Главред интернет-издания korrespondent.net – о любви к новостям и усталости от них.
Юлия МакГаффи называет себя news junkie, новостеголиком. Она возглавляет один из самых популярных новостных сайтов Украины и любит эту работу. Впрочем находит время и для увлечений: поездок за границу (после мастер-класса в Школе журналистики Украинского католического университета, например, отправилась в Канны), чтения – особенно современных английских и американских писателей, кино (очень ждет «Влюблённых пассажиров» Педро Альмодовара) и прогулок с любимой собакой Фросей. Гуляет она с Фросей так – в одной руке поводок, в другой – смартфон: чтобы держать в поле зрения новостную ленту родного издания. В ходе нашего разговора она призналась в любви к работе, рассказала, как повлияла на Корр смена собственника, и отказалась быть Нострадамусом.
Не ретрансляторы, а законодатели моды
Сайту korrespondent.net в этом году будет 13 лет. Как менялся формат за эти годы?
- Раньше работали круглосуточно, теперь – 24 часа с сутки, в том числе по выходным, с утра до вечера и с вечера до утра:) Естественно, добавились разделы – фото, видео, пользовательский контент (UGC), в частности блоги, сервис «Я – корреспондент» и так далее. Всего этого становится больше, все это развивается, но формат новостного издания не меняется. Единственное нововведение – в этом году мы решили поэкспериментировать с сегментом lifestyle: кроме новостей, пишем о еде, путешествиях, гаджетах, здоровом образе жизни. Нам кажется, что это интересно нашей «новостной» аудитории, ну и может привлечь на сайт новых читателей, которые с нами останутся.
Что отличает Корр от других сайтов?
- Отличает, во-первых, возраст – мы были одним из первых новостных изданий. Во-вторых, то, что мы не пользуемся покупным траффиком. Я никого не осуждаю, но мы считаем, что это не очень хорошо, и не делаем этого. В-третьих, нас отличает довольно большая глубина прочтения, то есть, люди, приходящие на сайт, читают больше новостей, чем те, кто приходит на сайт конкурентов. И, наверное, мы реагируем на международные события немного быстрее других. И в соцсетях популярнее многих.
Кроме того, я, например, не считаю «Украинскую правду» конкурентом – мы работаем в совершенно разных нишах. У них в основном украинские новости и прекрасные расследования, авторские материалы. У нас – в основном general news, в приоритете Украина и международка в зависимости от информационной ситуации. Международная информация появляется у нас в топах так же часто, как украинская.
Почему вы отказались от полевой журналистики, репортерства, поиска эксклюзивов ради ретрансляции сообщений информагентств и других СМИ? Это коммерчески невыгодно или просто неинтересно?
- Такова концепция новостного сайта: новости быстро и качественно. Изначально была выбрана эта модель, и она достаточно коммерчески выгодна. Репортерство, аналитика, расследования – все это есть в журнале «Корреспондент». Он появился двумя годами позже сайта, мы же остались новостным паровозом. Я бы не называла это ретрансляцией. Мне очень обидно, когда нас обзывают агрегатором или ретранслятором. Это было бы справедливо, если бы мы репостили что-то автоматически. У нас же идет отбор информации, ее тщательная обработка, переписывание, дополнение и создание информационной картины дня. Очень много сайтов в Украине ориентуются в плане выбора и подачи новостей именно на korrespondent.net. Так что мы не ретрансляторы, а законодатели новостной моды. Но действительно, было бы круто создать у себя какой-то investigation department, но для этого нам бы пришлось переманить Мустафу Найема с «Украинской правды», например. Вряд ли это возможно.
По каким критериям вы подбираете новости?
- Если долго работаешь в новостях, понимаешь, что выстрелит, а что нет. Понятное дело, то, что выстрелит и будет иметь резонанс, ты развиваешь. Но, если мы хотим привлечь внимание к тому, что украинцы мало читают, то мы новость о том, что половина украинцев не читает книг, выставим в топ. И нам, по большому счету, не важно, востребована ли эта информация – мы хотим привлечь внимание общества к этой проблема. И заметьте: ретранслятор ни на что не влияет, мы же стремимся привлекать внимание к тому или иному событию или теме.
Политические блоги на Корре очень эклектичны. Здесь собрались Виктор Медведчук, Александр Бригинец, Вячеслав Пиховшек, Олег Ляшко и другие. Чем руководствуется редакция, предоставляя этим и другим политикам и общественным деятелям место на платформе?
- У нас нет политических предубеждений, мы – открытая площадка, готовая принять всех, кто приходит, и дать высказать свое мнение совершенно бесплатно. Да, это эклектика, но посмотрите, как эклектичны сами политики. То, что происходит в блогах – лишь отражение.
Усталость от новостей
Что происходит на украинском рынке онлайн-СМИ? Насколько наши тенденции соответствуют мировым?
- Если говорить о коммерческой составляющей, то рынок сильно вырос в минувшем году. Еще одна тенденция заключается в том, что общая аудитория интернета растет быстрее, чем аудитория новостных сайтов. Поэтому усилия последних направлены на то, чтобы отхватить часть новоприбывших пользователей. Еще одна тенденция: согласно прогнозам, через пять лет количество заходов в интернет через мобильные устройства во всем мире вырастет в 18 раз. Цифра впечатляет. В Украине, может быть, 18-кратное увеличение произойдет немного попозже, но нам тоже нужно думать о том, чтобы контент интернет-изданий хорошо смотрелся на мобильных устройствах. А также о форматах рекламы для этих устройств.
В чем украинские новостные онлайн-издания отстают от мировых?
- Я никого не хочу обидеть, но меня расстраивает местечковость. Например, слишком много пишут о происходящем в треугольнике «Верховная Рада – Кабинет Министров – Администрация Президента». На самом деле эти структуры ярких новостей не продуцируют. Для себя я называю это политическим болотом. Настоящие, намного более интересные события происходят в других местах – в мире, твоем городе, твоем районе.
На Западе все чаще можно слышать мнение, что люди устали от голых фактов и хотят от журналистов интерпретаций и личного мнения…
- Да, такая тенденция есть. Есть люди, никогда не любившие новости, и есть уставшие от новостей.
В Нидерландах в сентябре запустят сайт De Correspondent – почти тезку нашего. Его создатели заявили, что не хотят работать по новостным стандартам, потому что настоящая журналистика не бывает объективной. Команда из пяти человек, ранее работавших в онлайн-изданиях, собирается поддерживать сайт субъективной, авторской журналистики за счет краудфандинга. За неделю им удалось собрать около миллиона евро инвестиций. Та же модель сработала в России с Colta.ru, существующим уже полтора года за счет краудфандинга. Значит, аудитория готова платить, вопрос только в том, за что она готова платить. Я уверена, что скоро возникнут украинские СМИ, подобные российской Colta.ru, готовые пойти этим путем. Но они должны быть готовы к тому, чтобы делать такую журналистику, за которую их читатели заплатят.
Как, по вашему мнению, изменится украинская журналистика в ближайшие 5-10 лет?
- Я не Нострадамус и не прогноз погоды – не представляю себе и того, что будет через год. Что-то можно предвидеть, а что-то свалится как снег на голову. Хотелось бы, чтобы журналистика стала более авторской. Возможно, я просто устала от новостного формата. Он востребован, но его уже слишком много. Есть еще понятие «медиасрач», когда журналисты начинают публично выяснять отношения между собой или между изданиями, тратя на взаимные обвинения уйму сил и нервов. Потом об этом все забывают, но силы потрачены и время ушло в никуда. Мне бы хотелось, чтоб украинская журналистика была без медиасрачей.
Что бы вы посоветовали молодым людям, которые сейчас изучают журналистику?
- Во-первых, много читать. Причем не только профильную современную литературу, а хороших мировых авторов – Хемингуэя, который тоже был журналистом, гениального американца Тома Вулфа, писавшего в 50-х и 60-х для Esquire. Чтение всегда будет полезным.
Во-вторых, побыстрее найти работу. Учеба – это хорошо, это необходимо, хорошая база знаний нужна. Но весь опыт накапливается во время работы. Ошибки тоже совершают в процессе работы, и лучше совершить их в 20, чем в 25. Я, например, научилась всему, что умею, в процессе работы. Я никого не призываю переводиться на заочное отделение, как была вынуждена сделать я после второго курса. Работы тогда было много, нужно было зарабатывать на жизнь, и я сделала выбор в пользу работы, о котором не жалею.
Любить свою работу – это привилегия
Относительно недавно у группы изданий KP Media, в которую входит ваш сайт, сменились владельцы. Ощутили ли вы перемену?
- Если честно, ничего особо не чувствую, кроме того, что мы переехали в новый офис. По большому счету, ничего не изменилось: мы работаем, и нам, в принципе, хорошо и интересно. Не скрою, у меня были опасения: новый собственник на украинском рынке – это всегда страшно. Мы привыкли к западному подходу, а тут – «Украинский медиахолдинг». О смене собственника я впервые услышала, вернувшись из Индии, где пребывала две недели в совершенной нирване. И, конечно, страшно расстроилась. Но потом оказалось, что зря. Как и предыдущий собственник, новые инвесторы не вмешиваются в редакционную политику.
Как в вас уживаются журналист и медиаменеджер?
- Сначала я довольно долго была журналистом, потом новостным редактором, но одно другого не отменяет. Я люблю писать посты в блоге, время от времени – какие-то материалы. Мне кажется, когда журналисты становятся медиаменеджерами, это хорошо и для редакции, и для бизнеса. Менеджерская работа дисциплинирует журналиста, а журналист, выросший до руководителя, лучше понимает редакцию. Конечно, в последнее время менеджерских функций стало больше. Это обусловлено тем, что нужно развивать и переделывать ресурс, а не только заниматься новостями, редактировать заголовки и направлять информационные потоки.
Что для вас korrespondent.net – работа, самореализация, стиль жизни?
- Я вообще не представляю себя нигде, кроме как в Корре. Ни в каком другом месте. В Киеве уже все знают, что переманивать меня бесполезно – пока ничего экстраординарного не случится, я никуда не уйду. Это дело всей жизни и даже нечто большее, это очень-очень большая моя любовь. Мне повезло, ведь это огромная привилегия, когда ты любишь свою работу, ездишь туда с удовольствием, а не с отвращением. С другой стороны, это источник нервозности, стрессов, проблем и нелегких решений.
Есть ли у вас профессиональные фобии?
- Уже нет. Боюсь высоты и насекомых, а в плане работы – ничего. Раньше были какие-то опасения, неуверенность в себе. Но в последние годы я закалилась. Понятное дело, что, когда ты среди лидеров, тебе совершенно не хочется, чтобы тебя сбросили с пика. Но не могу сказать, что от мыслей об этом я просыпаюсь в холодном поту. Я об этом особенно не думаю, просто постоянно делаю что-то для того, чтобы мы развивались дальше. Бояться – это неконструктивно.
Наталья Задорожная