителю и, конечно, осуществлять монетизацию этого контента. В то же время важно осознавать и социальную значимость нашей деятельности. Напряжение у людей в повседневном стрессе велико, мы часто замечаем это по хмурым лицам соседей, видим проявления повышенной агрессии на улицах. Позитивное радио, где звучит хорошая музыка, знакомые, родные голоса диджеев, где есть место шуткам, общению и смеху, частично берет на себя психотерапевтическую функцию, дает разрядку, настраивает аудиторию на позитивный лад. Музыкально-развлекательное «БИМ-радио» просто помогает казанцам каждый будний день жить легче, в чем-то интереснее, и с оптимизмом смотреть в будущее.
Выпусков новостей у нас нет. Новостные программы подразумевают приличный штат сотрудников информационного отдела, профессиональных журналистов, – это дорого для местной станции. Когда мы образовались, у нас были новостные включения, но года через два мы поняли, что лучше делать хороший развлекательный уникальный контент, чем «не дотягивать» по новостям, что наблюдаем у других местных радиостанций. Да, индустрия развлекательных СМИ отвлекает от важных политических и социальных проблем, это правда. Для того, чтобы заострять внимание на острых моментах, есть СМИ иных форматов. В чьих интересах сохранять количественное доминирование развлекательных СМИ над информационными или культурно-просветительскими - это другой вопрос.
Начинается популярная программа «Обед на Бим-радио», когда после сигнала ведущего на студию обрушивается шквал звонков. В итоге, два дозвонившихся слушателя принимают участие в интеллектуальном конкурсе, а выигрывший получает съедобный приз.
Илона Зинатова, директор БИМ-радио:
Больше всего в работе мне нравится испытывать радость от того, что задуманное и спланированное получилось, когда видишь реальные результаты. Придумали проекты, например, рейтинговое утреннее шоу или программу для автолюбителей «Коробка передач», конкурс «Автогерой», запустили, они работают, продаются и пользуются спросом у слушателя и рекламодателя – это значит, что мы предложили нечто полезное для других людей, произвели то, чем они хотят пользоваться. Продуцируя полезные услуги, мы получаем средства, которые позволяют нам развиваться и жить дальше, как мы сами хотим. Я говорю как о компании, так и об отдельном сотруднике. А что может быть ценнее свободы, т.е. жить так, как ты хочешь.
Альметьевск на проводе. Идет обсуждение деталей работы со службой продаж. Илона комментирует, что в последнее время спрос на рекламные услуги радиостанции растет, хотя для этого пришлось противостоять сетевым радиостанциям.
Илона Зинатова, директор БИМ-радио:
БИМ-радио вещает также в близлежащих к Казани малых городах. Помимо Альметьевска, куда мы пришли три года назад, нас можно слушать в Зеленодольске, Волжске, Лаишево, Арске, в сетке которых есть и свои местные часы вещания. Например, в Альметьевске у нас работают свои ведущие, журналист, проводящий ежедневные прямые включения с улиц города.
Основная проблема регионального радиорынка – это распределение частотного ресурса. То, каким образом это происходит в последние несколько лет. В итоге, создалась ситуация, в которой в регионах львиную долю на рынке составляют сетевые станции крупных медиахолдингов, а локальные, в большинстве своем, вынуждены сходить с дистанции. Связано это нередко с тем, что сетевики устанавливают ценовой демпинг: продают пакетом рекламное время на двух-трех радиостанциях по цене одной. Отсюда - удручающее однообразие в форматах радиостанций и скудная местная информационная составляющая в эфире в целом.
Начинается программа «Герои одной песни», где звучат версии одного хита. Рабочий день подходит к концу. Завтра — пятница, один из самых напряженных по графику дней недели: в отделе продаж клиенты размещают рекламу на выходные и на предстоящую неделю. На вопрос, как удается распределять время на работе, Илона делится, что следует советам известного тайм-менеджера Архангельского, а также пользуется электронными календарями. А вот полностью абстрагироваться от мыслей о радио во внерабочее время не помогает ни одна методика. Словно в подтверждение словам Илоны, звучит песня «You were always on my mind», Пресли и Pet Shop Boys.
Илона Зинатова, директор «БИМ-радио»:
Когда имеешь отношение к созданию чего-либо, то идеи приходят не всегда по расписанию. Даже в турпоездках, на отдыхе в жарких странах, ты невольно смотришь, как работают медиа, какая и где есть реклама, и какой интерес к СМИ проявляет потребитель. Т.е. любой информационный поток проходит через зараженный профессией мозг, через особый фильтр восприятия. Это как режиссеры или операторы, которые не могут смотреть фильм как простые зрители, они оценивают его, как люди конкретной профессии. Думаю, что это издержки любого, кто занят в той или иной сфере более 10-15 лет.
А вот рутины в нашем деле вообще не бывает. Скучать российскому малому и среднему бизнесу, реальному, а не аффилированному к административным госструктурам, не приходится. В условиях большой конкуренции, как у нас в Казани, тем более.
Полина Фатеева