Последние годы радиотеатр как жанр – исключительная редкость в отечественном эфире. Триумфально победившая массовая культура вытеснила сложный, умный и, к слову, достаточно затратный в производстве контент, фактически объявив его анахронизмом. Тем удивительнее фантастическая, казалось бы, по нынешним временам, популярность оригинального и тонкого художественного проекта, в течение трех лет звучавшего в эфире радиостанции «Финам FM» - «Точка отсчета». Десятки тысяч прослушиваний и скачиваний, обсуждение на форумах и «лайки» в социальных сетях, международное признание – программа первой за всю историю российского радио получила престижную награду «Серебряный микрофон» на Нью-Йоркском радиофестивале. И это был отнюдь не единственный совместный эксперимент в этом жанре радиостанции, собравшей в свое время вокруг себя умную, топовую аудиторию, и актера, режиссера и радиоведущего Федора Степанова.
В интервью «Радиопорталу» Федор поделился размышлениями о том, как сделать радиотеатр актуальным для современного слушателя, и что ждет этот жанр в будущем.
Правда ли, что Вы являетесь единственным в России лауреатом, кто получил престижную награду в номинации Worlds Best Drama Special на Нью-Йоркском радиофестивале? Конкурс был большим?
Справедливости ради, награду я получил не в Нью-Йорке — мне ее прислали в Москву, но действительно, за всю историю существования фестиваля я являюсь его единственным лауреатом из России. Всего в конкурсной программе участвовали радиостанции, сети и независимые производители из более чем 30 стран мира.
Почему вдруг Вы решили работать в таком необычном жанре как радиоспектакль?
По-моему, нет ничего интереснее человеческой судьбы, мне хочется ее понять, а понимать можно только те вещи, которыми ты сам становишься. Примерно так и появилась «Точка отсчета», и я стал искать героев, а они были уже у меня на слуху, ведь я актер театра «Практика». Первый раз родилась небольшая история всего на минуту и сорок секунд о психологе Викторе Франкле, который пережил концентрационный лагерь и понял, как выжить в невозможных условиях. Находясь в лагере, он представлял себя в теплом зале, где внимательная публика слушает его лекцию о психологии человека — и эту лекцию он впоследствии прочитал. Опыт работы в этом жанре у меня уже был, в том числе, благодаря моей давней и плодотворной работе с Вадимом Демчогом в проекте «Franky шоу» на «Серебряном дожде». Я бы хотел отдельно поблагодарить главного редактора «Финам FM» Олег Медведева: от него потребовалось немало мужества, чтобы решиться ввести в эфир новый формат, а также звукорежиссеров Павла Брускова, Макса Никольского и Антона Лушева - в том, что программа удалась, есть и их большая заслуга.
Ваш стиль совсем не похож на то, что принято называть у нас радиотеатром. Это такая специальная задумка?
Вы правильно сказали, что это то, что мы называем театром, на самом деле театр бывает абсолютно разный. В хорошем европейском театре сейчас пытаются воплотить такой подход, чтобы зритель сам сформировал суждение о поданном материале и самостоятельно создавал театр в своем воображении – это как раз то, что называется «бедный театр». В театре я стараюсь играть даже более нейтрально, чем в радиопроектах. При этом почти все тексты написаны стихами, то есть, в определенном ритме. Для меня это принципиально, причем не только с точки зрения красоты, просто наша речь ведь изначально ритмична, и в том, как мы следуем за ритмом, проявляется смысл. Такому ритмичному способу подачи текста меня научил мой педагог Нильс Крамер в школе «Das Goetheanum» в Базеле. Я пишу все подобные тексты сам, но есть несколько исключений, например, это истории Михаила Булгакова, Николая Гумилева или Андрея Белого. Я просто не могу позволить себе писать за них, поэтому инсценирую уже существующие произведения.
Есть ли в мировой практике примеры подобных программ, на которые Вы ориентируетесь в своей работе?
Прямых аналогов, наверное, нет. Если говорить о каких-то настоящих ориентирах, то это, например, режиссер Владимир Клименко, или просто Клим, лауреат премии ЮНЕСКО, обладатель «Золотых масок» и множества наград. Для меня имя этого человека – синоним современного театра. Например, в Центре имени Мейерхольда была представлена его работа «Шесть комнат». По сюжету за шестью комнатами была одна комната – из «Сталкера» Андрея Тарковского, и в этой комнате исполнялись желания, но только настоящие. Вот в этом и заключается моя основная идея, что театральная площадка – это то место, где ты понимаешь, чего хочешь на самом деле. В формате радио я занимаюсь таким же исследованием, только в пространстве трех минут радиоэфира.
Трудно ли было делать авторскую передачу в жанре радиоспектакля на бизнес-радио, и оказывала ли основная направленность радио влияние на выбор героев?
В конце существования программы на «Финам FM», после изменений в руководстве и в эфире, уже в чуждой среде я получал указания, чтобы были герои только из финансовой среды, политики и т.д. В итоге я признался, что мне это неинтересно, но вначале цикл таких передач все-таки сделал, и даже не без удовольствия. Принцип отбора героев у меня всегда волюнтаристский и субъективный в высшей степени: прежде всего, это люди, которых я бы хотел сыграть. Некоторые идеи я черпаю из социальных сетей, например, увидел недавно немецкую фотографию 1935 г. «Человек, который не поднял руки». На ней изображено, как Гитлер торжественно спускает на воду корабль, у всех присутствующих руки задраны в римском приветствии, а один человек стоит, скрестив руки на груди, и улыбается. Его звали Густав Ландмессер — я позднее нашел его историю в немецких источниках, и так появился герой: если вокруг тебя все орут что-то совсем другое, ты можешь оставаться тем, кто ты есть, и делать то, чего тебе хочется. Другой герой моей передачи — это бывший израильский спецназовец Дани Левин, человек, который был на борту одного из самолетов, врезавшихся в башни-близнецы в Нью-Йорке, и, по некоторым данным, был единственным, кто оказал террористам сопротивление. Впоследствии передачу услышал человек, который дружит с его сыном, запись перевели для него на английский язык и отправили в Лос-Анджелес — получился такой мостик с настоящей реальностью.
Как Вы в целом оцениваете перспективы радиотеатра как жанра? Некоторые считают, что это направление, по сути, анахронизм.
Я очень высоко оцениваю перспективы радио театра и вижу его большой потенциал. Вот, к примеру, Геббельс считал, что если дать человеку четкую картинку, она будет его зомбировать. Я против такого подхода: по-моему, очень важно, чтобы у человека появлялось собственное видение, а радиотеатр как раз способствует этому. Например, сложно поставить в кино «Мастера и Маргариту», потому что Маргарита у каждого своя. Радиотеатр позволяет такого вторжения избежать, поэтому перспективы я вижу большие, но для этого нужно искать новое звучание, а не повторять старые трюки.
Вы уже достаточно давно работаете на радио. Влияет ли как-то Ваша работа на радио на Вашу жизнь, узнают ли люди Ваш голос?
Да, мне постоянно звонят и говорят, что я озвучивал какой-то последний блокбастер, и мне приходится каждый раз отвечать, что это был не я. Еще меня постоянно путают с Вадимом Демчогом. Я считаю, что голос в принципе существует отдельно от человека: я говорю, а он звучит в пространстве где-то. Поэтому бывает важно услышать себя со стороны, ведь голос так и будет дальше звучать отдельно от тебя. К примеру, греческое пятиборье начиналось с бега, а заканчивалось метанием копья, вот голос это и есть то самое копье, которое летит в пространстве. В общем, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».
Чем Вы теперь планируете заняться в будущем, останетесь в радиотеатре?
В действительности, я думаю отправиться нырять, поэтому про Моби Дика сказал неслучайно. В свое время я начал профессионально заниматься подводным плаванием, но театр постепенно вытеснил это увлечение, и теперь у меня есть план вернуться под воду и, наоборот, сделать паузу в творчестве. Хотя у меня еще есть совместный проект с Леонидом Парфеновым — документальная передача на телеканале «Дождь». Кроме того, я снимаю документальный фильм «Предсказание» о Николае II для телеканала «Культура». Есть и другие направления: я преподаю курс «Импровизация как искусство композиционного мышления». Другой мой новый проект называется «Déjà vu» – это снова игра в судьбу какого-то великого человека и возможность переместить себя в обстоятельства его жизни. По сути, это такой же короткий формат, как и в «Точке отсчета», в центре которого оказывается какое-то яркое событие, но на этот раз мы хотим сохранить интригу, добавить интерактивности, поэтому не называем героя — тот, кто угадает о ком речь, получает приз. Новая передача уже стартовала в апреле…
Беседовала Ольга Зябко